Судья Волкова А.В. Дело № 33-24664/2022
Уникальный идентификатор дела
50RS0035-01-2022-001415-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Рыбкина М.И., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Гуляеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 3 августа 2022 г. апелляционную жалобу ФИО1 на решение Подольского городского суда Московской области от 7 апреля 2022 г. по гражданскому делу по иску ФИО1 к Прокуратуре Московской области об оспаривании решения, обязании включить период работы в выслугу лет,
заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Прокуратуре Московской области об оспаривании решения, обязании включить период работы в выслугу лет, указав, что решением Комиссии по установлению выслуги лет Прокуратуры Московской области, оформленным протоколом от 30.07.2021г. № 1, ему отказано зачесть в выслугу лет прокурорского работника период его работы в должности помощника судьи Кировского районного суда г.Саратова с 20.06.2003г. по 21.11.2007г., поскольку данная должность не предусмотрена Реестром должностей федеральной гражданской службы в разделе должностей Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 1574. Полагает, что классные чины «Юрист 3 класса», «Юрист 2 класса», присвоенные ему в период работы в должности помощника судьи в соответствии с Положением о классных чинах работников органов юстиции и государственного нотариата РСФСР, утвержденным постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 01.07.1991г. № 1506-1, соответствуют классным чинам в системе органов прокураты Российской Федерации, поэтому на основании подп. 12 п. 2.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 21.05.2012 № 213 «Об утверждении Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации» спорный период работы может быть зачтен в выслугу лет работника прокуратуры. Кроме того, решение принято нелегитимным составом комиссии в количестве трех человек, а не пяти, как предусмотрено положением о работе комиссии. Решение комиссии нарушает его трудовые права, в том числе право на расторжение трудового договора в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, поэтому он вынужден обратиться в суд с заявленными требованиями. В связи с изложенным ФИО1 просил суд обязать ответчика зачесть период его работы в должности помощника судьи Кировского районного суда г. Саратова с 20.06.2003 г. по 21.11.2007 гг. в выслугу лет прокурорского работника органов прокуратуры.
В судебном заседании истец иск поддержал.
Представитель ответчика иск не признала.
Решением Подольского городского суда Московской области от 7 апреля 2022 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе истец просит его отменить и принять по делу новое судебное решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истец в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика в заседании судебной коллегии просила решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу 1 пункта 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.
Судом установлено, что в период с 01.09.1998 г. по 02.07.2003 г. ФИО1 проходил обучение в Саратовской государственной академии права.
В период с 20.06.2003г. по 21.11.2007г. ФИО1 работал в должности помощника судьи Кировского городского суда г. Саратова.
С 27.11.2007г. по 05.07.2021г. ФИО1 работал в должности помощника, старшего помощника Подольского городского прокурора Московской области.
Решением Комиссии по установлению выслуги лет Прокуратуры Московской области, оформленным протоколом от 30.07.2021г. № 1, ФИО1 отказано зачесть в выслугу лет прокурорского работника период работы с 20.06.2003г. по 21.11.2007г. в должности помощника судьи Кировского городского суда г. Саратова, поскольку данная должность не предусмотрена Реестром должностей федеральной гражданской службы в разделе должностей Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005г. №1574.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд исходил из вывода о том, что решение Комиссии по установлению выслуги лет Прокуратуры Московской области об отказе истцу зачесть в выслугу лет прокурорского работника период работы с 20.06.2003г. по 21.11.2007г. в должности помощника судьи соответствует положениям действующего законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Согласно пункту 2 статьи 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям определены Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 942) (далее – Положение от 12.08.1994 N 942).
Согласно пункту 1.1 Положения от 12.08.1994 N 942 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации:
в должностях, указанных в пункте 3 настоящего Положения, со дня назначения на должность, а также в качестве стажеров и помощников следователей;
в должности судьи;
указанные в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
учтенные до 24 декабря 1993 г. в установленном для прокуроров и следователей, научных и педагогических работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации порядке при начислении доплаты за выслугу лет;
в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
в центральном и территориальных партийных органах и их аппаратах (кроме работы в должностях по хозяйственному и техническому обслуживанию), а также на освобожденных выборных должностях в парткомах органов прокуратуры до 14 марта 1990 г. при условии, что этому периоду непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала служба (работа) в органах или учреждениях прокуратуры;
в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы;
в Следственном комитете Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрено присвоение специального звания (в редакции на момент оценки пенсионных прав истца);
время нахождения прокурорского работника в распоряжении органа прокуратуры Российской Федерации.
Единый порядок установления доплаты за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации определен Положением о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.05.2012 N 213) (далее – Положение от 21.05.2012 N 213).
Согласно пункту 2.1 Положения от 21.05.2012 N 213 в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и организаций прокуратуры включаются периоды:
1) службы в органах и организациях прокуратуры в должностях, предусматривающих присвоение классного чина прокурорского работника. Выслуга исчисляется с даты назначения на должность, предусматривающую присвоение классного чина прокурорского работника;
2) военной службы, в том числе по призыву (ранее - срочная военная служба);
3) службы в органах внутренних дел, милиции, полиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
4) службы в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации) в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
5) службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
6) службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
7) службы в таможенных органах в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
8) службы в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
9) службы в Следственном комитете Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания;
10) работы в должности судьи;
11) приостановления службы в органах и организациях прокуратуры на период избрания прокурорских работников депутатами либо на иные выборные должности в органах государственной власти или органах местного самоуправления;
12) работы в Министерстве юстиции Российской Федерации (с 25.01.1995), его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти (не ранее чем с 01.10.1998) в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы;
13) обучения в образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, по программе высшего либо среднего профессионального образования по юридической или иной соответствующей должностным обязанностям в органах или организациях прокуратуры специальности, независимо от формы обучения, а также в очной аспирантуре по юридической специальности, за исключением учебы в очной аспирантуре, указанной в абзаце втором настоящего подпункта, - в общей сложности в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы, если совпадающий с обучением период службы (работы) не включается в выслугу лет по другим основаниям.
Прокурорским работникам, откомандированным из органов или организаций прокуратуры в очную аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (ранее - научного или образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации), засчитывается также период учебы в очной аспирантуре при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания очной аспирантуры;
14) перерыва в службе в органах и организациях прокуратуры при незаконном увольнении прокурорских работников и последующем восстановлении на службе в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.
Пунктом 2.2 Положения от 21.05.2012 N 213 предусмотрено, что по ходатайству руководителей органов или организации прокуратуры, подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации по установлению выслуги лет могут быть засчитаны иные, не предусмотренные настоящим Положением периоды работы в других ведомствах. Период работы в другом ведомстве может быть включен в выслугу лет для выплаты доплаты при условии, что в названный период работник имел высшее образование, соответствующее должностным обязанностям в органах (организации) прокуратуры, и опыт этой работы явился основанием для принятия его на службу в конкретное подразделение.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд проанализировал положения законодательства, регулирующего особенности исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов прокуратуры Российской Федерации, и пришел к правильному выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в выслугу лет работникам органов прокуратуры Российской Федерации период работы в должности помощника судьи.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с решением суда, поскольку выводы суда основаны на правильном применении норм материального права.
Ссылка ФИО1 на пункт 2.2 Положения от 21.05.2012 N 213 является несостоятельной, так как руководитель органа прокуратуры с ходатайством о включении в выслугу лет истца периода работы в должности помощника судьи в Комиссию по установлению выслуги лет Прокуратуры Московской области не обращался.
Довод апелляционной жалобы ФИО1 о незаконном составе Комиссии по установлению выслуги лет Прокуратуры Московской области был предметом изучения суда первой инстанции и данному доводу дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 7 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи