АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Гулиной Е.М. судей Петруниной Т.А., Рыбкина М.И., при помощнике судьи Луговом И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года апелляционную жалобу Д.В.Г. на решение Ногинского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года по гражданскому делу № 2-3623/2020 по иску Д.В.Г. к Государственному учреждению – Главному Управлению пенсионного фонда России № 13 по г. Москве и Московской области о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости, заслушав доклад судьи Гулиной Е.М., объяснения представителя истца, УСТАНОВИЛА: Истец Д.В.Г. обратился с иском к Государственному учреждению – Главному Управлению пенсионного фонда России № 13 по г. Москве и Московской области о включении периодов в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование требований указал, что 01 июля 2019 г., достигнув возраста 56 лет, обратился в ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области за назначением досрочной пенсии по старости в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда более 7 лет и 6 месяцев, поскольку работал на работах по разделу XXVII, подраздела 22900000а-19855 (электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров) и имею общий страховой стаж более 36 лет. Решением ГУ УПФ № 13 по г. Москве и Московской области № 1194279/19 от 16.09.2019 г. в назначении указанной пенсии было отказано, поскольку, по мнению ответчика, специальный (льготный) стаж работы по Списку № 2 у истца отсутствует. С решением об отказе в назначении пенсии и отказе включить периоды работы в Восточных электрических сетях филиале «Московской объединенной электросетевой компании» (далее ВЭС «МОЭСК») он не согласен, поскольку факт выполнения функции электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров подтверждается справкой, уточняющей характер работы. В связи с изложенным, истец просил обязать ответчика включить в специальный стаж период его работы с 07.05.1987 г. по 10.06.2019 г. в Восточных электрических сетях филиале «Московской объединенной электросетевой компании» в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 01.07.2019 г. В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали. Представитель ответчика иск не признал. Решением Ногинского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано. В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного. Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда. Как установлено судом и следует из материалов дела, Д.В.Г., 17.05.196.3. г.р., обратился 01.07.2019 г. в ГУ Управление ПФР № 13 по городу Москве и Московской области за назначением досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 статьи 30 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях». Решением об отказе в установлении пенсии за № 1194279/19 от 16.09.2019 года Д.В.Г. отказано в назначении страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч.1 статьи 30 Федерального закона № 400-Ф3 из-за отсутствия требуемого специального стажа. Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон. Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. п. 2 п. 1, п. 2 ст. 27). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "б" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992. Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших трудовую деятельность на работах с тяжелыми условиями труда, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Согласно Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26,01.1991 N 10 предусмотрена профессия - электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5м (код - 2290000а-19855). Порядок подсчета и подтверждения страхового и специального стажа для установления страховых пенсий регулируются нормами ст. 14 Федерального закона N 100-ФЗ, "Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, а также "Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516. Согласно ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно части 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, могут исчисляться с применением Правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с п. 4 указанных выше Правил от 11.07.2002 N 561 в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Истец, обращаясь в суд, указывал на наличие у него специального стажа в период работы с 07.05.1987 года по момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии – 01.07.2019 года. Как установил суд, 07.05.1987 г. истец поступил на работу Ногинские электрические сети МОСЭНЕРГО на должное электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4 разряда, с 1993 г. - Ногинские электрические сети - филиал АО МОСЭНЕРГО, с 2006 г. - ОАО «Московская областная электросетевая компания - филиал Ногинские электрические сети, с октября 2007 г. - Восточные электрические сети — филиал ПАО «Московская объединенная электросетевая компания», до июля 2020, в настоящее время ПАО «Россети Московский регион» - филиал Восточные электрические сети. В период с 07.05.1987 г. по 30.10.1988 г. работа осуществлялась по должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 4- го разряда. 01.08.1989г. присвоен 5 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи. С 28.03.1991 г. приказом № 98 от 28.03.1991г. установлена вторая профессия стропальщика. С 01.05.1993г. присвоен 6 разряд электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи службы ЛЭП (приказ № 167 от 18.05.1993г.). 01.10.2005 г, присвоен 7 разряд электромонтера по ремонту воздушной линии электропередачи службы ЛЭП (приказ № 428 от 21.10.2005 г.). 02.02.2015 г. приказом № 278к от 27.02.2015 г. переведен в службу ЛЭП Ногинского зонального участка ЛЭП на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 6 разряда, где работает по настоящее время. Данные сведения содержатся в трудовой книжки истца (л.д.9-10). Как установлено судом истец принят на работу на должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи, занятого на работах с нормальными условиями труда. Согласно карты аттестации рабочего места истца № 10 001 019 084 от 2010 года, оснований для назначения досрочной пенсии не установлено. С 01.01.2014 года в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. Аналогичные сведения содержатся в строке 40 карты специальной оценки условий труда № 084-00038-01588-44 от 2017 года. Указанные карты аттестации подписаны истцом. При обращении в УПФ за назначением пенсии, истцом справка, подтверждающая льготный характер работы не представлена. Согласно служебной записке от 05.09.2019г ОФППОКЗЛ ГУ - УПФР № 13 по г. Москве и Московской области, наблюдательное дело по организации Восточные электрические сети филиал Публичное акционерное общество «Московская объединенная электросетевая компания» (регистрационный номер в ПФР 060-031-020647) отсутствует. Таким образом, документами, подтверждающими право Д.В.Г. на льготный стаж, работодатель истца не располагает. Индивидуальные сведения с 07.05.1987г по 31.12.2018г представлены без кода льготной профессии на Обычных условиях. В качестве доказательства работы в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров с правом на досрочную страховую пенсию истцом представлена справка работодателя, уточняющая характер работы, от 05.08.2020 г., а также копия удостоверения № 2056 от 07.03.2019 г. Согласно уточняющей справке от 05.08.2020 г. в период с 07.05.1987 г. по 27.03.1991 г. истец работал в должности электромонтер ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте более метров выполнялась полный рабочий день и полную рабочую неделю без совмещения профессий. С 28.03.1991 г. по настоящее время имеется совмещение профессий основной профессии электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте более 5 метров (более 80% рабочего времени) с профессией стропальщика (менее 10% рабочего времени). Однако, суд обоснованно признал данную справку недопустимым доказательством. Так, согласно ответа и.о. директора ПАО «Россети Московский регион» - Восточные электрические сети на запрос УПФ №13, справка, уточняющая условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии от 05.08.2020 г. (без номера) на фирменном бланке организации ПАО «Россети Московский регион» за подписью директора филиала в системе управления документооборотом не зарегистрирована. Согласно ответов от 30.08.2019 и 02.11.2020 ПАО «Россети Московский регион», работодатель факт работы истца в условиях дающих право на досрочное назначение пенсии отрицает (л.д.24,110). Таким образом, работодатель истца не подтверждает информацию, изложенную в представленной от его имени уточняющей справке, а потому, как правильно указал суд, данная справка от 05.08.2020 г. не является допустимым доказательством. Согласно выписке ЕГРЮЛ (л.д.167-171), Устава (л.д.61-66) основным видом деятельности ПАО «Россети Московский регион» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к электрическим сетям. Дополнительными видами деятельности являются ремонт электрического оборудования (код.33.14), строительство местных линий электропередач и связи (код 42.22.2), производство электромонтажных и прочих строительно-монтажных работ. Данные дополнительные виды работ не предполагают полную занятость электромонтеров на ремонте воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров. Инструкция по охране труда для электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи (ОТР-9) от 28.08.2012 (л.д.43-49), Рабочая инструкция электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи от 30.04.2018 (л.д.50-60), Инструкция по охране труда для электромонтера по ремонту ВЛ 35-220 кВ (ОТП-9) от 18.10.2016 (л.д.72-93), Должностная инструкция электромонтера 7 разряда по ремонту воздушных линий электропередачи Д.В.Г. (л.д.104-109), не указывают на полную занятость Д.В.Г. на ремонте воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров. При таких обстоятельствах, поскольку занятость истца на работах по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте более 5 метров (более 80% рабочего времени) в период с 01 января 1992 года документально не подтверждена и опровергается собранными по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для включения Д.В.Г. в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (Список № 2) периода с 07.05.1987 г. по 10.06.2019 г. в Восточных электрических сетях филиале «Московской объединенной электросетевой компании» в должности электромонтера по ремонту воздушных линий электропередачи 35-220 кВ на высоте не менее 5 метров, а соответственно, и оснований для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (Список № 2) с 01.07.2019 г. не имеется. Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ногинского городского суда Московской области от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.В.Г. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи |