Судья – Марухин С.А. 1.11.2023 Дело № 2-2811/2023-33-2059/2023
УИД 53RS0022-01-2023-001659-18
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Смирновой Л.Н.,
судей – Тарасовой Н.В., Ребровой И.В.,
при секретаре – Краснюк Н.Л.,
с участием истца – Ф. и ее представителя – Р., представителя ответчика – Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 1 ноября 2023 года по докладу судьи Ребровой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе СНКО «Региональный фонд» на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 1 августа 2023 года, принятое по гражданскому делу по иску Ф. к СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов, расположенных на территории Новгородской области» об обязании устранить недостатки капитального ремонта и взыскания судебной неустойки,
у с т а н о в и л а:
Ф. обратилась в суд с иском к СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов, расположенных на территории Новгородской области» (далее – СНКО) об обязании устранить недостатки капитального ремонта и взыскания судебной неустойки, в обоснование заявленных требований указано, что на основании решения собственников МКД, расположенного по адресу: <...> от 25 апреля 2014 года СНКО избран лицом, уполномоченным как региональный оператор по капитальному ремонту. Собраниями собственников МКД от 05 августа 2019 года и от 26 июня 2020 года одобрено проведение капитального ремонта кровли в 3-ьем квартале 2020 года, который выполняло ООО «<...>». Ремонт выполнен некачественно. Судом ранее отказано в понуждении ООО «<...>» к устранению недостатков капитального ремонта, ввиду того, что ответственным за устранение недостатков является именно СНКО.
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 1 августа 2023 года постановлено:
Обязать СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов, расположенных на территории Новгородской области» (ИНН <...>) в срок до 01 июня 2024 года произвести в жилом доме, расположенном по адресу: <...> работы по разборке примыканий к парапетам, снятию негодных металлических окрытий и монтажу металлических защитных фартуков в соответствии с СП 31-101-97 (к ТСН КР-97 МО) «Проектирование и строительство кровель»; осуществить ремонт пострадавших от заливов атмосферными осадками 07 октября 2020 года, 19 октября 2020 года, 08 декабря 2020 года, 21 декабря 2020 года, 03 марта 2021 года в ходе ремонта кровли внутренней отделки потолков и стен на последнем этаже лестничных клеток в подъездах №№<...>; осуществить заново ремонт участков кровли в местоположениях квартир №<...> и №<...>.
Взыскивать с СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов, расположенных на территории Новгородской области» в пользу Ф. (паспорт <...>) судебную неустойку в размере 3 000 руб. за каждую неделю просрочки исполнения решения суда, начиная с 01 июня 2024 года и до момента фактического исполнения требований судебного акта.
Взыскать с СНКО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирный домов, расположенных на территории Новгородской области» в пользу Ф. госпошлину 300 руб.
В апелляционной жалобе СНКО «Региональный фонд», ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судом решения, ставит вопрос о его отмене, полагая, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «<...>».
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу Ф., Т., С., Э., У., выражают несогласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, полагая решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 25 апреля 2014 года на общем собрании собственников МКД <...> (далее – МКД) приняты решения о формировании фонда капитального ремонта и специального счёта – путём перечисления на счёт регионального оператора (СНКО).
С 01.05.2015 года управление МКД № <...> осуществляет ООО «Управляющая компания СЭИС-2» на основании договора управления многоквартирным домом № <...>.
Протокол №<...> проведения работ по капитальному ремонту от 05 августа 2019 года собственники МКД приняли решение о капитальном ремонте кровли МКД во 2-3 кварталах 2020 года с предельной допустимой стоимостью в 2 245 639 рублей 19 копеек. Ф. была избрана в качестве лица, уполномоченного от имени всех собственников участвовать в приёмке выполненных работ.
Впоследствии на общем собрании собственников МКД от 26 июня 2020 года срок капитального ремонта кровли определен – 3-ий квартал 2020 года, подрядной организацией определено ООО «<...>», а стоимость работ увеличена до 2 606 957 рублей.
21 июля 2020 года СНКО, ООО «<...>» и Ф. заключили договор на капитальный ремонт общего имущества МКД.
Как следует из искового заявления и объяснений сторон, ООО «<...>» (далее - Общество) приступило к проведению работ в августе 2020 года. В ходе проведения работ произошли многочисленные заливы квартир собственников МКД, лестничных клеток дома в октябре и декабре 2020 года, в результате чего пострадала внутренняя отделка помещений.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом от 03 марта 2021 года о заливе квартиры № <...> МКД (собственник – У.), актом от 19 октября 2020 года о заливе подъездов №№ <...> и <...> МКД, актом от 21 декабря 2020 года о заливе подъезда №<...> МКД, актом от 08 декабря 2021 года о заливе 1 и 2 подъездов МКД, актом от 07 октября 2020 года о заливе подъезда №<...> МКД, актом от 03 февраля 2022 года о заливе квартиры №<...> МКД (собственники жилого помещения – Т., Т.В. и М.А.), актом от 02 июня 2022 года о заливе квартиры №<...> того же дома, составленными управляющей компанией ООО «УК СЭИС-2».
При осмотрах кровли были зафиксированы многочисленные нарушения технологии и качества выполнения работ.
Согласно заключению № <...>, выполненному ООО «Флагман-СтройПроект», при выполнении по капитальному ремонту кровли МКД ответчиком нарушены требования СП 17.13330.2017 «Кровли. Актуальная редакция СНиП 11-26-76», а именно: полностью отсутствуют ограждения высотой не менее 1.2 м по периметру кровли; защитные фартуки парапетов из оцинкованных металлических листов смонтированы без применения костылей; фальцевые соединения защитных фартуков между собой отсутствуют; повсеместно выступ защитных фартуков из оцинкованных металлических листов за боковые грани перепета составляет менее 60 мм; повсеместно уклон защитных фартуков из оцинкованных металлических листов менее 3%.
Ответчик сообщил истцу о завершении работ письмом от 30 марта 2021 года.
В ходе комиссионного обследования кровли МКД 05 апреля 2021 года с участием представителя ответчика также установлено, что защитные фартуки выполнены оцинкованными листами толщиной 0,4 мм вместо 0,5 – 07 мм, не обеспечена уборка территории, прилегающей к объекту, не произведены работы по изменению монтажа парапета по периметру здания с соблюдением уклона во внутреннюю часть дома с изменением метода его крепления, установке перфорированной оцинкованной ленты по периметру вентиляционных труб, по производству заново устройства примыкания к наплавляемому ковру кровли.
24 мая 2021 года истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об устранении недостатков выполненных работ по устройству парапета и ремонту внутренней отделки подъездов пострадавшей от заливов дождевыми осадками вследствие нарушения ответчиком технологии производства работ по ремонту кровли.
Из акта от 25 июля 2021 года, усматривается, что комиссией в составе специалистов ООО «УК СЭИС-2» и ООО «СЭИС», старшей по МКД в результате комиссионного обследования парапетов на кровле дома зафиксировано нависание металлического парапета с кровли дома с торца со стороны подъезда № <...>, также зафиксировано, что по всему периметру дома на кровле дома на парапетах на металлических коробах частично отсутствуют крепления в виде саморезов и дюбель-гвоздей, при порывах ветра создается вибрация металлических коробов, появляется посторонний сильный шум. В районе подъезда № <...> на кровле металлический короб оторван от парапета и нависает над землей, создается тем самым угроза падения на землю, для чего необходимо силами обслуживающей МКД организации ООО «СЭИС» произвести фиксацию металлических коробов на парапетах кровли дома.
ООО «<...>» обратилось в Арбитражный суд Новгородской области суд с иском к Региональному фонду о взыскании стоимости выполненных работ по капитальному ремонту кровли МКД.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2022 года отменено решение Арбитражного суда Новгородской области от 27.12.2021 года по делу № А44-3169/2021, которым отказано в удовлетворении исковых требований ООО «<...>» к СНКО «Региональный фонд» о взыскании задолженности по договору от 21.07.2020 № <...> на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД по адресу: <...> в размере 2 061 843 руб. 49 коп. и постановлено:
Взыскать со СНКО «Региональный фонд» в пользу ООО «<...>» 1 733 105 руб. 49 коп.; в удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать со СНКО «Региональный фонд» 27 998 руб. государственной пошлины в федеральный бюджет.
Взыскать с ООО «<...>» 5 311 руб. государственной пошлины в федеральный бюджет.
Взыскать со СНКО «Региональный фонд» в пользу ООО «УК «СЭИС-2» 42 030 руб. в возмещение судебных расходов на оплату судебной экспертизы.
Взыскать с ООО «<...>» в пользу ООО «УК «СЭИС-2» 7 970 руб. в возмещение судебных расходов на оплату экспертизы.
Взыскать со СНКО «Региональный фонд» в пользу ООО «<...>» 2521 руб. 80 коп. в возмещение расходов по уплапте государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
В рамках рассмотрения Арбитражным судом Новгородской области дела № 44А-3169/2021 была проведена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Центр независимой профессиональной экспертизы «ПетроЭксперт».
Согласно выводам судебной экспертизы № <...>, фактическое состояние конструктивных элементов крыши жилого дома № <...> характеризуется как неудовлетворительное, поскольку исследованием были установлены документально подтвержденные факты проникновения влаги в жилые помещения в период таяния снега (акт от 03 марта 2021 года по кв. №<...>); а также установлены признаки неудовлетворительного состояния отдельных элементов покрытия: металлические окрытия парапетов и примыкания к парапетам. Кровельное покрытие жилого дома не удовлетворяет требованиям нормативных документов, поскольку не выполняет свою функцию по защите здания от проникновения атмосферной влаги.
Выполненные ООО «<...>» работы по ремонту кровли МКД по отдельным видам не соответствуют действующим стандартам, нормам и правилам производства данного вида работ. Установленные несоответствия относятся к некачественно выполненным окрытиям парапетов, а также выявленным экспертным осмотром нарушениям при устройстве примыканий к парапетам.
