НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 22.01.2020 № 33-40071/19

Судья Гирсова Н.В. Дело <данные изъяты> (33-40071/2019)

УИД 50RS0<данные изъяты>-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Шишкина И.В., Гулиной Е.М.,

при помощнике судьи Конюховой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2020 года апелляционную жалобу ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> на решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску Чулина М. М.ича к ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения комиссии по назначению страховой пенсии, включении периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения истца Чулина М.М., представителя истца Нараб В.Н., представителя ответчика Севостьянова А.А. судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Чулин М.М. обратился в суд с иском к ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты>, которым просил: признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии, включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периоды работы с 27.04.1983г. по 27.08.1986г., с 15.01.1997г. по 01.04.1997г., в должности водителя линейного автобуса 11-го автобусного парка Главмосгортранс, с <данные изъяты> по 28.01.2010г. в должности водителя автобуса ООО «Автороуд» <данные изъяты>, с 30.03.2018г. по 23.10.2018г. в должности водителя Автоколонны <данные изъяты> «Мострансавто» <данные изъяты>, с 24.03.2018г. по 29.03.2018г. должности водителя Автоколонны <данные изъяты> «Мострансавто» <данные изъяты> (стажировка), назначить досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты>.

Требования мотивированы тем, что 24.10.2018г. обратился в ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого льготного стажа. Ответчиком в зачет специального стажа не приняты периоды работы с 27.04.1983г. по 27.08.1986г., с 15.01.1997г. по 01.04.1997г., в должности водителя линейного автобуса 11-го автобусного парка Главмосгортранс, так как документально не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, с <данные изъяты> по 28.01.2010г. в должности водителя автобуса ООО «Автороуд» <данные изъяты>, так как документально не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, код льготы отсутствует. Ответчиком так же исключены из подсчета специального стажа периоды с 30.03.2018г. по 23.10.2018г. в должности водителя Автоколонны <данные изъяты> «Мострансавто» <данные изъяты>, с 24.03.2018г. по 29.03.2018г. должности водителя Автоколонны <данные изъяты> «Мострансавто» <данные изъяты> (стажировка). Согласно решения ответчика специальный стаж на дату определения права составил 10 лет 04 месяца 02 дня. С отказом в назначении досрочной пенсии не согласен, считает указанные периоды подлежащими включению в специальный стаж.

В судебном заседании представители истца заявленные требования поддержали, ответчик иск не признал.

Решением Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> заявленные исковые требования Чулина М.М. удовлетворены.

Определением Химкинского городского суда <данные изъяты> от 19.11.2019г. производство по гражданскому делу по иску Чулина М.М. в части требований о включении в специальный стаж периодов работы с 30.03.2018г. по 23.10.2018г. в должности водителя автобуса Автоколонны <данные изъяты> «Мострансавто» <данные изъяты>, с 24.03.2018г. по 29.03.2018г. в должности водителя автобуса Автоколонны <данные изъяты> «Мострансавто» <данные изъяты> (стажировка) прекращено на основании отказа истца от иска в данной части.

Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить и принять по делу новое судебное решение.

Согласно ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ <данные изъяты> "О судебном решении" от <данные изъяты>, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суд не ответчает.

Судом установлено, что <данные изъяты> истец обратился в ГУ - ГУ ПФР <данные изъяты> по Москве и <данные изъяты> с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от <данные изъяты> истцу в назначении досрочной пенсии отказано на том основании, что отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В специальный стаж истца ответчиком, бесспорно включены периоды продолжительностью 10 лет 04 месяца 02 дня.

В зачет специального стажа истца не приняты периоды, где спорными являются следующие: с 27.04.1983г. по 27.08.1986г. - 03 года 04 месяца 01 день, с 15.01.1997г. по 01.04.1997г. - 00 лет 02 месяца 17 дней - в должности водителя линейного автобуса 11-го автобусного парка Главмосгортранс, с <данные изъяты> по 28.01.2010г. - 07 лет 03 месяца 27 дней - в должности водителя автобуса ООО «Автороуд» <данные изъяты>.

Данные периоды исключены ответчиком из специального стажа, поскольку документально не подтверждена занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Разрешая спор, приняв во внимание справки, выданные ООО «Автороуд» и ГУП «МОСГОРТРАНС», установив, что факт выполнения истцом работы в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня подтвержден, суд первой инстанции пришел к выводу о включении спорных периодов в подсчет специального стажа истца.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Пунктом 10 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии с <данные изъяты> величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 13,8 (часть 3 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях".

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работа и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" определены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, согласно которой при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьями 11 и 12 названного закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке. Периоды работа и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1015 (далее Правила) документом подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку (пункт 60 Правил).

На основании пункта 12 "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению", утвержденного приказом Минтруда России N 958н от <данные изъяты> к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", кроме документов о страховом стаже, должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.Пунктом 3 Постановления N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых, пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> N 516. В соответствии с указанными Правилами в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (пункт 4). При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодного основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии с пп. 10 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии но старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от <данные изъяты> N 258н, работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежит подтверждению.

В соответствии с пунктом 1 Письма Минтранса РФ от <данные изъяты> N 13пр "О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах" (вместе с "Порядком подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, согласованный с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации (письмо от <данные изъяты> N 1-2110-15)" право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда в соответствии со статьей 12 "к" Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" имеют водители автобусов, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.

Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.

Согласно пункта 2 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержденного Министерством транспорта РФ и согласованного с Министерством социальной защиты РФ от <данные изъяты> N 13-пр. занятость водителей только на указанных маршрутах подтверждается: приказами о приеме на работу, если в них имеется запись полностью соответствующая рассматриваемой правовой норме; путевыми листами; при отсутствии приказов и путевых листов - справками с места работы со ссылкой на основание их выдачи (лицевые счета, платежные ведомости, коллективные договоры и др.).

К регулярным городским пассажирским перевозкам относятся перевозки на регулярном маршруте, который проходит в пределах черты города, график движения на таком маршруте утвержден и согласован с местными органами управления в интересах всех жителей города. На таких маршрутах перевозки

осуществляются с определенной периодичностью по расписанию с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. Автобус должен по расписанию проследовать все промежуточные контрольные пункты на маршруте.

К городским пассажирским автобусным перевозкам относятся регулярные перевозки, которые выполняются автотранспортным средством, предназначенным для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8. Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным либо обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы.

Правом на пенсионные льготы такие водители пользуются при условии документального подтверждения требований, предъявляемых к городским пассажирским регулярным автобусным маршрутам.

Права на пенсионные льготы не имеют водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Если водитель автобуса в течение рабочего времени наряду с работой на регулярных городских пассажирских маршрутах совмещает работы на пригородных маршрутах или осуществляет заказные перевозки по маршрутам, не отнесенным к регулярным городским, то вопрос о его праве на досрочное назначение пенсии решается в зависимости от того, какой процент рабочего времени составляет работа, дающая право на эту пенсию. Если документально подтверждается, что занятость на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет не менее 80 % рабочего времени, то в этом случае их можно считать занятыми на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.

При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца. В рабочее время за месяц включается суммарное время работы на линии на регулярном городском маршруте, время на проведение подготовительно-заключительных работ, проведение предрейсового и послерейсового медосмотра, устранение эксплуатационных неисправностей автобуса при работе на маршруте, плановое техническое обслуживание.

Пунктом 6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением министерства труда и социального развития РФ от <данные изъяты> N 16 установлено, что нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, а согласно пункту 8 в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену; в) время движения автомобиля на линии; г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; д) время простоев не по вине водителя; е) время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания.

Из трудовой книжки Чулина М.М. следует, что 23.09.1982г. он зачислен учеником водителя, 27.04.1983г. переведен водителем 3 класса на линейный автобус, 27.08.1986г. уволен переводом в автобусный парк, 04.09.1986г.зачислен водителем 2 класса на линейный автобус в порядке перевода из 11 автобусного парка, 06.01.1997г. уволен за отсутствие на рабочем месте более 3 часов, 15.01.1997г. принят водителем 1 класса на линейный автобус Икарус – 280, 01.04.1997г. уволен по собственному желанию, 08.04.1997г. принят на должность водителя микроавтобуса, 31.07.1997г. уволен переводом в ООО «Автолайн Центр», 03.08.1997г. зачислен водителем микроавтобуса, 31.03.2001г. уволен по ст. 31 КЗОТ РФ, 01.04.2001г. принят в ООО «Маршрутка» водителем автобуса на регулярные городские пассажирские маршруты, 30.09.2002г. уволен по п. 5 ст. 71 ТК РФ переводом в ООО «Автороуд», 01.10.2002г. принят в ООО «Автороуд» водителем автобуса на регулярные городские пассажирские маршруты, 28.01.2010г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника.

В представленных в материалах дела справках ООО «Автороуд» от 01.10.2018г. №б/н, справке ГУП <данные изъяты> филиал Зеленоградский автокомбинат ГУП «Мосгортранс» от 26.09.2018г. №исх-19-4540, справке ГУП <данные изъяты> «Мосгортранс» филиал Южный от 18.10.2018г. <данные изъяты> не содержатся необходимые сведения, предусмотренные правилами «О порядке подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах».

Обязанность доказывания наличия права на досрочное назначение трудовой пенсии, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации возложена на истца, однако последним не представлены относимые и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период работы он был занят определенной профессиональной деятельностью, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в данном случае в должности водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах в течение полного рабочего дня.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.

Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

Поскольку на момент обращения Чулина М.М. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (<данные изъяты>), стаж на соответствующих видах работ у нее составил менее 20 лет, то исходя из положений ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от <данные изъяты> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец правом на досрочное пенсионное обеспечение не обладает.

В силу ч. 2 ст. 228 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить, постановить по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Чулина М. М.ича к ГУ-ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения от <данные изъяты> в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы с <данные изъяты> по <данные изъяты>, с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности водителя линейного автобуса 11-го автобусного парка Главмосгортранс, с <данные изъяты> по <данные изъяты> - в должности водителя автобуса ООО «Автороуд» <данные изъяты>, обязания включить в специальный стаж периоды работы:

<данные изъяты> по <данные изъяты>

- с <данные изъяты> по <данные изъяты> в должности водителя линейного автобуса 11-го автобусного парка Главмосгортранс,

<данные изъяты> по <данные изъяты> в должности водителя автобуса ООО «Автороуд» <данные изъяты>, назначить досрочную страховую пенсию по старости с <данные изъяты>,-отказать.

Апелляционную жалобу ГУ – ГУ ПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты> удовлетворить.

Председательствующий

Судьи