НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 07.12.2021 № 2-3431/2021

Судья: Попова М.В.

Дело № 2-3431/2021

Докладчик: Белик Н.В.

Дело № 33-11505/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Белик Н.В.,

судей Выскубовой И.А., Мащенко Е.В.,

при секретаре Сониной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 07 декабря 2021 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения Новосибирского района» на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 10 сентября 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения Новосибирского района» отказать.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения представителя Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр занятости населения Новосибирского района» - Гущина А.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр занятости населения Новосибирского района» обратилось в суд с иском к Нагорнову А.Н., в котором просило взыскать сумму незаконно полученного пособия по безработице в размере 86 670 руб. 44 коп.

В обоснование иска указано, что в государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр занятости наседания Новосибирского района» 05.06.2020 через подсистему «Личный кабинет соискателя» информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратился Нагорнов А.Н. с целью получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Ответчик был признан безработным.

Приказом центра занятости населения №163ДТ/201741 от 11.06.2020 (с учетом приказа №195ППИ/202554 от 13.07.2020 – об изменении продолжительности выплаты пособия) Нагорнову А.Н. было назначено пособие по безработице в размере 75% средней заработной платы гражданина в размере 14 556 руб. на период с 05.06.2020 по 31.08.2020; в размере 75% средней заработной платы в размере 12 755 руб. 50 коп. на период с 01.09.2020 по 04.09.2020; в размере 60% средней заработной платы в размере 10 204 руб. 40 коп. на период с 05.09.2020 по 04.01.2021; в размере 45% средней заработной платы в размере 7653 руб. 30 коп. на период с 05.01.2021 по 04.06.2021.

В соответствии с принятыми приказами центром занятости населения были произведены выплаты гражданину пособия по безработице в размере 86 670 руб. 44 коп. за период с 05.06.2020 по 14.01.2021.

27.01.2021 по каналам межведомственного взаимодействия были получены данные из Пенсионного фонда РФ о назначении Нагорнову А.Н. пенсии с 23.10.2017 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ.

О факте назначения с 23.10.2017 пенсии по старости Нагорнов А.Н. не уведомил центр занятости населения.

Согласно п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 №460, в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

На основании полученных из Пенсионного фонда РФ данных, а также в целях исполнения п. 19 Временных правил, центром занятости населения 29.01.2021 направлено уведомление в адрес Нагорнова А.Н. о необходимости возврата незаконно полученного пособия по безработице.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласилось Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр занятости населения Новосибирского района», в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что при заполнении заявления в электронной форме о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы гражданин подтверждает и соглашается с данными о том, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными. Кроме того, начиная с 12.10.2020 ежемесячно гражданину направлялась информация с предупреждением о том, что в случае трудоустройства, оформления пенсии и др. необходимо сообщить об этом в центр занятости населения, сняться с учета по безработице и вернуть сумму излишне выплаченного пособия по безработице.

Указывает, что судом не дана оценка тому, что ответчик в судебном заседании подтвердил, что заявление заполнялось не самостоятельно, а с помощью другого лица, т.е. сам гражданина не знакомился с информацией при заполнении заявления.

Полагает, что гражданина скрыл факт назначения пенсии по возрасту (старости) как при заполнении заявления, так и при общении со специалистами центра занятости, ссылаясь на назначение пенсии по инвалидности.

Отмечает, что в 2020 г. система межведомственного электронного взаимодействия с пенсионным фондом РФ работала со сбоями, информация поступала с опозданием и была доступна информация о среднем заработке, страховом стаже. С января 2021 года была налажена возможность получать от Пенсионного фонда через систему межведомственного взаимодействия информацию о назначении пенсии гражданину – 27.01.2021 были получены данные о назначении гражданину Нагорнову А.Н. пенсии с 23.10.2017, в соответствии с п. 1ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Отмечает, что в карточку персонального учета (КПУ) вносятся изменения после поступления новых сведений, соответственно после поступления из Пенсионного фонда о факте назначения пенсии гражданину в КПУ была внесена особо учитываемая категория «пенсионер».

Апеллянт не согласен с указанием суда, что пособие по безработице являлось единственным средством существования гражданина, и возвращение этих денежных средств поставило бы гражданина в трудное материальное положение, поскольку гражданин является получателем пенсии по старости, которая и предназначена для удовлетворения необходимых жизненных потребностей гражданина.