Недостатки работ при производстве капитального ремонта кровли МКД имеются в части обустройства металлических окрытий парапетов и примыканий к ним. Установленные исследованием недостатки монтажа кровли носят производственный характер, поскольку возникли при производстве работ капитального характера. По характеру выявленные недостатки являются существенными и относятся к устранимым.
Для устранения выявленных исследованием недостатков при производстве капитального ремонта кровли МКД требуется произвести работы по разборке примыканий к парапетам, снятию негодных металлических окрытий и монтажу металлических защитных фартуков в соответствии с СП 31-101-97 (к ТСН КР-97 МО) «Проектирование и строительство кровель». Стоимость устранения выявленных недостатков при производстве капитального ремонта кровли МКД № <...> по <...>, исходя из установленных экспертным осмотром недостатков капитального ремонта покрытия, составила 328 738 руб.
В период нахождения настоящего гражданского дела в производстве суда в сентябре 2022 года комиссией в составе сотрудников ООО «УК СЭИС-2» и ООО «СЭИС», при участии старшей по МКД Ф., проведен осмотр кровли МКД, оформленный актом от 06 сентября 2022 года, согласно которому при визуальном осмотре выявлено частичное отслоение примыканий кровельного покрытия к парапетам и вентиляционным каналам, частичное отслоение материала кровельного покрытия от кровли дома на подъездах № <...>. Над квартирами №№ <...> выявлено нарушение целостности кровельного покрытия у примыкания к парапету, зафиксирован «водяной пузырь».
03 июля 2014 года принят Областной закон Новгородской области № 291-ОЗ «О региональной системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области», в соответствии с которым лица, обязанные вносить взносы на капитальный ремонт, обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего областного закона, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере; В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, ежемесячно до последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с положениями Областного закона, региональный оператор - специализированная некоммерческая организация, созданная Правительством Новгородской области в организационно-правовой форме фонда и осуществляющая деятельность, направленную на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области; региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области (далее - региональная программа капитального ремонта), - перечень мероприятий, реализуемых в целях планирования и своевременной организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, формируемый на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области.
В силу ст. ст. 10 - 11 Областного закона № 291-ОЗ в целях реализации настоящего областного закона создается региональный оператор.
Региональный оператор является юридическим лицом, созданным Правительством Новгородской области в организационно-правовой форме фонда. Учредителем регионального оператора является уполномоченный Правительством Новгородской области орган в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Региональный оператор создается в целях создания условий для формирования фондов капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Новгородской области, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан, оказания финансовой поддержки по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Функциями регионального оператора кроме установленных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации являются:
1) предоставление поручительства при кредитовании кредитными организациями проектов по капитальному ремонту многоквартирных домов;
2) субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, полученным на проведение капитального ремонта многоквартирных домов;
3) оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов;
4) управление временно свободными средствами фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) иные функции, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим областным законом и учредительными документами регионального оператора.
В целях осуществления функций, предусмотренных в пунктах 1 - 5 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью 8 настоящей статьи, региональный оператор:
организует начисление, сбор и учет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах (далее - собственники помещений), в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора. Учет взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений, должен быть обеспечен в отношении каждого многоквартирного дома, каждого собственника помещений;
для аккумулирования взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений, принявшими решение о формировании фонда капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, открывает на свое имя счет (счета) в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса, порядок проведения и условия которого определяются Правительством Российской Федерации;
открывает на свое имя специальный счет и совершает операции по этому счету в случае, если собственники помещений на общем собрании собственников помещений выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета;
осуществляет финансирование расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в соответствии с региональной программой капитального ремонта;
управляет временно свободными средствами фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации;
осуществляет контроль за целевым использованием финансовых средств, выделяемых региональным оператором и (или) полученных при содействии регионального оператора, приостанавливает финансирование в случае выявления нецелевого использования средств.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ.
Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
В Новгородской области региональным оператором выступает Специализированная некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Новгородской области».
Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 14 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 18 января 2023 года, отказано в иске Ф. к ООО «<...>» по заявленным в настоящем иске требованиям по тем основаниям, что надлежащим ответчиком должно являться СНКО «Региональный фонд».
Исходя из ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы СНКО «Региональный фонд» о том, что СНКО «Региональный фонд» является ненадлежащим ответчиком по делу, а ответственным за устранение недостатков должно являться именно ООО «ЛегионСтрой».
Судебная коллегия соглашается со всеми вышеприведенными выводами суда, полагая их законными и обоснованными, соответствующими требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которые явились предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, были оценены при рассмотрении дела, выводы, полученные на основании такой оценки, подробно отражены в обоснование решения суда и подтверждаются исследованными судом доказательствами по делу, с такой оценкой судебная коллегия согласна. Иное толкование заявителем апелляционной жалобы норм материального права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований, предъявляемым гражданским процессуальным законодательством (ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ) и подробно изложена в мотивировочной части решения суда.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выше выводам, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
В остальной части решение суда не обжалуется сторонами, в связи с чем оснований для его проверки в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 1 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу СНКО «Региональный фонд» – без удовлетворения.
Председательствующий Л.Н. Смирнова
Судьи Н.В. Тарасова
И.В. Реброва
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.11.2023.