Судья Карцевская О.А. Дело № 33-3223/2013 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Давыдова А.П., судей Крайневой Н. А. и Леонтенковой Е. А.,
при секретаре Сесорове Е.А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Давыдова А.П.
дело по апелляционной жалобе Чечевичкина Ю.А.
с участием Чечевичкина Ю. А.
на решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 09 января 2013 года
по делу по иску Чечевичкина Ю.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району г. Нижнего Новгорода, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области об определении категории транспортного средства, признании права на исчисление транспортного налога по ставке «легковой автомобиль»,
У С Т А Н О В И Л А :
Чечевичкин Ю.А. обратился в суд с иском об определении категории вида транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности <…>, государственный регистрационный знак <…>, ПТС <…> от 22.07.1999 года, указав, что автомобиль был исполнен производителем, как автобус на 10 мест, категории «Д». Решением <…> от 29 июля 1999 года автомобиль после конструктивных изменений переведен из категории «Д» в категорию «В», вместимостью не более восьми мест, мощность автомобиля изменена со 110 л.с. на 98 л.с., максимальная масса не превышает 2980 кг, длина кузова- 4,5 метра. ГОСТ Р 51709-2001, Постановление Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 года, Приказ от 23 июня 2005 года определяют категорию его автомобиля, как «легковой», в связи с чем и транспортный налог подлежит начислению по ставке «легковой автомобиль».
04 декабря 2012 года Чечевичкин Ю.А. уточнил исковые требования, просил обязать ИФНС РФ по Советскому району г. Нижнего Новгорода начислять транспортный налог на его автомобиль <…> за 2009-2011гг. по ст. 361 Налогового кодекса РФ и Приказу по ИФНС РФ № ММ-3-6/561 от 31.10.2008года; обязать произвести необходимые изменения по транспортному средству истца в базе данных по учету в соответствии со справочниками и классификаторами, используемыми при обмене по приложению № 4 «Положения о взаимодействии ИФНС с МВД» от 31.10.2008 года, то есть уточнить тип транспортного средства – заменить тип «автобус» на тип «легковой автомобиль», не производить начисление пени за задержку оплаты транспортного налога до вступления в законную силу решения суда по иску (л.д.130-131).
В судебном заседании истец Чечевичкин Ю.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель ИФНС РФ Советского района г. Нижнего Новгорода по доверенности Комарова О.А., принимавшая участие в судебном заседании, отнесла разрешение вопроса на усмотрение суда.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика Главного Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области по доверенности Синичкин В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в суд представил мотивированный отзыв по существу заявленных требований с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 129).
Решением Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 09 января 2013 года постановлено: в удовлетворении исковых требований Чечевичкина Ю.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району г. Нижнего Новгорода, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области об определении категории транспортного средства, признании права на исчисление транспортного налога по ставке «легковой автомобиль» отказать.
В апелляционной жалобе Чечевчкина Ю.А. содержится требование об изменении решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку, как указывает заявитель, спорный автомобиль по своим параметрам отвечает определению «легковой автомобиль», все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцу Чечевичкину Ю.А. принадлежит транспортное средство <…>, государственный регистрационный знак <…>, мощностью 98 л.с. и количеством мест - 8, согласно договору купли – продажи от 09 июня 2009 года (л.д. 7 оборот). 11.06.2009г. Чечевичкину Ю.А. было выдано свидетельство о регистрации ТС, в котором тип ТС указан как «грузовой автомобиль», категория ТС – «В» (л.д.123).
17 апреля 2012 года Чечевичкин Ю.А. обратился в ИФНС РФ по Советскому району г. Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении льготы по транспортному налогу – 50%, снижении ставки налога на одну лошадиную силу по ст. 7 Закона Нижегородской области № 71-З от 28.11.2002 года (с учетом внесенных изменений от 05 марта 2009 года № 17-З и от 05 июня 2009 года № 72-З) (л.д.8).
22 июня 2012 года в ответ на заявление истца ИФНС РФ по Советскому району г. Нижнего Новгорода сообщило, что сотрудники <…> уточнили тип транспортного средства по автомобилю <…> и определили его к типу «Автобусы», в связи с чем возможность предоставления льготы на указанное транспортного средство отсутствует (л.д.9).
Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что автомобиль марки <…>, не является легковым автомобилем, поскольку в соответствии с одобрением типа транспортного средства сертифицирован по категории М2, то есть как специальное пассажирское транспортное средство (не являющееся транспортным средством общественного пользования - маршрутным транспортным средством), является по своему назначению и конструктивным особенностям автобусом, что отражено в одобрении типа транспортного средства, выданном по итогам сертификации уполномоченным государственным органом - <…> и в паспорте транспортного средства (л.д. 7, 136).
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, а доводы апелляционной жалобы находит заслуживающими внимания по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ч.7 ст.3 Налогового кодекса РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
В силу ч. 1 ст. 34.2 Налогового кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу ст.356 Налогового кодекса РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Статья 357 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.1 ст.358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.359 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
На основании ст.361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В силу п.1 ст.362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ст.6 Закона Нижегородской области «О транспортном налоге», на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 г. № БГ-3-21/177 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации», при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. № 359) и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968 г.) (п.16).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998г. № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Согласно пунктам 26-28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации № 192, Министерства экономического развития Российской Федерации № 134 от 23.06.2005г., в строке «2. Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в ОТТС, свидетельстве либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.
В Конвенции о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в г. Вене, под термином «автомобиль» понимается механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. К категории транспортных средств «B» относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В приложении № 3 к Положению о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
В данной таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которой соответствуют категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: «M1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя; «M1С» - механические ТС специального назначения (автодом); «N1» - механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т.
Из изложенного следует, что категория «B», указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам.
Согласно ГОСТ Р52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 07.05.2003 г. № 139-ст) выделены, в частности, следующие категории автомобилей:
Категория M1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения (п. 3.1);
Категория М2- транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т. (п.3.2);
Категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т (п. 4.1).
Данные по сертификации автомобиля в соответствии с ГОСТом должны быть указаны заводом-изготовителем в технической документации на автомобили.
Приказом МНС РФ от 11 июня 2004 года № САЭ-3-09/363@ «О применении сведений, поступающих в налоговые органы по формам, утвержденным приказом МНС России от 10.11.2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», в целях постановки на учет (снятия с учета) организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств» установлено, что сведения о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств в соответствии с пунктом 4 статьи 85 и пунктом 4 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, направляются указанными органами в налоговые органы однократно по формам, утвержденным Приказом МНС России от 10.11.2002 г. № БГ-3-04/641 «Об утверждении форм сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств», зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2002 г., № 4038, и являются основанием для постановки на учет организаций и физических лиц в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств в соответствии с положениями статей 83, 84, 85 Налогового кодекса Российской Федерации и Приказа МНС России от 03.03.2004 г. № БГ-3-09/178@.
Из приведенных нормативных положений следует, что правомерность действий налогового органа по начислению транспортного налога обусловлена содержанием сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах, а также о лицах, на которых указанные ТС зарегистрированы.
При этом, Минфин России в письме от 29.03.2007 г. № 03-05-06-04/17 указал, что если автомобиль согласно паспорту транспортного средства относится к категории «В» - легковой, то налоговую ставку следует применять в соответствии с региональным законом о транспортном налоге по категории «Автомобили легковые» исходя из мощности, указанной в паспорте ТС.
В письме ФНС РФ от 23.12.2005г. № 21-5-07/552 даны разъяснения, что в отношении транспортных средств, зарегистрированных в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации при исчислении транспортного налога должна применятся налоговая ставка в зависимости от категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. Эта же классификация приведена в Приложении N 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005.
В «Методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ)» (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004 г., РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004 г., ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004 г., НПСО "ОТЭК" 20.10.2004 г.) содержится определение термину «автобус», согласно которому это - автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя. Подразделяются на микроавтобусы, городские, пригородные, междугородние и туристические автобусы.
В п.1.2.1 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 г. № 2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» разъяснено, что «автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).
Согласно паспорту транспортного средства от 22 июля 1999 года № <…> на автомобиль <…>, государственный регистрационный знак <…>, <…> года выпуска, тип транспортного средства определен как автобус на 10 мест (строка 3), категория ТС – «Д» (строка 4), год изготовления транспортного средства – <…>, мощность двигателя 110(80,9) л.с., разрешенная максимальная масса – 2980 кг.; впоследствии в ПТС были внесены изменения, указана мощность двигателя - 98 л.с.; 29 июля 1999 года в ПТС внесены изменения: указана категория - «В», 8 пас.мест. (л.д.7).