На апелляционную жалобу поступили возражения от Нагорнова А.Н., в которых изложена просьба решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, 05.06.2020 в государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр занятости наседания Новосибирского района» через подсистему «Личный кабинет соискателя» информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратился Нагорнов А.Н. с целью получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

11.06.2020 ответчик был признан безработным и ему назначено пособие по безработице (л.д. 19). На ответчика была открыта карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы от 05.06.2020 №1600234/200124 (л.д. 15-16). Из указанной карточки следует, что Нагорнов А.Н. относится к особым категориям: инвалид, пенсионер.

На основании п. 13 Временных правил приказом центра занятости населения №163ДТ/201741 от 11.06.2020 (с учетом приказа №195ППИ/202554 от 13.07.2020 – об изменении продолжительности выплаты пособия) Нагорнову А.Н. было назначено пособие по безработице в размере 75% средней заработной платы гражданина в размере 14 556 руб. на период с 05.06.2020 по 31.08.2020; в размере 75% средней заработной платы в размере 12 755 руб. 50 коп. на период с 01.09.2020 по 04.09.2020; в размере 60% средней заработной платы в размере 10 204 руб. 40 коп. на период с 05.09.2020 по 04.01.2021; в размере 45% средней заработной платы в размере 7653 руб. 30 коп. на период с 05.01.2021 по 04.06.2021.

В соответствии с принятыми приказами центром занятости населения были произведены выплаты гражданину пособия по безработице в размере 86 670 руб. 44 коп. за период с 05.06.2020 по 14.01.2021.

27.01.2021 по каналам межведомственного взаимодействия были получены данные из Пенсионного фонда РФ о назначении Нагорнову А.Н. пенсии с 23.10.2017 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (л.д. 23).

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание положения ч. 3 ст. 1109 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец не выполнил свою обязанность действовать своевременно, надлежащим и последовательным образом как это предусмотрено временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 №460. Выплата пособия по безработице, которое ответчик не должен был получать, являлась исключительно ошибкой со стороны истца. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, как и не представлено доказательств тому, что ответчик получил пособие обманным путем, а также тому, что при заполнении заявления с целью получения государственной услуги содействия в поиске подходящей работы ответчик указал, что не является пенсионером. А поскольку пособие для ответчика являлось для него единственным источником дохода, полученная в виде пособий по безработице сумма была весьма небольшой и была потрачена на необходимые потребности ответчика, в связи с чем не подлежит взысканию, в качестве неосновательного обогащения.

Судебная коллегия исходит из следующего.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера, а также право на защиту от безработицы.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В ст. 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, граждане, проходящие военную службу.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены ст. 3 Закона о занятости населения.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона о занятости населения).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (абзац четвертый п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (абзац третий п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).

Согласно п. 3 ст. 3 Закона о занятости населения безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 данного закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации - в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

перечисленные в ст. 2 названного закона (то есть занятые граждане).

Главой III Закона о занятости населения установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах (п. 1 ст. 28 Закона о занятости населения).

Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда или переселения по направлению органов службы занятости в другую местность для трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением государственных обязанностей, не прерывают трудового стажа (п. 2 ст. 28 Закона о занятости населения).

Порядок определения размеров пособия по безработице установлен ст. 30 Закона о занятости населения.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными (п. 1 ст. 31 Закона о занятости населения).

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

Как усматривается из материалов дела истцом заявлено ко взысканию пособие по безработице, полученное ответчиком за период с 5.06.2020 года по 14.01.2021 года.

В силу п. 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными. Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

(пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.03.2019 N 318)

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года N 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказа гражданина от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) двух отказов гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявки гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявки гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представления гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (п. 9 Правил регистрации безработных граждан).

Сведения о дате принятия решения об отказе в признании безработными зарегистрированных граждан вносятся в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц (п. 10 Правил регистрации безработных граждан).

Государственные учреждения службы занятости населения уведомляют зарегистрированных граждан письменно (под роспись) или в форме почтового отправления об отказе в признании их безработными и постановке на регистрационный учет в течение суток со дня принятия такого решения (п. 11 Правил регистрации безработных граждан).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой Пунктом 1 Правил предусмотрено, что в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз. 2 п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз. 1 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Согласно п. 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).

Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

Как указано в п.2 Методических рекомендаций по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период применения Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 634), Методических рекомендаций, направленных Письмом Роструда от 07.05.2020 N 1349-ТЗ, «в период действия Временных правил статья 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный приказом Минтруда России от 13 ноября 2012 г. N 524н, и Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденные приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. N 116н, применяются с учетом особенностей, установленных Временными правилами.

