НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 14.08.2023 № 33-23597/2023

Судья: ФИО

дело <данные изъяты>

УИД 50RS0<данные изъяты>-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Рыбкина М.И., Гирсовой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Амелиной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 14 августа 2023 года апелляционную жалобу ФИО на решение Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по гражданскому делу <данные изъяты> по иску ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии и взыскании невыплаченных сумм,

заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,

объяснения истицы,

УСТАНОВИЛА:

ФИО, уточнив требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии и взыскании невыплаченных сумм.

В обоснование требований указала, что она является получателем страховой пенсии по старости, размер которой на момент наступления пенсионных прав (<данные изъяты>) исчислен ПФР в размере 25260,70 руб. и состоит из страховой пенсии и фиксированной выплаты. Считает, что при рассмотрении предоставленных ею в пенсионный орган документов размер начисленной пенсии рассчитан неверно (занижен), поскольку при исчислении размера страховой пенсии ответчиком не были применены коэффициенты индексации за 2013 г. и 2014 г.; не учтена часть суммы страховых взносов, подлежащая к исчислению размера её страховой пенсии; не применен ожидаемый период выплаты трудовой пенсии (Т) согласно п. 1 ст. 32 Федерального закона № 173-ФЗ; не учтено увеличение фиксированной выплаты за стаж (п. 17 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ). Кроме того, не согласна с расчетом ответчика по применению индексации пенсионного капитала до 2002 г., поскольку пенсионный орган не проиндексировал пенсионный капитал за 2 года (2013 г. и 2014 г.), применяет итоговый коэффициент 5,61481656038, что соответствует индексации 12 лет, а не 14. На основании ст. 30 п. 11 Федерального закона № 173-ФЗ индексация расчетного пенсионного капитала производится за весь период, начиная по состоянию на <данные изъяты> до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии. Таким образом, индексация должна быть произведена до <данные изъяты> (до вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ). Считает, что расчет должен производиться с применением коэффициентов индексации, в том числе за 2013 г. и 2014 г. На основании ст. 35 п. 7 Федерального закона № 400-ФЗ и ст. 17 п. 6 Федерального закона № 173-ФЗ коэффициент индексации устанавливается равным коэффициенту индексации страховой части трудовой пенсии, а именно, согласно ПП - 26 от <данные изъяты>, ПП - 264 от <данные изъяты>, ПП - 46 от <данные изъяты>, ПП - 241 от <данные изъяты>, коэффициент индексации: 2013 г. = 1,101; 2014 г. = 1,083). К = 1,307 * 1,177 * 1,114 * 1,127 * 1,39664 * 1,269 * 1,1427 * 1,088 * 1,1065 * 1,101 * 1,083 * 1,101 * 1,083 = 6,69501181473728. Расчет пенсионного капитала до 2002 г. производится по формуле на основании п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ: ПК до 2002 = (РП - 450 рублей) х Т = (1671 * 1,2 * 0,55 - 450) * 228 = 148852,08. Согласно Федерального закона № 400-ФЗ расчет пенсионного капитала производится за полные 20 лет стажа. Её стаж менее 20 лет и составляет 19 лет 1 месяц 10 дней, коэффициент за который составит 19 лет 1 месяц 10 дней = (19 * 12 + 1 + 10 / 30) / 240 = 0,95555556. На основании изложенного, её ПК с учетом недостающего стажа до 2002 г. = 148852,08 * 0,95555556 = 142236,43 руб. ПК до 2002 г. с учетом валоризации 18 % = 142898 + 142898 * 18 % = 167838,99 руб. ПК до 2002 г. с учетом индексации равен 167838,99*6,69501181471559=1123684,02руб. Количество ИПК до 2002года=1123684.02/228/64.10=76.887. В части расчета страховой части с 2002г. по 2014г. не согласна с расчетом ответчика, поскольку не в полном объеме учтены суммы страховых взносов; не корректно рассчитаны суммы страховых взносов за 2011 год (пенсионный орган разбивает страховой взнос за 2011 г. на индивидуальную и солидарную части; согласно п.19 ст. 27 ФЗ-213 от <данные изъяты> тариф страховых взносов равен 26% без разбивки на индивидуальную и солидарную части; ФЗ-379 от <данные изъяты>, вступившим в силу с 2012 г., вводятся новые тарифы страховых взносов с применением «солидарной части»и, соответственно, солидарная часть должна учитываться, начиная со взносов за 2012 год); ответчик ошибочно применяет при расчете Т(ожидаемый период выплаты), равный 228; не проиндексировал 2 года (2013 г. и 2014 г.) (коэффициент индексации: 2013г. =1,101; 2014г. =1,083). В части расчета ИПК с 2015г. по 2020г. не согласна с расчетом ответчика, так как последний не принял в расчет суммы страховых взносов за апрель 2020г. в размере 121100,90руб., за май 2020 г. в размере 81245,50руб., за июнь 2020 г. в размере 15826,34руб. (52754,48/30*9). Сумма расчетного пенсионного капитала учитывается по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии соответственно по старости и по инвалидности. Пенсия назначена ей с <данные изъяты><данные изъяты> ПФР обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета страховых сведений, однако ответчик не исполнил принятые на себя обязательства - не запросил недостающие сведения, не произвел перерасчет после поступления от страховщика недостающих данных. Количество её индивидуальных пенсионных коэффициентов с 2015 по 2020 годы составляет 43,900, итого баллов за весь период трудовой деятельности: 77,244 + 166,941 + 43.900 = 287,728. Величина, страховой пенсии, рассчитанная ответчиком, оставляет 26758,70 руб. из расчета - 287,727 * 93. Согласно ст.14 п.17 ФЗ-173 в ред. ст.28 п.17 ФЗ-213 фиксированная выплата увеличивается на 6% за год свыше 25 лет. У неё превышение составляет 12лет, размер фиксированной выплаты - 9780,35руб.Величина пенсии на момент возникновения права на пенсию складывается из страховой пенсии, фиксированной выплаты и равна 36539,05 руб. с учетом изложенного, просила: обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с <данные изъяты>, установив размер её пенсии в сумме 36539,05 руб. в месяц, с учетом индексации с <данные изъяты> (после увольнения с работы) 49741,84 руб. в месяц; взыскать в её пользу невыплаченную часть пенсии за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 399536,11 руб.