Транспортный налог за указанное ТС исчислен для Чечевичкина Ю.А. ИФНС РФ по Советскому району города Нижнего Новгорода как для автобуса (л.д.9, 125).
Согласно одобрению типа транспортного средства <…>, выданному органом по сертификации Межотраслевой фонд «<…>» («<…>») при изготовлении транспортного средства, автомобиль <…> относится к специальному пассажирскому транспортному средству категории М2 (л.д.136-137).
Согласно письму МВД РФ от 18.02.2005г. № 13/5-8 в соответствии со сведениями, содержащимися в одобрениях типа транспортного средства, транспортное средство <…>, классифицировано как «специальное пассажирское транспортное средство» и не предназначено для осуществления маршрутных перевозок. В связи с этим в строке «3. Наименование (тип ТС)» паспортов транспортных средств должна быть приведена аналогичная запись с указанием количества пассажирских мест. Ранее указывалось «Автобус на 6 или 8 мест». В соответствии с классификацией, установленной Конвенцией о дорожном движении 1968г., в строке «4. Категория ТС» паспортов транспортных средств, оформленных на такие транспортные средства и имеющие восемь и менее мест, помимо сиденья водителя, указывается категория «В». Для транспортных средств, имеющих более восьми мест, помимо сиденья водителя, - категория «D».
В соответствии с карточкой учета транспортного средства в <…> от 19 декабря 2012 года, автомобиль истца <…>, государственный регистрационный знак <…> относится к специальному пассажирскому транспортному средству, мощностью 98 л.с. и количеством мест - 8, что согласно Приложению № 3 соответствует категории М1 (л.д.135,139).
При отнесении спорного автомобиля к определенному классу транспортных средств, поименованных в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции руководствуясь всей совокупностью имеющихся документов и представленных в деле доказательств приходит к выводу о том, что спорный автомобиль относится к транспортным средствам категории «B» (по классификации Венской конвенции о дорожном движении) - механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя).
Автомобиль <…>, государственный регистрационный знак <…> в ПТС как грузовой автомобиль не классифицирован, при этом его разрешенная максимальная масса не превышает 3500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по типу «В» соответствует типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
Отнесение принадлежащего истцу транспортного средства к категории «В» и соответствие его типу «М1» по Венской Конвенции дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория «С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусам, - категория «D».
С учетом изложенного, учитывая отнесение законодателем к категории «B» как легковых, так и грузовых автомобилей с определенными параметрами, суд апелляционной инстанции, применяя положения п.7 ст.3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, исходя из недоказанности факта принадлежности спорного автомобиля в налоговых целях к категории грузовых, полагает обоснованными требования истца о признании права на исчисление транспортного налога по принадлежащему ему на праве собственности автомобилю марки <…> по ставкам «легковой автомобиль» с произведением необходимых изменений по ТС в базе данных по учету, путем замены типа ТС «автобус» на тип «легковой автомобиль».
В соответствии с разъяснениями, изложенными в письме Минфина России от 07.02.2008 № 03-05-04-04/01 если в паспорт транспортного средства вносятся изменения уточняющего характера, то, по мнению Минфина России, эти изменения должны применяться для целей налогообложения с даты государственной регистрации транспортного средства. Если же изменения в паспорт транспортного средства вносятся в связи с конструктивными изменениями транспортного средства, изменяющими его технические характеристики (тип транспортного средства, категорию, мощность двигателя), то в этом случае данные изменения должны применяться с месяца внесения изменения в регистрационные документы.
Истец является собственником спорного автомобиля с 09.06.2009г., то есть после внесения изменений в ПТС относительно категории ТС и количества пассажирских мест, в настоящее время истцу начисляется транспортный налог по категории «автобус», следовательно, требования истца о возложении на ИФНС РФ по Советскому району обязанности исчислять транспортный налог в отношении спорного автомобиля за 2009-2011гг. по категории «легковой автомобиль» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Советскому району города Нижнего Новгорода обязанности не производить начисление пени за задержку оплаты транспортного налога до вступления в законную силу решения суда суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
В этом случае лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. на налогоплательщика не могут быть наложены штрафы и ему не могут быть начислены пени на сумму недоимки (п. 8 ст. 75 НК РФ).
