НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Нанайского районного суда (Хабаровский край) от 11.03.2019 № 2-1044/18

Дело № 11-1/2019 (№ 2-1044/2018)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 марта 2019 года с.Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,

при секретаре Спириной Е.В.,

с участием:

заявителя (истца) Бугаева П.А.,

представителя ответчика Зиминой Е.В., действующей на основании доверенности № 01-19-1 от 09.01.2019,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бугаева Павла Антоновича на решение мирового судьи судебного района «Нанайский район Хабаровского края» судебного участка №59 от 20.12.2018, принятое по гражданскому делу по иску Бугаева Павла Антоновича к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» о взыскании компенсации расходов на оплату проезда, расходы на оформление авиабилета, денежных средств, уплаченных за справки о стоимости проезда,

УСТАНОВИЛ:

Бугаев П.А. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха в <адрес> воздушным транспортом, а именно, по маршруту <адрес> с пересадкой в <адрес> и обратно по тому же маршруту в размере 11875 рублей 00 копеек, компенсации расходов на оплату проезда автомобильным транспортом по маршруту <адрес> в размере 373 рублей 50 копеек, расходы на оформление авиабилета в размере 1000 рублей 00 копеек, ссылаясь на то, что Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» незаконно ему отказало в компенсации расходов на оплату проезда от <адрес> до <адрес> и обратно со ссылкой, что между указанными городами имеется железнодорожное сообщение, в связи с чем право на компенсацию расходов по оплате проезда воздушным транспортом по этому маршруту он не имеет. С данным решением он не согласен, так как он выезжал в <адрес>, а не в <адрес>. В связи с отсутствием железнодорожного и прямого воздушного сообщения между <адрес> и <адрес> он был вынужден приобрести авиабилет по маршруту <адрес> с пересадкой в <адрес> стоимостью 23750 рублей 00 копеек. Как следует из электронного билета в <адрес> осуществлялась лишь пересадка при следовании по маршруту <адрес> и обратно, то есть перелет в <адрес> осуществлялся им по транзитному маршруту, ссылаясь на Приказ Министерства социальной защиты Хабаровского края от 09.08.2016 № 140-П, которым утвержден Административный регламент министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по назначению реабилитированным лицам компенсации расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации, в том числе в электронном виде, а также на Закон Хабаровского края № 253 от 26.01.2005 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий».

В ходе рассмотрения дела истцом исковые требования были уточнены, просил взыскать компенсации расходов на оплату проезда воздушным транспортом в размере 7200 рублей 00 копеек, расходы на оформление авиабилета в размере 1000 рублей 00 копеек, денежные средства, уплаченные за справки о стоимости проезда в размере 760 рублей 00 копеек.

Решением мирового судьи судебного района «Нанайский район Хабаровского края» судебного участка №59 от 20.12.2018 в удовлетворении исковых требований Бугаева П.А. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» о взыскании компенсации расходов на оплату проезда в размере 7200 рублей 00 копеек, расходы на оформление авиабилета в размере 1000 рублей 00 копеек, денежных средств, уплаченных за справки о стоимости проезда в размере 760 рублей 00 копеек отказано.

Не соглашаясь с постановленным решением, истец Бугаев П.А. в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, которым его заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на то, что решение мирового судьи вынесено с нарушением норм материального права, а выводы судьи не соответствуют обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба истца мотивирована тем, что согласно положениям подпункта «б» пункта 10 части 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 26.01.2005 №253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» (Далее -Закон №253) реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, связанные с компенсацией расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской федерации при отсутствии железнодорожного транспорта - на водном, воздушном или междугороднем автомобильном транспорте - в размере 50 процентов стоимости проезда.

Закон №253 не содержит положений, предусматривающих компенсацию расходов по оплате проезда воздушным транспортом в районах, имеющих железнодорожное сообщение, только в случае поездки на похороны близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков).

Как указано им в исковом заявлении в связи с отсутствием железнодорожного и прямого воздушного сообщения между <адрес> и <адрес> он был вынужден приобрести авиабилет по маршруту <адрес> с пересадкой в <адрес>.

Согласно п.5 ст.11 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» при оформлении проездных документов (билетов) передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата место рождения; сведения о виде и номере документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки.

Как следует из электронного билета, в <адрес> осуществлялась лишь пересадка при следовании по маршруту <адрес> и обратно, то есть перелет в <адрес> осуществлялся им по транзитному маршруту.

Отсутствие железнодорожного и прямого воздушного сообщения между <адрес> и <адрес> является общеизвестным фактом. Конечным пунктом следования являлся <адрес>, а не <адрес>

Полагает, что ссылки мирового судьи на справки АО «Федеральная пассажирская компания», филиала АО «РЖД» дирекция Железнодорожных вокзалов, что между <адрес> и <адрес> существует железнодорожное сообщение, и в связи с чем расходы по оплате проезда воздушным транспортом в районах имеющих железнодорожное сообщение, возможно только в случае поездки на похороны близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков) являются не состоятельными.

Из положений Закона №253 не следует, что при осуществлении транзитного маршрута реабилитированные лица должны использовать несколько видов транспортных средств, в том числе обязательное условие использование железнодорожного транспорта через пункты, являющиеся транзитными. Напротив, исходя из положений подпункта «б» пункта 10 части 1 статьи 2 Закона №253, подпункта 1.2.3 пункта 1.2 раздела 1 административного регламента компенсации подлежат расходы по оплате проезда в размере 50 процентов стоимости проезда на воздушном транспорте при отсутствии железнодорожного сообщения при осуществлении транзитных маршрутов.

Вместе с тем судьей судебного участка №59 в решении не дана надлежащая правовая оценка положениям подпункта «б» пункта 10 части 1 статьи 2 Закона №253, подпункта 1.2.3 пункта 1.2 раздела 1 административного регламента, предусматривающего оплату стоимости проезда при следовании по транзитным маршрутам в отсутствии прямого воздушного и железнодорожного сообщения.

Кроме того, ссылки мирового судьи судебного участка №59 в решении на пункты административного регламента не имеют правового значения, поскольку последний определяет состав, сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) по назначению реабилитированным лицам компенсации расходов по оплате проезда, а не регулирует порядок выплаты указанных расходов.

Закон РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильно в настоящее время компенсаций материального и морального ущерба и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в ст.7 Конституции РФ, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту данной категории граждан, в том числе в виде права на бесплатный проезд (пункту «г», «д» и «е» ч.2 ст.16). По своей правовой природе данный вид государственной социальной поддержки является льготой, носящей компенсационный характер. По смыслу приведенных норм следует, что регулирующее право на получение реабилитированным лицом меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате проезда, не должно уменьшаться. Установленная государством указанная мера социальной поддержки должна соблюдаться.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Бугаев П.А. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение мирового судьи судебного района «Нанайский район Хабаровский край » на судебном участке №59 отменить, принять новое решение, которым его заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Зимина Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение мирового судьи законным и обоснованным, при этом поддержала доводы изложенные в возражениях на апелляционную жалобу.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на нее, суд не находит оснований к отмене или изменению решения.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

Согласно ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно которой реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть первая); расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть вторая).

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий» Реабилитированным лицам, постоянно проживающим на территории Хабаровского края, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации:

на железнодорожном транспорте - в размере 100 процентов стоимости проезда;

при отсутствии железнодорожного транспорта - на водном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте - в размере 50 процентов стоимости проезда.

Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 09.08.2016 № 140-П утвержден Административный регламент министерства социальной защиты населения Хабаровского края по предоставлению государственной услуги по назначению реабилитированным лицам компенсации расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации, в том числе в электронном виде.

Согласно п.1.2.1 Административного регламента, заявителями на предоставление государственной услуги являются лица, признанные в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации от 18.10.1991г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" подвергшимися политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, постоянно проживающие на территории Хабаровского края, а также их уполномоченные представители.

В соответствии с п. 1.2.2 Административного регламента, компенсация расходов по оплате проезда осуществляется: на железнодорожном транспорте - в размере 100 процентов стоимости проезда;

при отсутствии железнодорожного транспорта - на водном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте - в размере 50 процентов стоимости проезда.

Компенсация расходов предоставляется за проезд в жестких вагонах с четырехместным купе и вагонах более низких категорий в поездах всех категорий, в автобусах междугородного сообщения независимо от форм собственности.

Компенсация расходов по оплате проезда воздушным транспортом в районах, имеющих железнодорожное сообщение, осуществляется в случае поездки на похороны близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков). Компенсация расходов предоставляется при условии обратного возвращения к месту постоянного жительства на железнодорожном транспорте. При этом оплата проезда на воздушном транспорте производится в размере стоимости обратного железнодорожного билета.

Согласно п. 3.9 Постановления Правительства Хабаровского края от 15.04.2010 № 98-пр «О порядке реализации на территории Хабаровского края краевого законодательства о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, жертв политических репрессий, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан» (в ред. от 22.08.2018, действующая на момент подачи искового заявления в суд) компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации:

на железнодорожном транспорте - в размере 100 процентов стоимости проезда;

при отсутствии железнодорожного транспорта - на водном, воздушном или междугородном автомобильном транспорте - в размере 50 процентов стоимости проезда.

Компенсация расходов по оплате проезда (туда и обратно) один раз в год по территории Российской Федерации: на железнодорожном транспорте - в размере 100 процентов стоимости проезда; при отсутствии железнодорожного транспорта - на водном, воздушном или междугородном транспорте - в размере 50 процентов стоимости проезда осуществляется Центрами социальной поддержки по месту жительства реабилитированных лиц при предъявлении проездных билетов, приобретаемых ими за наличный расчет.

Льготный проезд предоставляется в жестких вагонах с 4-местным купе и вагонах более низких категорий в поездах всех категорий, а также в автобусах междугородного сообщения независимо от форм собственности.

Реабилитированные лица имеют право проезда один раз в год по территории Российской Федерации до конкретного пункта назначения (туда и обратно). Компенсация расходов по оплате проездных билетов, подтверждающих поездки по нескольким маршрутам следования с остановками в населенных пунктах (за исключением транзитных маршрутов), не производится.

Реабилитированным лицам, воспользовавшимся воздушным транспортом в районах, имеющих железнодорожное сообщение, для поездки на похороны близких родственников (супруга, супруги, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушки, бабушки, внуков) компенсация расходов осуществляется при условии обратного возвращения к месту постоянного жительства на железнодорожном транспорте. При этом компенсация расходов по оплате проезда на воздушном транспорте производится в размере стоимости обратного железнодорожного билета.

Мировым судьей установлено, что истец Бугаев П.А. относится к числу реабилитированных лиц, что подтверждается справкой , выданной Управлением внутренних дел Хабаровского края.

Бугаев П.А. воспользовался воздушным транспортом для поездки на отдых по маршруту <адрес> и обратно <адрес>, что подтверждается посадочными талонами и маршрутной квитанцией электронного билета.

26.07.2018 истец Бугаев П.А., как реабилитированное лицо обратился в КГКУ «Центр социальной защиты населения по Нанайскому району» с заявлением о назначении компенсации расходов по оплате проезда раз в год по территории Российской Федерации, предоставив при этом проездные документы: <адрес> (междугородный автомобильный транспорт); <адрес> (воздушный транспорт); <адрес> (воздушный транспорт); <адрес> (воздушный транспорт); <адрес> (воздушный транспорт); <адрес> (международный автомобильный транспорт).

По данному обращению КГКУ «Центр социальной защиты населения по Нанайскому району» было принято решение о назначении Бугаеву П.А. МСП «Компенсация проезда раз в год по территории Российской Федерации» в размере 5048 рублей 50 копеек, из которых 373 рублей 50 копеек компенсация расходов на проезд на междугороднем автомобильном транспорте по маршруту <адрес>, исходя из 50 процентов от стоимости проезда на междугороднем автомобильном транспорте, 4675 рублей компенсация расходов на проезд по маршруту <адрес> и обратно исходя из 50 процентов от стоимости проезда на воздушном транспорте. 20.08.2018г. указанная выплата была сформирована и направлена для выплаты Бугаеву П.А. в почтовое отделение <адрес>, где была им получена 10.10.2018.

Согласно справкам АО «Федеральная пассажирская компания» Дальневосточный филиал Дальневосточное железнодорожное агентство от 21.12.2018, филиала АО «РЖД» дирекция Железнодорожных вокзалов Дальневосточная региональная дирекция железнодорожных вокзалов Вокзал Хабаровск-1 от 05.07.2018 установлено, что между <адрес> и <адрес> по пути следования Бугаева П.А. от <адрес> до <адрес> с транзитом через <адрес>, имеется железнодорожное сообщение.

Оценивая установленные по делу доказательства мировой судья, руководствуясь Законом Хабаровского края от 26.01.2005 № 253 и Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 09.08.2016 № 140-П, пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований истца, ссылаясь на то, что реабилитированным лицам компенсации расходов по оплате проезда раз в год по территории Российской Федерации, возможна только железнодорожным транспортом, а воздушным транспортом в районах, не имеющих железнодорожное сообщение, в исключительном случае, а именно только в случае поездки на похороны близких родственников.

Указанный вывод суда первой инстанции соответствует требованиям закона, обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, которым в решении дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования доказательств.

Мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы жалобы истца сводятся к изложению субъективной позиции истца относительно обстоятельств дела, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов мирового судьи и не могут служить основанием к отмене судебного решения.

Никаких новых данных, опровергающих выводы мирового судьи и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для отмены решения, по доводам изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного района «Нанайский район Хабаровского края» судебного участка №59 от 20.12.2018, принятое по гражданскому делу по иску Бугаева Павла Антоновича к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по Нанайскому району» о взыскании компенсации расходов на оплату проезда, расходы на оформление авиабилета, денежных средств, уплаченных за справки о стоимости проезда - оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Бугаева П.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Судья Сосницкая Е.В.