Документы, предусмотренные абзацем первым пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в центры занятости населения заявителями не предоставляются( п. 3).

Как указывалось выше, Временные Правила не содержат обязанности органов предоставляющих названную услугу по проверке достоверности сведений, представленных гражданином, а предусматривают лишь особенности по подаче заявления, установленные в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией, однако, данная обязанность остается неизменной в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ).

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 ст. 67 ГПК РФ).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

По данному делу юридически значимым с учетом исковых требований

истца, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление тех обстоятельств, имела ли место со стороны Нагорнова А.Н. недобросовестность в получении пособия по безработице.

В форме заявления, установленного Временными правилами, не содержится графы, в которой бы гражданин, обращающихся за предоставлением услуги мог сообщить истцу сведения о получении им пенсии по старости, в том числе оформленной досрочно, а с учетом того факта, что истцом ответчик был зарегистрирован в установленном порядке в качестве безработного и на стадии проверки сведений, указанных в заявлении ответчика до регистрации в качестве такового, не проверил факт получения ответчиком пенсии по старости, то недобросовестность со стороны ответчика не установлена и доказательств указанному факту стороной истца не представлено, в связи, с чем судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции вопреки доводам апелляционной жалобы является законным и обоснованным.

Придя к указанному выводу, судебная коллегия учла также и тот факт, что на истца, как на орган, предоставляющий государственную услугу, возложена обязанность по ежемесячной перерегистрации гражданина в качестве безработного ( п. 47 Методических рекомендация и иных актов), что и осуществлялось истцом ежемесячно, вместе с тем Центр вопреки требованиям п. 51 Рекомендаций, а также вышеназванного Закона и Правил, не исполнил возложенные на него обязанности и при перерегистрации не установил обстоятельств получения лицом пособия по безработице, являющимся пенсионером по старости.

Ссылка автора жалобы на тот факт, что начиная с 12.10.2020 ежемесячно гражданину направлялась информация с предупреждением о том, что в случае трудоустройства, оформления пенсии и др. необходимо сообщить об этом в центр занятости населения, сняться с учета по безработице и вернуть сумму излишне выплаченного пособия по безработице, не влияет на выводы суда первой инстанции поскольку, данные обстоятельства не свидетельствуют о недобросовестности ответчика, так как с момента регистрации последнего в качестве безработного, перечисленные апеллянтом обстоятельства у ответчика не наступили, а при наличии неизменных фактических обстоятельств, существовавших и на момент принятия решения соответствующим органом, ответчик не мог знать о необходимости сообщить информацию о ранее назначенной пенсии.

Придя к указанному выводу, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что суды не располагают сведениями и доказательствами о наличии у ответчика информации со стороны ГКУ НСО « Центр занятости населения Новосибирского района» о необходимости представить им сведения о факте назначения пенсии по старости, в период получения пособия по безработице последним, несмотря на тот факт, что именно на истце лежит обязанность представить доказательства недобросовестности со стороны ответчика.

Тот факт, что заявление ответчиком заполнялось не самостоятельно, а с помощью другого лица, т.е. сам гражданина не знакомился с информацией при заполнении заявления, не влияет на выводы суда первой и апелляционной инстанции об отсутствии добросовестности со стороны ответчика, поскольку факт подачи заявления ответчик не оспаривает, как и не оспаривает сведения, содержащиеся в указанном заявлении.

Утверждение, что гражданина скрыл факт назначения пенсии по возрасту (старости) как при заполнении заявления, так и при общении со специалистами центра занятости, ссылаясь на назначение пенсии по инвалидности, голословно, поскольку из материалов дела не усматривается, что истцами разъяснялись положения Закона о занятости об отсутствии права у ответчика на пособие по безработице в связи с указанным обстоятельствами.

Тот факт, на который указывает апеллянт в том части, что в 2020 г. система межведомственного электронного взаимодействия с пенсионным фондом РФ работала со сбоями, информация поступала с опозданием, не является основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку до принятия решения о регистрации гражданина в качестве безработного соответствующий орган при подаче любого заявления, должен до регистрация гражданина в качестве безработного, в том числе и при перерегистрации, исключить основания для отказа в регистрации, а также дальнейшей выплаты пособия, что не было произведено стороной истца до юридически значимых действий.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 10 сентября 2021 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Новосибирской области «Центр занятости населения Новосибирского района» без удовлетворения.

Председательствующий:/подпись/

Судьи:/подписи/

« копия верна»

Судья