В судебном заседании истица и ее представитель заявленные требования поддержали.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился.

Решением Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истица ставит вопрос об отмене постановленного решения как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившегося лица, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с <данные изъяты> (далее по тексту - Федеральный закон от <данные изъяты> № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от <данные изъяты> № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от <данные изъяты> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от <данные изъяты> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии по старости определяется как произведение индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

При этом размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <данные изъяты> и после, и стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется по формуле, предусмотренной в части 9 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ, и представляет собой произведение суммы ИПК за периоды, имевшие место до <данные изъяты>, и ИПК за периоды, имевшие место с <данные изъяты>, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на <данные изъяты> определяется в соответствии с частью 10 статьей 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ и представляет собой отношение размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на <данные изъяты> по нормам Федерального закона от <данные изъяты> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», к стоимости одного пенсионного коэффициента по состоянию на <данные изъяты>, равного 64 рублям 10 копейкам.

Величина ИПК за периоды, имевшие место с <данные изъяты>, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, определяется частью 11 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона от <данные изъяты> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <данные изъяты> производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее <данные изъяты>. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <данные изъяты> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от <данные изъяты> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <данные изъяты> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В этой связи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

На основании пункта 4 указанной статьи Федерального закона от <данные изъяты> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до <данные изъяты>, в которую включаются, в частности, периоды учебы, службы по призыву.

При этом содержащийся в пункте 3 той же статьи приведенного Федерального закона альтернативный порядок определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц не предполагает включение указанных периодов в состав трудовой и иной общественно полезной деятельности, из суммарной продолжительности которых определяется общий трудовой стаж.

На основании части 3 статьи 30 указанного Закона расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на <данные изъяты> определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до <данные изъяты> на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В связи с вступлением в силу с <данные изъяты> Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» государственные пенсии устанавливаются и выплачиваются в строгом соответствии с нормами Закона. Размер пенсии зависит от продолжительности трудового стажа, величины заработной платы до <данные изъяты> и страховых отчислений, перечисленных работодателем в Пенсионный Фонд России с <данные изъяты> на дату назначения пенсии каждого конкретного пенсионера.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 18 указанного Закона перерасчет размера пенсии производится с 1 августа каждого года в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом индивидуальный пенсионный коэффициент ограничен максимальным значением - 3,0 (часть 4 статьи 18 Закона; пункт 4 статьи 33.3 Федерального закона от <данные изъяты> № 167-ФЗ; часть 2 статьи 6.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 351-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу, страховая пенсия и фиксированная выплата к пенсии выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты и корректировки размера страховой пенсии (имевших место в период работы); пенсионерам, прекратившим работу, страховая пенсия и фиксированная выплата к пенсии выплачиваются с учетом таких индексации и корректировки за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

При этом под корректировкой размера страховой пенсии понимается ее повышение в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента (пункт 7 статьи 3).

В силу части 12 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 и 10 части 1 статьи 12 данного Федерального закона, а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от <данные изъяты> № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8.

Положения части 10 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение, исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Федерального закона.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» от <данные изъяты> № 400-ФЗ решением ГУ-ГУПФР <данные изъяты> по <данные изъяты> и <данные изъяты><данные изъяты> от <данные изъяты>ФИО с <данные изъяты> бессрочно назначена страховая пенсия.

Из выплатного дела следует, что стаж ФИО на момент выхода на пенсию составляет 19 лет 1 месяц 9 дней, коэффициент за стаж – 0,95541667, ПК с учетом недостающего стажа до 2002 г. – 148852,08 * 0,95541667 = 142215,76 руб. Индекс ПК 5,61481656038.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента после <данные изъяты> в соответствии с частью 11 статьи 15 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» рассчитывается из ежегодных, начиная с <данные изъяты>, отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Размер пенсии ФИО на дату назначения – <данные изъяты> составил 25260,70 руб., из которых 5686,25 руб. – фиксированная выплата, 19574,45 руб. – базовая часть.

При назначении пенсии ФИО индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) рассчитан как сумма ИПК до <данные изъяты> и ИПК за периоды, имевшие место с <данные изъяты> по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия (<данные изъяты>), умноженная на коэффициент повышения ИПК при исчислении размера страховой пенсии по старости.

Из материалов пенсионного дела истицы следует, что ИПК до 2015 г. – 168,258, ИПК после 2015 г. – 210,469, страховая часть трудовой пенсии истца – 19573,62 руб., фиксированная выплата – 5686,25. Размер пенсии на настоящий период составляет 34359,70 руб.

Размер пенсии исчислен из стажа работы до 2002 г. – 19 лет 01 месяц 10 дней.

Расчет стажа пенсионера к требуемому произведен следующим образом: 19 лет *12 = 228 + 1 месяц = 229; 10 дней / 30 (дней в месяце) = 0,33333 + 229 / 240 месяцев (требуемый стаж для женщин в месяцах) = 0,955555556;

Заработная плата применена за период 2000 – 2001 г.г. и отношение заработной платы составило максимальное значение 1,2.

1,2 * 0,55 (стажевый коэффициент) * 1671 (средняя заработная плата по стране) = 1102,86 (расчетный размер пенсии) – 450 (базовый размер пенсии на 2002 г.) * 228 (ожидаемый период выплаты) *0,955555556 = 142236,43 (пенсионный капитал на 2002 г.) * 5,61481656038 (коэффициент индексации) = 798631,46 * 18%;

(валоризация пенсионного капитала до 2002 г.) = 143753,66;

Размер пенсии, установленный истцу с <данные изъяты> составил 25260,70 руб. 798631,46 + 1516806,42 (страховые взносы) = 2315437,88 (пенсионный капитал с учетом страховых взносов) + 143753,66 = 2459191,54 / 228 / 64,10 (стоимость пенсионного балла на 2015 г.) = 168,267 (индивидуальный пенсионный коэффициент до 2015 г.) + 42,211 (страховые взносы с 2015 г.) = 210,478 * 93,00 (стоимость пенсионного балла на дату назначения) = 19574,45 руб. (страховая пенсия) + 5686,25 руб. (фиксированная выплата) = 25260,70 руб.;

с <данные изъяты> - 25539,70 (93,00 * 3 балла);

с <данные изъяты>- 25818,70 (93,00 * 3балла).

В связи с оставлением истцом трудовой деятельности размер пенсии с учетом индексаций с <данные изъяты> составил 34360,81 руб.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет пенсии произведен ответчиком в соответствии с законодательством, действующим в спорные периоды, по наиболее выгодному варианту расчета, с учетом периодов работы, а также поступивших на индивидуальный лицевой счет взносов, нарушений прав и законных интересов истца при исчислении размера страховой пенсии не установлено, правовые основания для возложения на ответчика обязанности по проведению перерасчета назначенной пенсии отсутствуют, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными, как соответствующие нормам действующего законодательства.

Так, согласно п. 14 Федерального закона от <данные изъяты> N 173-ФЗ ”О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в следующих суммах: при наличии одного такого члена семьи - 7 771 рубля 40 копеек в месяц; при наличии двух таких членов семьи - 8 881 рубля 60 копеек в месяц; при наличии трех и более таких членов семьи - 9 991 рубля 80 копеек в месяц.

Устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 - 28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов. (п.17).

Из материалов дела следует, что ФИО установлена фиксированная выплата в размере 5686,25 рублей. На момент выхода на пенсию к лицам указанным в п.14 указанной статьи истица не относилась, п.14 не применялся, в связи с чем оснований для перерасчета размера пенсии ФИО не имеется.

Таким образом, пенсия данному застрахованному лицу назначена, пересчитывается и выплачивается в соответствии с действующим пенсионным законодательством.

Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шатурского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи