Судья – Юршо М.В. Дело № 2-608/12-33-647
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 апреля 2013 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей областного суда – Смирновой Л.Н., Сергейчика И.М.,
при секретаре – Николаеве Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 апреля 2013 года по докладу судьи Новгородского областного суда Сергейчика И. М. гражданское дело по апелляционному представлению Новгородского межрайонного природоохранного прокурора на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 января 2013 года, которым в удовлетворении иска Новгородского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ермолинского сельского поселения о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления отказано,
установила:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор (далее – прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Ермолинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области (далее – Администрация) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные между 8 и 9 км Лужского шоссе с правой стороны дороги; на расстоянии 0,3 км по левую сторону дороги в сторону д. Люболяды; на расстоянии 500 м от знака перекрестка «Великий Новгород-Псков-Нехино»; на Лужском шоссе напротив остановки «Станция Нащи», указав в обоснование требований, что наличие обнаруженных по результатам проведения проверки соблюдения законодательства РФ, регулирующего вопросы охраны окружающей среды, незаконных свалок отходов производства и потребления влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Вопреки требованиям природоохранного законодательства и законодательства об организации местного самоуправления, каких-либо действий по ликвидации несанкционированных свалок, находящихся в границах поселения, со стороны Администрации Ермолинского сельского поселения не производится.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, НОАУ «Новгородский лесхоз», ГОКУ «Новгородавтодор».
В судебном заседании исковые требования в части места нахождения несанкционированных свалок, подлежащих ликвидации, прокурор уточнил, просил об обязании Администрации в 60-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные: между 8 и 9 км автодороги «Новгород-Луга»; на расстоянии 500 м на автодороге «Юго-Западный обход» от знака «Великий Новгород-Псков-Нехино» по обе стороны дороги; на расстоянии 0,3 км по левую сторону дороги на расстоянии 1,3 км. по правую сторону от н.п. Ермолино в сторону н.п. Люболяды на автодороге «Новгород-Нехино»; на автодороге «Новгород-Луга» напротив остановки «Станция Нащи».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор выражает несогласие с решением суда, полагая его вынесенным с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным толкованием закона, подлежащего применению. В обоснование представления указывает, что земельные участки, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, не являются объектом вещных либо обязательственных прав граждан или иных лиц, следовательно, данные участки являются неразграниченной государственной собственностью, правами в отношении которого обладает орган местного самоуправления. Обращает внимание, что не получил должной оценки в судебном решении и тот факт, что отходы образовались вследствие жизнедеятельности населения, а не от деятельности, связанной с использованием указанных участков. Поскольку конкретный собственник отходов не установлен, таким собственником в силу действующего законодательства признается орган местного самоуправления, который в силу возложенных на него Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», уполномочен решать вопросы по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а потому именно Администрация поселения должна принять меры к ликвидации обнаруженных свалок. Просит отменить решение суда и принять по делу новое, которым удовлетворить заявленные исковые требования.
В отзыве на апелляционное представление Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области поддерживает позицию Новгородского межрайонного природоохранного прокурора и по тем же основаниям просит отменить решение суда, удовлетворив исковые требования. Кроме того, указывает, что на Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не возложены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, поддержанного прокурором Шутовым В.А., и отзыва на него, заслушав пояснения представителя Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области Смирновой Д.Б., поддержавшей представленный отзыв, а также пояснения представителя Администрации Ермолинского сельского поселения Никифоровой О.С., полагавшей доводы апелляционного представления несостоятельными, а решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, подтверждается представленными материалами дела и сторонами не оспаривалось, что в ходе проведения проверки, проведенной Новгородской межрайонной природоохранной прокуратурой 29 октября и 09 ноября 2012 года в границах Ермолинского сельского поселения Новгородского района выявлено наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления: между 8 и 9 км автодороги «Новгород-Луга»; на расстоянии 0,3 км. по левую сторону дороги на расстоянии 1,3 км. по правую сторону от н.п. Ермолино в сторону н.п. Люболяды на автодороге «Новгород-Нехино»; на расстоянии 500 м на автодороге «Юго-Западный обход» от знака «Великий Новгород-Псков-Нехино» (по обе стороны от автодороги); на автодороге «Новгород-Луга» напротив остановки «Станция Нищи».
Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд сослался на то, что обнаруженные свалки отходов расположены на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
Однако такой вывод суда материалами дела не подтвержден. В деле отсутствуют какие-либо карты, схемы, планы, регистрационные документы и прочее, что могло бы подтверждать данный вывод. Также в материалах дела отсутствуют сведения о границах автодорог, вдоль которых обнаружены несанкционированные свалки, не определен объем хозяйственных обязательств соответствующей организации, являющейся ответственной за содержание приведенных автодорог, в том числе, в части очитки от мусора придорожных полос и съездов с них.
При таких обстоятельствах, является необоснованным вывод суда об отказе прокурору в иске к Администрации по мотиву того, что обязанность по организации охраны перечисленных выше участков, в том числе от загрязнения бытовыми отходами, возложена на Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области.
Учитывая приведенные прокурором в иске основания заявленных именно к Администрации требований, исходя из состава лиц, участвующих в деле, и их процессуального положения, в силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ обязанность предоставить доказательства наличия выявленных свалок, расположение данных свалок в границах Администрации, возлагалась на прокурора. В то же время, Администрация обязана была представить свои возражения по приведенным вопросам, а также мотивированные доводы относительно отсутствия у нее в силу действующего законодательства обязанности по ликвидации приведенных свалок.
При этом, в силу ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Исковые требования прокурора к Администрации мотивированы положениями Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), а также положениями Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ).
Так, в ст. 7 Закона №7-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ.
Как следует из ст. 51 Закона №7-ФЗ, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию и транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона №131-ФЗ следует, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Следовательно, в состав территории поселения могут входить и земли лесного фонда.
Согласно требованиям п. "е" ч. 39 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
П. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Представитель Администрации, не оспаривая факта нахождения обнаруженных свалок на территории поселения, возражал против заявленных требований и ссылался на положения лесного и земельного законодательства, Положение о Комитете лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области, утвержденное Постановлением Администрации Новгородской области от 08 июня 2009 года №183, а также указывал на то обстоятельство, что дороги, вдоль которых обнаружены несанкционированные свалки, относятся к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения и находятся в оперативном управлении ГОКУ «Новгородавтодор», которое в свою очередь, при организации работ по ремонту и содержанию дорог должно обеспечивать очистку полосы отвода, обочин и откосов от посторонних предметов с вывозкой и утилизацией их на полигонах.
Вместе с тем, приведенные доводы не могли быть положены в качестве основания для отказа прокурору в удовлетворении исковых требований, поскольку из приведенных выше положений Закона №7-ФЗ и Закона №131-ФЗ следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
В свою очередь, Администрация не лишена права обратиться в соответствующий по подведомственности суд с исковыми требованиями к тем ответчикам, которых полагает ответственными за бездействие в части ликвидации выявленных свалок, расположенных в границах лесного фонда, либо в границах ответственности дорожных служб.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для отказа прокурору в удовлетворении иска. Решение суда, как постановленное с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Определяя в силу положений ст. 206 ГПК РФ срок, в течение которого Администрации следует совершить возлагаемые на нее действия, судебная коллегия исходила из объемности работ и значительности затрат, необходимости привлечения на договорной основе специализированных организаций. Учитывая также, что данные свалки расположены вне населенных пунктов, судебная коллегия считает возможным установить Администрации срок для ликвидации несанкционированных свалок – до 31 декабря 2013 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 января 2013 года отменить, постановив по делу новое решение, которым обязать Администрацию Ермолинского сельского поселения Новгородского района Новгородской области в срок до 31 декабря 2013 года ликвидировать несанкционированные свалки отходов, расположенные между 8 и 9 км автодороги «Новгород-Луга»; на расстоянии 500 м на автодороге «Юго-Западный обход» от знака «Великий Новгород-Псков-Нехино» по обе стороны дороги; на расстоянии 0,3 км. по левую сторону дороги на расстоянии 1,3 км. по правую сторону от н.п. Ермолино в сторону н.п. Люболяды на автодороге «Новгород-Нехино»; на автодороге «Новгород-Луга» напротив остановки «Станция Нащи».
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: Л.Н. Смирнова
И.М. Сергейчик