Судья Засыпкина В.А. | № 33-1625/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 29 июля 2020 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Койпиш В.В. |
судей | Бойко Л.Н. |
при секретаре | Захарова А.В. Сорокиной Н.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -332/2020 по иску администрации города Мурманска к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе федерального государственного казенного учреждения «Северо-западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 марта 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования администрации города Мурманска к Федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести фасады зданий (склада, штаба, КПП, казармы), расположенных на земельном участке с кадастровым номером *, по адресу: город Мурманск, проспект ..., дом № *, в надлежащее техническое состояние, а именно:
выполнить ремонтно-восстановительные работы по всей площади фасадов зданий, в том числе путем заполнения оконных проемов, в объеме необходимом для обеспечения целостности зданий;
восстановить кирпичную кладку и отделочный слой фасадов в местах разрушения с последующей окраской по всей площади фасадов зданий, учитывая требования, установленные пунктами 7.1.1, 10.5.2 и 10.5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712;
установить на фасадах зданий адресные указатели в соответствии с требованиями, установленными пунктом 10.5.6.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации - отказать».
Заслушав доклад судьи Бойко Л.Н., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Администрация г. Мурманска обратилась в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России) о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проверки территории города Мурманска на предмет соблюдения правообладателями объектов, элементов благоустройства, земельных участков требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, Управлением Ленинского административного округа города Мурманска выявлены объекты недвижимости Министерства обороны Российской Федерации по адресу: город Мурманск, проспект ..., дом № *, которые закреплены за ФГКУ «СЗТУИО» на праве оперативного управления и расположены на предоставленном на праве постоянного (бессрочного) пользования земельном участке с кадастровым номером *.
По итогам проведенной проверки установлено, что на фасаде зданий (склада, штаба, КПП, казармы) имеются разрушения отделочного слоя; кирпичная кладка местами разрушена; в оконных рамах отдельными местами отсутствует остекление; адресный указатель отсутствует.
До настоящего времени обязанность ответчика по поддержанию фасадов зданий в исправном и эстетическом состоянии не исполнена, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Поскольку объекты недвижимости являются собственностью Российской Федерации, переданы на праве оперативного управления ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, администрация г. Мурманска просила обязать ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести фасады зданий (склада, штаба, КПП, казармы), расположенных на земельном участке с кадастровым номером * по адресу: город Мурманск, проспект ..., дом № *, в надлежащее техническое состояние, а именно:
выполнить ремонтно-восстановительные работы по всей площади фасадов зданий, в том числе путем заполнения оконных проемов в объеме, необходимом для обеспечения целостности зданий;
восстановить кирпичную кладку и отделочный слой фасадов в местах разрушения с последующей окраской по всей площади фасадов зданий, учитывая требования, установленные пунктами 7.1.1, 10.5.2 и 10.5.4 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712;
установить на фасадах зданий адресные указатели в соответствии с требованиями, установленными пунктом 10.5.6.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации (л.д.50-оборот).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца администрации г. Мурманска, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, ранее в судебном заседании поддержавшего исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске, представителя ответчика ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представившего возражения, в которых полагал иск не подлежащим удовлетворению, а также представителей ответчика Министерства обороны Российской Федерации, третьих лиц Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, извещенных о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и в надлежащей форме, мнение по иску не представивших.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России по доверенности Беляева В.А., ссылаясь на основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, установленные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы приводит довод о том, что ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Министерства обороны Российской Федерации осуществляет полномочия Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, однако является некоммерческой организацией, чья правоспособность ограничена учредительными документами.
Указывает, что в соответствии с Уставом учреждение наделено полномочиями по учету, контролю за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, управлению и распоряжению имуществом по заданиям (решениям) Министра обороны и директора Департамента имущественных отношений Минобороны Российской Федерации. Функции собственника имущества распределены между различными департаментами, управлениями и учреждениями, при этом учреждение не уполномочено на содержание имущества, не финансируется в установленном законом порядке.
Кроме того, специалисты, обладающие необходимыми знаниями и квалификацией для обслуживания земельных участков, в штате отсутствуют, в связи с чем, для выполнения работ по содержанию имущества требуется заключение соответствующего государственного контракта, на заключение которого отсутствуют полномочия, денежные средства из бюджета на содержание имущества не доводятся.
Согласно Положению о Департаменте эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами войсковых частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации № 305 от 22 апреля 2013 года, ДЭС предназначен для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах Российской Федерации, выполняет функции по текущему и последующему контролю исполнения обязательств ресурсных и эксплуатационных контрактов.
Обращает внимание, что работы по благоустройству и содержанию спорного объекта, во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации № 155 от 02 марта 2017 года, осуществляет подведомственное департаменту учреждение, а именно ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, которое создано в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, согласно акту приема-передачи зданий, сооружений и территорий военного городка № *, здания, расположенные по адресу: Мурманская область, город Мурманск, проспект ..., дом *, переданы в пользование войсковой части *.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца администрации г. Мурманска по доверенности Пустовалова О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель истца администрации г. Мурманска, представители ответчиков ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц – Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации. Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Статьей 17.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений.
Под благоустройством территории (городского округа) в соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее – Правила), разделом 7 которых установлены требования к облику зданий различного назначения и разной формы собственности.
Требования к внешнему виду фасадов объектов капитального строительства установлены в пункте 7.1. Правил.
В силу положений пункта 10.5.4. Правил, правообладатели зданий и сооружений обязаны, в том числе систематически проверять состояние фасадов и их отдельных элементов; проверять прочность креплений архитектурных деталей и облицовки, устойчивость парапетных и балконных ограждений; производить текущий ремонт фасадов, в том числе его отдельных элементов (цоколей, крылец, ступеней, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов), окраску фасадов и их отдельных элементов.
В соответствии с пунктом 10.5.6.1 указанных правил все здания и (или) сооружения должны иметь адресные указатели установленного образца. Размеры, варианты технического исполнения адресных указателей, применяемые шрифты, места размещения указателей элементов улично-дорожной сети и указателей номеров домов определяются Правилами установки указателей наименований элементов улично-дорожной сети и номеров объектов адресации (адресных указателей) на территории города Мурманска, утвержденными постановлением администрации города Мурманска от 15 мая 2015 года № 1264.
Согласно пункту 10.1.3 Правил правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, ином законном основании либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании приказа Министерства обороны Российской Федерации № 1381 от 18 августа 2011 года земельный участок с кадастровым номером * (ориентир: здание - в границах участка; почтовый адрес ориентира: город Мурманск, проспект ..., дом № *), площадью *** кв.м. передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России (л.д. 67-оборот).
Согласно акту приема-передачи ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России приняло указанное имущество 28 марта 2014 (л.д. 68 -оборот, 69).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности на земельный участок с кадастровым номером * зарегистрировано за Российской Федерацией; земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России 04 февраля 2015 года (л.д. 20-25).
На земельном участке с указанным кадастровым номером расположены объекты недвижимости, в том числе склад, штаб, КПП, казармы (л.д. 20).
В ходе проверки территории округа, проведенной управлением Ленинского административного округа г. Мурманска, установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером * расположены здания (склад, штаб, КПП, казармы), на фасадах которых имеются разрушения отделочного слоя, кирпичной кладки, отсутствие остекления в здании казармы, отсутствие адресных указателей (л.д. 9).
Постановлением административной комиссии Ленинского административного округа г. Мурманска от 26 ноября 2019 года № 1255/25-07-02 ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде предупреждения (л.д. 13-16).
Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт неудовлетворительного состояния фасадов зданий склада, штаба, КПП, казарм, расположенных на земельном участке с кадастровым номером * по адресу: город Мурманск, проспект ..., дом № *, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, проанализировав полномочия органа местного самоуправления, суд обоснованно возложил на ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России обязанность по устранению выявленных недостатков, указанных в акте обследования, предоставив ответчику срок для проведения мероприятий по восстановлению зданий.
Возлагая на ответчика ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России обязанность по выполнению ремонтно-восстановительных работ по всей площади фасадов поименованных зданий, по восстановлению кирпичной кладки и отделочного слоя фасадов в местах разрушения, а также по установлению на фасадах зданий адресных указателей, суд обосновано исходил из того, что спорные объекты недвижимости находятся на земельном участке, который передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России, которое в соответствии с пунктом 3 Устава обязано, в том числе осуществлять контроль над использованием и сохранностью вверенного ему имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
При таком положении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных администрацией города Мурманска требований.
Основания и мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, а также доказательства, принятые судом во внимание, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, оснований считать их неправильными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Утверждения апеллянта об отсутствии у ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России обязанности по проведению работ по благоустройству и содержанию спорных объектов, подлежат отклонению, поскольку указанные работы должны были быть осуществлены им в рамках полномочий собственника в отношении земельного участка с вышеуказанным кадастровым номером, на котором расположены объекты недвижимости.
В соответствии с пунктами 3, 12, 19, 27 Устава ФГКУ «Северо-Западное ТУИО», данная организация создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил Российской Федерации, несет обязанности самостоятельно, в том числе обязанность обеспечивать эффективное использование закрепленного за ним имущества. Организация в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества.
На основании пунктов 31, 32 Устава, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» имеет право заключать договоры, государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, размещать заказы на поставки товаров и выполнение работ.
Как правильно указал суд первой инстанции, ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» не исполнена возложенная на него действующими нормами законодательства обязанность по выполнению обязательных требований в области благоустройства, которые направлены на содержание земельного участка и поддержание в исправном и эстетическом состоянии, расположенных на нем объектов недвижимости, что является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылка подателя жалобы на то, что Учреждение не владеет спорными объектами недвижимости, расположенными на земельном участке с кадастровым номером *, опровергается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой по состоянию на 01 ноября 2019 года указанный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости с 04 февраля 2015 года находятся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Северо-Западное ТУИО» Минобороны России.
Акт приема-передачи зданий, сооружений и территории военного городка № * в пользование войсковой части *, на который ссылается податель жалобы, не может служить допустимым доказательством, свидетельствующим о переходе вещного права от Учреждения к иным лицам.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязал совершить ответчика, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, судебная коллегия полагает, что установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения – в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу соответствует положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба доводов о несогласии с решением суда в указанной части не содержит, доказательств невозможности устранения нарушений в установленный срок ответчиком не представлено.
В целом доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к его отмене, поскольку направлены на переоценку правильно установленных судом юридически значимых обстоятельств, и доказательств, исследованных судом в полном соответствии с требованиями закона.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 19 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западное Территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: