НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Московского областного суда (Московская область) от 13.12.2023 № 33-35303/2023

Судья: Филатова Е.С. Дело <данные изъяты>

<данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты><данные изъяты>

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С.,

судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Амелиной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> о снятии с учёта в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по уплате страховых взносов, о возврате невыплаченных денежных средств, о взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов по оплате государственной пошлины,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи Петруниной М.В., объяснения истца,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 уточняя исковые требования, обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> о снятии с учёта в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по уплате страховых взносов в ПФР за себя, применяющего специальный налоговый режим с <данные изъяты>, о возврате невыплаченных денежных средств за <данные изъяты> в сумме 1 <данные изъяты>, о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> и судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

В обоснование заявленных требований указал, что <данные изъяты> ПФР незаконно зарегистрировал его в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по уплате страховых взносов в ПФР за себя, применяющего специальный налоговый режим, о чём ему стало известно <данные изъяты>, в связи с чем, ему не была начислена надбавка к пенсии в размере 10%, как неработающему пенсионеру за <данные изъяты>. Каких-либо заявлений в адрес ПФР он не подавал. Он обращался в ПФР с просьбой исправить указанную ошибку и аннулировать регистрацию, однако получил отказ, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд за защитой своих прав.

Решением <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> о снятии с учёта в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по уплате страховых взносов в ПФР за себя, применяющего специальный налоговый режим с <данные изъяты>, о возврате невыплаченных денежных средств за <данные изъяты> рублей, о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного.

Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения спора при данной явке, поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени, месте и дне судебного разбирательства, их неявка, с учетом отсутствия доказательств уважительности, не является препятствием к рассмотрению спора (статьи 167, 169 ГПК РФ).

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционных жалобах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров также является прерогативой законодателя, который вправе, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с <данные изъяты> не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от <данные изъяты> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры оботчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями ст. 26.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплатык страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным ч. 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно п. 4, 5 ст. 26.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений ч. 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном ч. ч. 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частью 11 статьи 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с <данные изъяты> в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в <данные изъяты> (Татарстан), предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Согласно ст. 11 Федерального закона от <данные изъяты> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей - организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в срок, непревышающий трех рабочих дней со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отказывая истцу в удовлетворении исковых требования суд первой инстанции указал, что ФИО1 состоял на учете в пенсионном органе как страхователь, добровольно вступивший в правоотношения по уплате страховых взносов в ПФР за себя, применяющего специальный налоговый режим с <данные изъяты> по <данные изъяты>, следовательно, имел статус работающего пенсионера, получающего за свои услуги денежное вознаграждение, и которому в соответствии с действующим законодательством суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В подтверждение данного вывода, суд первой инстанции указал, что ФИО1 является получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Размер получаемой пенсии составлял <данные изъяты>.

С <данные изъяты> по настоящее время зарегистрирован в качестве плательщика налога на профессиональный доход.

<данные изъяты>ФИО1 обратился за перерасчетом пенсии в соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от <данные изъяты> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как пенсионер, прекративший осуществление работы.

Решением <данные изъяты> от <данные изъяты> истцу отказано в перерасчете пенсии, в связи с тем, что с <данные изъяты> истец значится работающим.

В связи с обращением ФИО1, ему был дан письменный ответ о том, что <данные изъяты> через портал электронных сервисов ПФР было получено его заявление о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

На основании поданного заявления в электронной форме он был зарегистрирован в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по уплате страховых взносов в ПФР за себя, применяющего специальный налоговый режим с присвоением регистрационного номера <данные изъяты>.

<данные изъяты> от ФИО1 поступило заявление о прекращении правоотношений по обязательному страхованию, в связи с чем, он был снят с учёта <данные изъяты>.

После отказа с <данные изъяты> от уплаты страховых взносов добровольно, с <данные изъяты> была проиндексирована пенсия, которая составила <данные изъяты>

Выплата новой суммы произведена в <данные изъяты> с доплатой в сумме <данные изъяты> за прошедшее время.

С учетом изложенного, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, об отсутствии у ФИО1 законных оснований для перерасчета пенсии с учетом индексации <данные изъяты> ввиду следующего.

Поскольку в рамках рассмотрения дела судом апелляционной инстанции был получен ответ из Межрайонной ИФНС <данные изъяты> по <данные изъяты>, согласно которого, ФИО1 ИНН <данные изъяты> состоял на учете индивидуального предпринимателя с <данные изъяты> по <данные изъяты>, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии. Задолженности по страховым взносам не имеет.

Таким образом, в <данные изъяты>ФИО1 являлся пенсионером обладающим правом на перерасчет пенсии с учетом индексации как не работающий пенсионер.

В указанной части признать законным и обоснованным решение суда первой инстанции признать нельзя, в связи с чем оно подлежит отмене.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (пункт 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации).

Разрешая заявление требования истца о компенсации морального вреда, с учетом разумности и справедливости судебная коллегия считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере <данные изъяты>.

Иные доводы апелляционной жалобы истца сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

В остальной части решение суда следует оставить без изменения.

Согласно подп. 5 п. 2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу. Из содержания приведенной нормы НК РФ следует, что льгота названной категории лиц предоставляется в виде освобождения их от уплаты государственной пошлины не только при подаче иска в суд, но и на всех стадиях рассмотрения дела.

В связи с чем, оплаченная ФИО1 государственная пошлина при подаче иска в размере <данные изъяты> подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение <данные изъяты> городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить в части отказа в обязании произвести перерасчет пенсии, взыскании компенсации морального вреда.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> произвести ФИО1 перерасчет пенсии с учетом индексации за <данные изъяты>, взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <данные изъяты> и <данные изъяты> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>

Возвратить ФИО1 уплаченную государственную пошлину, оплаченную при подаче искового заявления по квитанции от <данные изъяты> в размере <данные изъяты>

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <данные изъяты>