НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 24.07.2017 № 33-22310/17

Судья Веселова О.М. Дело № 33-22310/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Соболева М.В., Цуркан Л.С.,

при секретаре Конюховой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 июля 2017 года апелляционные жалобы Рудаковой Р.Н., Министерства социального развития Московской области на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 26 мая 2017 года по делу по иску Рудаковой Р.Н. к Министерству социального развития Московской области о защите социальных прав и компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца, представителя ответчика,

УСТАНОВИЛА:

Рудакова Р.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором просила обязать ответчика выдать ей социальную карту жителя Московской области и назначить региональную доплату к пенсии; взыскать с ответчика экстренную социальную помощь за 2017 год в размере 50000 руб., государственную материальную помощь за 2017 год в размере 5000 руб., материальный ущерб в размере средней месячной оплаты транспортных услуг по одной социальной карте жителя Московской области, компенсацию морального вреда в размере 1000000 руб.; установить факт ее постоянного проживания на территории Орехово-Зуевского района Московской области с 15.11.2015 года по настоящее время.

Свои требования мотивировала тем, что она одинокий человек, не получает достойную пенсию по вине государства, не имеет никакого иного дохода, находится в тяжелой жизненной ситуации, в связи с чем имеет право на получение социальной поддержки, как житель Московской области. Она обращалась с соответствующими заявлениями в Орехово-Зуевское районное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области, просила выдать ей социальную карту жителя Московской области, назначить региональную доплату к пенсии, оказать государственную материальную помощь и экстренную социальную помощь, но получила отказ в связи с тем, что она не имеет регистрации по месту жительства в Московской области.

Считает данный отказ незаконным. Она действительно не имеет регистрации по месту жительства в Московской области, но не по своей воле. Фактически она проживает в Московской области с рождения, в ином субъекте Российской Федерации никогда не проживала. С рождения она с родителями жила на территории Орехово-Зуевского района Московской области, с 1980 года была зарегистрирована в <данные изъяты>, в общежитии, предоставленном ей по месту работы, в 1994 году ее незаконно сняли с регистрационного учета. До настоящего времени она не восстановила свои права на жилье. В настоящее время она постоянно проживает без регистрации у родной сестры по адресу: <данные изъяты>4.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области иск не признал.

Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 26 мая 2017 года исковые требования были удовлетворены частично. Судом установлен факт постоянного проживания Рудаковой Р.Н. на территории Орехово-Зуевского района Московской области, на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность по выдаче Рудаковой Р.Н. социальной карты жителя Московской области, назначении Рудаковой Р.Н. региональной социальной доплаты к пенсии на основании заявления от 20.01.2017 года, в удовлетворении исковых требований Рудаковой Р.Н. о взыскании с Министерства социального развития Московской области экстренной социальной помощи за 2017 год в размере 50000 рублей, государственной материальной помощи за 2017 год в размере 5000 рублей, материального ущерба в размере средней месячной оплаты транспортных услуг по одной социальной карте жителя Московской области, компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Рудакова Р.Н. и Министерство социального развития Московской области обратились с апелляционными жалобами. Рудакова Р.И. просила решение суда отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с Министерства социального развития Московской области экстренной социальной помощи за 2017 год в размере 50000 рублей, государственной материальной помощи за 2017 год в размере 5000 рублей, материального ущерба в размере средней месячной оплаты транспортных услуг по одной социальной карте жителя Московской области, компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, а в части установления факта постоянного ее проживания на территории Орехово-Зуевского района Московской области изменить, Министерство социального развития Московской области - в части выдачи Рудаковой Р.Н. социальной карты жителя Московской области и назначении региональной социальной доплаты к пенсии отменить.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом и подтверждается материалами гражданского дела, Рудакова Р.Н., <данные изъяты> года рождения, обратилась 14.02.2017 года в Орехово-Зуевское районное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с анкетой-заявкой на предоставление ей социальной карты жителя Московской области, предъявив паспорт, справку об установлении страховой пенсии по старости с 24.11.2016 года и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. При этом в паспорте отсутствуют сведения о месте жительства Рудаковой Р.Н.

Решением Орехово-Зуевского районного управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 14.02.2017 года Рудаковой Р.Н. отказано в выдаче социальной карты жителя Московской области в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части установления факта постоянного проживания Рудаковой Р.Н. на территории Орехово-Зуевского района Московской области, обязании выдать социальную карту жителя Московской области и назначении региональной социальной доплаты к пенсии на основании заявления от 20.01.2017 года, суд первой инстанции исходил из того, что Рудакова Р.Н. является лицом, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, доказала в судебном заседании, что имеет место жительства в Московской области, не осуществляет трудовую деятельность, размер ее пенсии не достигает размера прожиточного минимума пенсионера.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.

Законом Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», принятым Постановлением Мособлдумы от 15.03.2006 N 5/171-П, устанавливаются меры социальной поддержки для лиц, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ.

Статьей 2 п. 4 Закона N 36/2006-ОЗ предусмотрено, что документом, подтверждающим право на бесплатный проезд по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам (автобус, трамвай, троллейбус, кроме такси, маршрутного такси) и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя Московской области, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения.

Форма, порядок оформления и выдачи социальной карты жителя Московской области устанавливаются Правительством Московской области.

Согласно ст. 1 Положения о социальной карте жителя Московской области, утвержденного постановлением Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31, получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области. Анализ указанных нормативных актов свидетельствует, что право на получение социальной карты жителя Московской области обуславливается двумя условиями: наличием инвалидности и местом жительства в Московской области.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома.

Из представленных истцом документов следует, что Рудакова Р.Н. родилась в п. Верея Орехово-Зуевского района Московской области 04.07.1959 года. 18.07.1979 года городским отделением милиции отдела внутренних дел Орехово-Зуевского горисполкома Московской области ей выдан паспорт гражданина СССР, в паспорте имелись отметки о регистрации по месту жительства от 19.07.1979 года в Орехово-Зуевском районе Московской области, от 23.07.1980 года в г.Дедовске Истринского района Московской области, 26.04.1994 года Рудакова Р.Н. была снята с регистрационного учета по месту жительства в г.Дедовске Истринского района Московской области. Паспорт гражданина Российской Федерации Рудаковой Р.Н. был выдан ТО № 2 ОУФМС России по Московской области по Истринскому муниципальному району 16.11.2016 года. Страховая пенсия по старости Рудаковой Р.Н. была установлена в г.Орехово-Зуево ГУ УПФ РФ № 24 по г.Москве и Московской области.

Как пояснила Рудакова Р.Н., какой-либо регистрации по месту жительства она не имеет, но постоянно проживает без регистрации у родной сестры по адресу: <данные изъяты>

Квартира, расположенная по адресу: <данные изъяты>, принадлежит на праве собственности сестре истца Рудаковой В.Н., что подтверждается свидетельством о рождении Рудаковой Р.Н., справкой о рождении Рудаковой В.Н. и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.

Согласно представленным Рудаковой Р.Н. проездным документам по Орехово-Зуевскому району, кассовым чекам о приобретении товаров на территории Орехово-Зуевского района, письменным обращениям в органы, квитанциям на доставку ей пенсии местом ее фактического проживания является <данные изъяты>

В соответствии с Порядком назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 19 января 2012 года № 69/54, региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается гражданам, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющим место жительства (пребывания) в Московской области, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в случае, если общая сумма их материального обеспечения не превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленную в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Для назначения и выплаты региональной доплаты к пенсии представляются следующие документы: заявление на имя руководителя территориального подразделения Министерства о назначении и выплате региональной доплаты к пенсии; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или пребывания в Московской области, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность); пенсионное удостоверение; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; трудовая книжка; справка о размере пенсий; справка о размере дополнительного материального (социального) обеспечения; справка о размере ежемесячной денежной выплаты; справка о размере ежемесячных денежных компенсаций по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги; справка о размере ежемесячных денежных выплат, установленных Законом Московской области № 36/2006-03; справка о размере ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате услуг местных телефонных соединений; справка о размере денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования Московской области, города Москвы, московском метрополитене и железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Документы, указанные в подпунктах «ж»-«н» пункта 3 настоящего Порядка, запрашиваются территориальным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного информационного взаимодействйя в установленные законодательством сроки в случае, если они не были представлены заявителем самостоятельно.

Днем обращения за назначением региональной доплаты к пенсии считается день приема территориальным подразделением Министерства или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.Региональная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма материального обеспечения получателя с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Московской области в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Региональная доплата к пенсии назначается и выплачивается с первого числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную региональную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия, с учетом пункта 7 настоящего Порядка.

В судебном заседании установлено, что Рудакова Р.Н. обратилась 20.01.2017 года в Орехово-Зуевское районное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о назначении региональной социальной доплаты к пенсии, представив паспорт, пенсионное удостоверение, страховое свидетельство, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - трудовую книжку. Справку о размере пенсии Орехово-Зуевское районное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области запросило самостоятельно.

Согласно данной справке Рудакова Р.Н. является получателем страховой пенсии по старости с 24.11.2016 года, размер пенсии составляет 6565 руб. 22 коп.

Орехово-Зуевским районным управлением социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области Рудаковой Р.Н. отказано в назначении выплаты - региональной социальной доплаты к пенсии в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того, что наличие обстоятельств, с которыми законодатель связывает возникновение права Рудаковой Р.Н. на дополнительные меры социальной поддержки были установлены, а именно подтвержден факт постоянного проживания истца на территории Орехово-Зуевского района Московской области, в связи с чем, она имеет право на получение социальной карты жителя Московской области.

Судебная коллегия находит решение суда по существу правильным, с учетом того, что у истца не имеется постоянной регистрации по месту жительства в каком-либо ином месте, по какому-либо другому адресу, и данное обстоятельство не может умалять его право на получение мер социальной поддержки.

Довод апелляционной жалобы ответчика на то, что Рудакова Р.Н. не имеет регистрации по месту жительства, не может служить основанием для отказа в удовлетворении ее исковых требований в указанной части, поскольку Закон Московской области от 15.03.2006 года № 5/171-П «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств.

Согласно Закону Московской области от 30 декабря 2013 года № 189/2013-03 «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» получателями государственной социальной помощи являются: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения); семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения; семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.

Получателями экстренной социальной помощи являются: одиноко проживающий гражданин, попавший в трудную жизненную ситуацию, - лицо, попавшее в трудную жизненную ситуацию, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, среднедушевой доход которого, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения; семья, попавшая в трудную жизненную ситуацию, - лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области и ведущие совместное хозяйство, среднедушевой доход которых, определенный в целях оказания экстренной социальной помощи, ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области на душу населения; гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лицо, имеющее место жительства в Московской области, самостоятельно ведущее домашнее хозяйство, не имеющее других родственников, зарегистрированных совместно с ним по месту жительства, попавшее в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося его постоянным местом жительства; семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства; гражданин, попавший в кризисную ситуацию, повлекшую за собой вред здоровью, - лицо, имеющее место жительства в Московской области, получившее вред здоровью в результате кризисной ситуации; семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан, имевших место жительства в Московской области.

Государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту жительства или по месту их пребывания.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Рудаковой Р.Н. о предоставлении государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец Рудакова Р.Н. не представила всех необходимых документов, а именно не представлены документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца, предшествующие месяцу подачи заявления, в то время как к числу таких доходов относятся все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, в том числе пенсии, пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, пособие по временной нетрудоспособности, надбавки и доплаты ко всем видам выплат, иные социальные выплаты, оплата работ по договорам, доходы, получаемые в результате предпринимательской деятельности.

В обоснование своего права на оказание государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи истец ссылается на то, что она постоянно проживает вместе с сестрой в ее квартире по адресу: <данные изъяты>. Вместе с тем, истец не представляет документы, подтверждающие сведения о доходах сестры.

Истец также не доказала нахождение в трудной жизненной ситуации, с которой закон связывает возможность оказания экстренной социальной помощи. Представленная истцом выписка о постановке ее на очередь для получения жилой площади сама по себе не доказывает нахождение в трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части взыскания материального ущерба в размере средней месячной оплаты транспортных услуг по одной социальной карте жителя Московской области, суд верно исходил из того, что истцом Рудаковой Р.Н. не доказано обстоятельство того, что ответчик причинил ей убытки в размере средней месячной оплаты транспортных услуг по одной социальной карте жителя Московской области.

То обстоятельство, что ответчик не выдал Рудаковой Р.Н. социальную карту жителя Московской области, в связи с чем ей приходилось оплачивать проезд на общественном транспорте, не может служить основанием для удовлетворения ее исковых требований в указанной части, поскольку при обращении в Орехово-Зуевское районное управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области истец Рудакова Р.Н. не представила ответчику достоверных данных о наличии у нее места жительства в Московской области.

В соответствии со ст. 151 ГК Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Истец в своем исковом заявлении не указал и не доказал, какой вред причинен ответчиком в результате действий (бездействия) ответчика.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. ст. 12, 35 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При рассмотрении дела доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости (ст. ст. 59, 60 ГПК Российской Федерации), в подтверждение того, что права истца ответчиком нарушены, вследствие чего ему причинен моральный вред, истцом не представлено.

Оснований для освобождения истца от исполнения бремени доказывания законом не предусмотрено.

В силу п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 20.12.1994 г. «Некоторые поросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (в редакции Постановления Пленума N 10, N 1, N 6) следует установить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, а также при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим.

Истцом не доказано, а судом не установлено причинение истцу морального вреда виновными действиями ответчика. В связи с чем, оснований для удовлетворения иска в указанной части судом не установлено.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционные жалобы не содержат.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 26 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Рудаковой Р.Н., Министерства социального развития Московской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи