Судья Дурягина М.С. | № 33а-1751/2020 № 2а-1120/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Мурманск | 12 августа 2020 года. |
Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | Камерзана А.Н. |
судей | Науменко Н.А. |
Мильшина С.А. | |
при секретаре | Лащенко И.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колесника В. К. о признании незаконным решения начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Хатиной С. П. об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»
по апелляционной жалобе представителя административного истца Колесника В. К. – Урманчеева А. Р. на решение Первомайского районного суда города Мурманска от 28 мая 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Колесник В. К. об отмене решения начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» Хатиной С.П. от 22.01.2020 №3-03.12/248 об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» - отказать».
Заслушав доклад судьи Мильшина С.А., объяснения представителя административного истца Урманчеева А.Р., представителя заинтересованного лица Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Рыковой А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей административного ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Дуган Е.Н. и Соколовой Е.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
У С Т А Н О В И Л А:
Колесник В.К. обратился в суд с иском о признании незаконным решения начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Хатиной Светланы Петровны об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указал, что в ответ на его обращение получил письмо ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» от 22 января 2020 года об отказе во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Административный истец полагал, что данный отказ не законен, поскольку условия, необходимые для принятия решения о присвоении звания «Ветеран труда» в отношении граждан, проживающих на территории Мурманской области и награжденных ведомственными знаками отличия в труде до 01 июля 2016 года, им соблюдены, он награжден ведомственным знаком отличия в труде, а также имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет для мужчин, не менее 25 лет.
В судебном заседании представитель административного истца Урманчеев А.Р. поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации Рыкова А.Ю. также поддержала требования административного иска.
Представители административного ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Дуган Е.Н., Соколова Е.С., представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Мурманской области Крюкова Т.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Административный ответчик – начальник Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Хатина С.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Урманчеев А.Р., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив административное исковое заявление в полном объеме.
Находит ошибочным вывод суда об отказе Колеснику В.К. в присвоении звания «Ветеран труда», основанный на том, что представленная им почетная грамота не отнесена к ведомственным знакам отличия.
Приводит доводы, что все ведомственные знаки отличия в труде, которые по состоянию на 30 июня 2016 года давали право на присвоение звания «Ветеран труда», остаются действительными при условии наличия трудового (страхового) стажа для мужчин - не менее 25 лет.
Указывает, что Колесник В.К. приказом Центрального банка Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ЛС-965 был награжден Почетной грамотой Банка России, которая в соответствии с пунктами 1.1 и 2.1 Положения Банка России от 27 апреля 2010 года №358-П «О ведомственных наградах Банка России» является ведомственной наградой, а также, что трудовой стаж Колесника В.К., необходимый для назначения пенсии по состоянию на 01 июля 2016 года составлял более 40 лет, соответственно им были соблюдены оба вышеназванных условия.
Также полагает, что ссылка суда на то, что Почетная грамота Банка России не включена в перечень ведомственных наград, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года №506-ПП, является необоснованной, поскольку круг лиц, являющихся ветеранами труда был установлен на федеральном уровне статьей 7 Закона №5-Фз, в редакции по состоянию на 12 мая 2013 года.
Относительно апелляционной жалобы представитель административного ответчика ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» и представитель заинтересованного лица Министерства социального развития Мурманской области представили возражения, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В своих возражениях представитель заинтересованного лица Отделения по Мурманской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились административный истец Колесник В.К., административный ответчик - начальник Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» Хатина С.П., представитель заинтересованного лица - Министерства социального развития Мурманской области, извещены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, судебной коллегией их явка обязательной не признана.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия по административным делам находит решение суда законным и обоснованным.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При этом пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлено, что за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
В Мурманской области порядок присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующих удостоверений регулируются указанными Федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Мурманской области: Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года № 506-ПП (в редакции от 18 мая 2016 года); Административным регламентом по предоставлению государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверений ветерана труда», утвержденным приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 27 июня 2016 года № 463.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, награжденным по состоянию на 30 июня 2016 года (включительно) ведомственными знаками отличия в труде при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, указанным в подпункте «в» настоящего пункта, осуществляется на основании пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
Согласно пункту 5 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда" лицам, указанным в подпункте «в» пункта 2 настоящего Положения, относятся учрежденные в установленном порядке за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, награждение которыми конкретного лица произведено Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации; Правительством Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации; руководителем федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации; Президентом СССР; руководителями союзных органов государственной власти СССР; руководителями органов государственной власти РСФСР. При этом все официальные документы о награждении должны содержать обязательные атрибуты: подпись должностного лица в ранге руководителя (первого заместителя руководителя, заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти и соответствующую печать.
Аналогичные положения содержатся в подпункте «в» пункта 1.2.1 и в пункте 2.6.1.3.1 Административного регламента (в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 22 сентября 2016 года № 463).
Из приведенных положений следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение определенных условий: наличие у него общего трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом подлежат учету только те знаки отличия в труде, которые данным законом и Положением отнесены к ведомственным знакам, решение о награждении которыми принималось уполномоченным должностным лицом соответствующего органа государственной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Колесник В.К. приказом Центрального банка Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ЛС-965 был награжден Почетной грамотой Банка России, которая в соответствии с Положением Банка России от 27 апреля 2010 года №358-П «О ведомственных наградах Банка России» является ведомственной наградой.
Полагая о наличии права на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с награждением Почетной грамотой Банка России, Колесник В.К. обратился с заявлением о включении его в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска», на что 24 января 2020 года получил ответ от 22 января 2020 года №3-03.12/248 об отказе, с указанием на то, что Почетная грамота Банка России не имеет статуса ведомственной награды, дающей право на присвоение звания «Ветеран труда».
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что награждение истца Почетной грамотой Банка России от 13 мая 2013 года №ЛС-965 не является основанием для присвоения Колеснику В.К. звания «Ветеран труда», поскольку Почетная грамота Банка России не включена в перечень ведомственных наград, утвержденных Постановлением Правительства Мурманской области от 09 октября 2012 года № 506-ПП.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Центральный банк Российской Федерации не относится к федеральным органам государственной (исполнительной) власти.
Статьей 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк является юридическим лицом.
Учитывая приведённые выше нормативные положения, вопреки доводам жалобы, Колесником В.К. не были соблюдены условия, необходимые для присвоения ему звания «Ветеран труда».
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данному выводу, подробно изложены в решении суда, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит.
Судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании незаконным решения начальника Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» Хатиной С.П. от 22 января 2020 года №3-03.12/248.
В соответствие с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом в случае, если оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 3 Положения граждане, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в государственные областные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения, подведомственные Министерству социального развития Мурманской области (далее - Учреждения), по месту жительства или по месту пребывания заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения.
Из пункта 13 Положения следует, что датой приема документов для их рассмотрения считается дата предоставления заявителем полного комплекта документов и их регистрации в Учреждениях.
Порядок предоставления государственной услуги «Присвоение звания «Ветеран труда» и выдача удостоверения ветерана труда» регулируется Административным регламентом (в редакции приказа Министерства труда и социального развития Мурманской области от 22 сентября 2016 года № 463).
В соответствии с положениями пунктов 2.6.1 – 2.6.6 Административного регламента заявитель, указанный в подпункте «в» пункта 1.2.1 настоящего Административного регламента для предоставления государственной услуги предоставляет в Учреждение письменное заявление о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда" (приложение N 6), а также: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий проживание по месту жительства или по месту пребывания на территории Мурманской области; документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по состоянию на 30 июня 2016 года (включительно); документы, подтверждающие наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; фотографию размером 3 x 4 см.
Указанные документы (без учета заявления), предоставляются в 2-х экземплярах копий с одновременным предъявлением подлинников. При наличии нотариально заверенных копий предоставление оригиналов документов не требуется (пункт 2.6.6 Административного регламента).
Согласно пункту 2.4.2 Административного регламента решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" принимается не позднее 40 календарных дней с даты регистрации Учреждением обращения заявителя (представителя заявителя) с заявлением (приложение N 6) и документами, указанными в пунктах 2.6.1 – 2.6.4 Административного регламента.
Из материалов дела следует, что Колесник В.К. в установленном порядке обратился ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» с заявлением о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», приложив соответствующий пакет документов, что подтверждается копией расписки-уведомления от 16 января 2020 года (л.д. 16).
По результатам рассмотрения данного обращения, начальником Первомайского окружного отдела ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» Хатиной С.П. принято решение от 22 января 2020 года №3-03.12/248 об отказе во включении Колесника В.К. в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» (л.д. 14).
Данное решение получено Колесником В.К. 24 января 2020 года, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Таким образом, установленные Административным регламентом порядок и сроки для принятия решение об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" нарушены не были, решение от 22 января 2020 года вынесено полномочным должностным лицом в пределах своей компетенции, что с учетом отсутствия нарушения прав Колесника В.К. при принятии указанного решения, не позволяет прийти к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требования о признании оспариваемого решения незаконным.
При таком положении доводы апелляционной жалобы представителя административного истца Урманчеева А.Р. не опровергают правильность выводов суда первой инстанции об отказе в иске, основаны на неверном применении норм материального права и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 177, 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Первомайского районного суда города Мурманска от 28 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Колесника В. К. – Урманчеева А. Р. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи