Дело № 33-10721\2022 (2 инстанция)
Судья Чайко А.А. Дело № 2-4275\2022 (1 инстанция)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
13 сентября 2022 года г.Нижний Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Александровой Е.И., Леонтенковой Е.А.,
при секретаре Самойловой А.И.,
с участием истца Филиппова О.В., представителя ответчиков Кулаковой Е.Р. по доверенностям, представителя третьего лица Шкилевой Т.М. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Филиппова Олега Васильевича
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 16 мая 2022 года
по иску ФОВ к МВД России, ГУ МВД России по Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л А:
Филиппов О.В. обратился в суд с иском к ответчикам МВД России, ГУ МВД России по Нижегородской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, указывая, что является пенсионером МВД России с 05 февраля 2022 года. В период прохождения службы в ГУ МВД России по Нижегородской области 23 октября 2012 года им подано заявление с комплектом документов о предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты».
В феврале 2022 года при обращении в комиссию по ЕСВ ГУ МВД России по Нижегородской области по вопросу продвижения очереди ему стало известно о том, что датой постановки его на учет на получение единовременной выплаты является 30 января 2013 года, о чем ранее он не знал ввиду отсутствия уведомлений от комиссии.
На учет истец принят в нарушение п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел спустя более двух месяцев со дня подачи заявления после его рассмотрения.
По указанным основаниям истец просил признать незаконным решение комиссии ГУ МВД России по Нижегородской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 30 января 2013 года [номер]р в части постановки его на учет с нарушением установленного срока, восстановить нарушенное право в части срока постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ГУ МВД России по Нижегородской области в лице комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обеспечить восстановление его нарушенного права в части сроков постановки на учет и считать датой постановки на учет дату приема заявления и документов.
Определением суда первой инстанции от 18 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ЦХиСО» ГУ МВД России по Нижегородской области.
В судебном заседании первой инстанции Филиппов О.В. исковые требования поддержал; представитель ответчика Кулакова Е.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала; представитель третьего лица Харюнина О.А. по доверенности с иском не согласилась.
Представитель ответчика МВД России в судебное заседание первой инстанции не явился, извещен.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 16 мая 2022 года в удовлетворении исковых требований ФОВ к МВД России, ГУ МВД России по Нижегородской области отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Филипповым О.В. поставлен вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель полагает, что в нарушение пунктов 15, 17, 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, он поставлен на учет не с той даты, которая предусмотрена законом, не согласен с выводом о том, что рассмотрение его заявления комиссией 28 декабря 2012 года не повлекло нарушения процедуры постановки на учет и права на получение единовременной социальной выплаты.
Третьим лицом ФКУ «ЦХиСО» ГУ МВД России по Нижегородской области представлены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Филиппов О.В. доводы апелляционной жалобы с дополнениями поддержал; представители ответчиков Кулакова Е.Р. и третьего лица Шкилева Т.М. просили решение суда оставить без изменения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что подполковник внутренней службы в отставке Филиппов О.В., бывший заместитель начальника отдела – начальник отдела по обслуживанию и обеспечению бесперебойного функционирования систем, комплексов связи и автоматизации, организационной, вычислительной и копировально-множительной техники ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Нижегородской области», проходил службу в органах внутренних дел с 05 августа 1994 года по 04 февраля 2022 года. Общий стаж службы в органах внутренних дел РФ составляет 31 год 7 месяцев 0 дней в календарном исчислении, что подтверждается справкой [номер] от 09 февраля 2022 года (л.д.7).
Из регистрационного журнала [номер] ЦЖБК ГУ МВД России по Нижегородской области по принятию документов для постановки на учет на получение ЕСВ следует, что 23 октября 2012 года Филипповым О.В. подано заявление с прилагаемым комплектом документов о предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, регистрационный [номер] (л.д.23, 36), что также подтверждается копией учетного дела Филиппова О.В. [номер] (л.д.50-146).
Рассмотрение заявления Филиппова О.В. состоялось 28 декабря 2012 года, результаты рассмотрения оформлены протоколом [номер] от 28 декабря 2012 года (л.д.42-49). Согласно указанному протоколу комиссией постановлено принять на учет на получение единовременной социальной выплаты Филиппова О.В. с семьей в составе 4-х человек (л.д.46).
Распоряжением ГУ МВД России по Нижегородской области от 30 января 2013 года [номер]р о рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, утверждено решение комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам подразделений ГУ МВД России по Нижегородской области и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел (протокол от 28 декабря 2012 года [номер]) (л.д.41).
07 февраля 2013 года ГУ МВД России по Нижегородской области в адрес Филиппова О.В. направлена выписка из распоряжения ГУ МВД России по Нижегородской области от 30 января 2013 года [номер]р (л.д.105).
07 сентября 2016 года приказом [номер] л/с Филиппов О.В. назначен на должность начальника объеденного склада вооружения и материально-технического имущества ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Нижегородской области» (л.д.109).
01 ноября 2016 года Филиппов О.В. обратился к начальнику ГУ МВД России по Нижегородской области с заявлением о снятии его с учета на получение единовременной социальной выплаты в связи с переходом на новое место службы (л.д.108).
Решением заседания комиссии 25 ноября 2016 года Филиппов О.В. снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе 4-х человек, учетное дело направлено по новому месту службы (л.д.110, 115-116).
08 декабря 2016 Филипповым О.В. подано заявление начальнику ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Нижегородской области» о включении его совместно с семьей в список очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Нижегородской области» в связи с переводом из Управления МВД России по г.Нижнему Новгороду (л.д.65).
Решением комиссии ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Нижегородской области» истец был включен в список очередников с даты первоначальной постановки на учет под [номер] (л.д.168-174).
Полагая нарушенным право в части срока постановки на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, Филиппов О.В. обратился с настоящим иском к ответчикам.
Разрешая и отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями статей 1, 2, 40 Конституции РФ, Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты», суд первой инстанции пришел к выводу, что порядок постановки и очередность постановки истца на получение единовременной социальной выплаты ответчиками не нарушены, истец поставлен на очередь по дате подачи заявления и в соответствии со стажем службы на день подачи заявления.
Судебная коллегия полагает данные выводы правильными.
С доводами апелляционной жалобы нельзя согласиться по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 2 ст. 4 указанного Федерального закона).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 2 Правил принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников, в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась (п. 5).
В соответствии с пунктом 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил. Решение комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
В соответствии с пунктом 31 единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
При этом очередность предоставления указанной выплаты, предусмотренная пунктами 20 и 31 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации зависит от стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Как указано выше, 23 октября 2012 года Филипповым О.В. подано заявление с прилагаемым комплектом документов о предоставлении единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, регистрационный [номер] (л.д.23, 36).
Рассмотрение заявления Филиппова О.В. состоялось 28 декабря 2012 года согласно протокола [номер] от 28 декабря 2012 года (л.д.42-49).
Таким образом, заявление истца от 23 октября 2012 года рассмотрено с нарушением установленного двухмесячного срока.
При этом, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела (л.д.205-206), за период с октября 2012 года по февраль 2013 года было проведено 11 заседаний комиссии: 29 октября 2012 года, 12 ноября 2012 года рассматривались вопросы о предоставлении ЕСВ сотрудникам, состоящим на учете ЕСВ, а также о снятии с соответствующего учета; 13 ноября 2012 года рассматривался вопрос о снятии с учета очередников на получение ЕСВ сотрудников, котором была предоставлена выплата; 19 ноября 2012 года рассматривался вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудников, обратившихся в комиссию с заявлениями в сентябре 2012 года; 22 ноября 2012 года, 07 декабря 2012 года, 17 декабря 2012 года, 25 декабря 2012 года рассматривались вопросы о снятии с учета очередников на получение ЕСВ сотрудников, котором была предоставлена выплата; 28 декабря 2012 года рассматривался вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудников, обратившихся в комиссию с заявлениями в октябре 2012 года; 11 января 2013 года рассматривались вопросы о снятии с учета очередников на получение ЕСВ сотрудников, котором была предоставлена выплата; 17 января 2013 года рассматривался вопрос о принятии на учет для получения ЕСВ сотрудников, обратившихся в комиссию с заявлениями в ноябре 2012 года.
Анализируя указанные сведения, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции и приходит к выводу о том, что само по себе рассмотрение заявления истца с нарушением двухмесячного срока на заседании комиссии 28 декабря 2012 года не повлекло нарушение его прав на получение единовременной социальной выплаты в установленной очередности сотрудников ГУ МВД России по Нижегородской области, исходя из стажа службы и даты подачи заявления, поскольку заявления сотрудников рассматриваются исходя из указанных критериев с указанием даты подачи ими заявлений, очередность сотрудников, принятых на учет для получения ЕСВ в 2012 году, сохранена и произведена исходя из стажа их службы и даты подачи заявления.
Истец поставлен на учет с даты подачи заявления – 23 октября 2012 года, в связи с чем последующие процедуры по рассмотрению данного заявления и утверждения решения комиссии на право истца не повлияли.
Распоряжением ГУ МВД России по Нижегородской области от 30 января 2013 года [номер]р о рассмотрении вопросов предоставления единовременной социальной выплаты, утверждено прилагаемое решение Комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам подразделений ГУ МВД России по Нижегородской области и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел (протокол от 28 декабря 2012 года № 14) (л.д.41).
Срок для издания правого акта (распоряжения) об утверждении решения комиссии законодательством, действовавшим на момент рассмотрения заявления Филиппова О.В., не был установлен, в связи с чем издание такого распоряжения в январе 2013 года прав истца не нарушило.
Согласно п.17 Правил заверенная в установленном порядке копия правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты или о снятии с учета направляется в уполномоченное подразделение в недельный срок с даты принятия, соответствующего решения.
В силу п.18 Правил, выписка из правового акта органа о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты направляется или выдается сотруднику, в отношении которого принято соответствующее решение, в недельный срок с даты принятия этого решения.
07 февраля 2013 года ГУ МВД России по Нижегородской области в адрес Филиппова О.В. направлена выписка из распоряжения ГУ МВД России по Нижегородской области от [дата][номер]р (л.д.105).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о нарушении ответчиком пунктов 15, 17, 18 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, а также о несогласия с выводом о том, что рассмотрение комиссией 28 декабря 2012 года заявления истца не повлекло нарушения процедуры постановки его на учет и нарушения права на получение единовременной социальной выплаты, и полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований Филиппова О.В. не имеется.
Ссылка истца на положения ч.1.1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» судебная коллегия полагает несостоятельной, поскольку в настоящем споре отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который закрепляет, как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.
В целом, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда. Кроме того, доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке имеющихся в деле доказательств, в связи с чем не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таком положении обжалованное решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 16 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФОВ – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 сентября 2022 года.