Истец обязан был уплатить транспортный налог за спорный автомобиль в неоспариваемой сумме (как за легковой автомобиль), однако доказательств уплаты истцом налога в неоспариваемой сумме в материалах дела не имеется, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы РФ по Советскому району города Нижнего Новгорода обязанности не производить начисление пени за задержку оплаты транспортного налога до вступления в законную силу решения суда.
При разрешении требований истца суд апелляционной инстанции полагает надлежащим ответчиком ИФНС РФ по Советскому району города Нижнего Новгорода по следующим основаниям.
В связи с наличием в противоречий налоговые органы вправе в целях уточнения категории и типа транспортного средства обратиться в компетентные органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с положениями Постановления № 938.
Уточнение сведений производится налоговым органом в порядке, установленном Методическими рекомендациями по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденными Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации).
Так, согласно положениям п. 38 Методических рекомендаций в случае необходимости уточнения сведений по конкретному транспортному средству (поступления от физического лица (организации) заявления о том, что на него (нее) не зарегистрировано транспортное средство, указанное в налоговом уведомлении (требовании)) налоговый орган, осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога, должен направить в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию транспортных средств (то есть в данном случае - в органы ГИБДД), мотивированный запрос об уточнении сведений о конкретном транспортном средстве.
Согласно п.п. 8.1, 9.1 Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при представлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, утвержденного Приказом МВД РФ № 948, ФНС РФ № ММ-3-6/561 от 31.10.2008 Управления ФНС России проводят сверку сведений, полученных из подразделений Госавтоинспекций со сведениями, содержащимися в информационных ресурсах налоговых органов.
В случае расхождения сведений, содержащихся в переданных подразделениями Госавтоинспекции файлах передачи данных, со сведениями баз данных налоговых органов и/или при их недостаточности для исчисления транспортного налога налоговые органы корректируют данные и/или вносят недостающие сведения, и формируют файлы корректировки.
Подразделения Госавтоинспекции после получения от Управлений ФНС России файлов корректировки и реестров файлов корректировки вносят изменения в базы учетных и регистрационных данных в порядке, предусмотренном пунктом 7 настоящего Положения.
В связи с изложенным ГУ МВД РФ по Нижегородской области является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в иске к нему должно быть отказано.
Часть 1 статьи 98 ГПК РФ устанавливает право стороны, в чью пользу состоялось решение суда, на возмещение понесенных судебных расходов.
Согласно ч.2 ст. 98 ГПК РФ, правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В соответствии с положениями приведенных норм, поскольку решение суда состоялось в пользу Чечевичкина Ю.А., с ответчика ИФНС РФ по Советскому району города Нижнего Новгорода в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявление в суд <…> рублей, и при подаче апелляционной жалобы - <…> рублей, несение которых подтверждено квитанциями (л.д.2-3, 103).
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Советского районного суда города Нижнего Новгорода от 09 января 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Чечевичкина Ю.А. удовлетворить частично.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району города Нижнего Новгорода исчислять транспортный налог в отношении автомобиля <…>, государственный регистрационный знак <…>, ПТС <…> от 22.07.1999 года принадлежащего Чечевичкину Ю.А. за 2009-2011гг. по категории транспортного средства «В» по ставкам «легковой автомобиль», с произведением необходимых изменений в базе данных по учету уточнив тип транспортного средства путем замены типа «автобус» на тип «легковой автомобиль».
Отказать Чечевичкину Ю.А. в удовлетворении иска о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району города Нижнего Новгорода обязанности не производить начисление пени за задержку оплаты транспортного налога до вступления в законную силу решения суда.
Отказать Чечевичкину Ю.А. в удовлетворении иска к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области о начислении транспортного налога по категории «легковой автомобиль», возложении обязанности произвести необходимые изменения по транспортному средству, уточнив тип транспортного средства, возложении обязанности не производить начисление пени.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Советскому району города Нижнего Новгорода в пользу Чечевичкина Ю.А. расходы по уплате госпошлины в сумме <…> рублей.
Председательствующий
Судьи