НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Липецкого областного суда (Липецкая область) от 15.11.2021 № 2-1523/2021

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Соседова М.В. Дело № 2- 1523/2021

Докладчик Нагайцева Л.А. № 33-3759/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 ноября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Нагайцевой Л.А.

судей Тельных Г.А., Степановой Н.Н.

при ведении протокола помощником судьи Подлужной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционным жалобам истцов Чупровой Людмилы Алексеевны, Чернышевой Екатерины Владимировны, ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 6 августа 2021 года, которым постановлено:

«Требования Ермаковой Людмилы Ивановны к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области о взыскании невыплаченных денежных средств при увольнении, компенсации морального вреда- удовлетворить частично.

Взыскать с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области в пользу Ермаковой Людмилы Ивановны 123016 (сто двадцать три тысячи шестнадцать) рублей 26 копеек, из них 87125 (восемьдесят семь тысяч сто двадцать пять) рубля 33 копейки –недоплата компенсации в размере четырехмесячного содержания, 14124 (четырнадцать тысяч сто двадцать четыре) рубля 41 копейка- компенсация за неиспользованный отпуск, 16766 (шестнадцать тысяч семьсот шестьдесят шесть) рублей 52 копейки- доплата денежного содержания за использованные отпуска, 5000 (пять тысяч) рублей – компенсация морального вреда, в остальной части взысканий, в том числе в части взыскания налога на доходы физических лиц- отказать.

Требования Чупровой Людмилы Алексеевны к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области о взыскании невыплаченных денежных средств при увольнении, компенсации морального вреда- удовлетворить частично.

Взыскать с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области в пользу Чупровой Людмилы Алексеевны 97669 (девяносто семь тысяч шестьсот шестьдесят девять) рублей 73 копейки, из них 69675 (шестьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят пять) рублей 33 копейки- недоплата компенсации в размере четырехмесячного содержания, 2378 (две тысячи триста семьдесят восемь) рублей- доплата компенсации за досрочное увольнение, 5438 (пять тысяч четыреста тридцать восемь) рубля 83 копейки- компенсация за неиспользованный отпуск, 15177 (пятнадцать тысяч сто семьдесят семь) рублей 57 копеек- доплата денежного содержания за использованные отпуска, 5000 (пять тысяч) рублей – компенсация морального вреда, в остальной части взысканий, в том числе в части взыскания подоходного налога на доходы физических лиц- отказать.

Требование Чернышевой Екатерины Владимировны к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области о взыскании невыплаченных денежных средств при увольнении, компенсации морального вреда- удовлетворить частично.

Взыскать с межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области в пользу Чернышевой Екатерины Владимировны 75245 (семьдесят пять тысяч двести сорок пять) рублей 30 копеек, из них 49365 (сорок девять тысяч триста шестьдесят пять) рублей- недоплата компенсации в размере четырехмесячного содержания, 9687 (девять тысяч шестьсот восемьдесят семь) рублей 77 копеек- компенсация за неиспользованный отпуск, 10192 (десять тысяч сто девяносто два) рубля 53 копейки -доплата денежного содержания за использованные отпуска, 6000 (шесть тысяч) рублей – компенсация морального вреда, в остальной части взысканий, в том числе в части взыскания подоходного налога на доходы физических лиц- отказать.».

Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия

установила:

Ермакова Л.И. обратилась в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области (далее МИФНС России №7 по Липецкой области) о взыскании недоплаченных денежных выплат при увольнении, компенсации морального вреда. В обоснование требований истец указала, что замещала должность государственной гражданской службы в МИФНС № 7 по Липецкой области. Служебный контракт с ней расторгнут по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращения должности гражданской службы в государственном органе), при увольнении произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Расчет денежного содержания был произведен без учета выплат материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, произведенных на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, что считает незаконным и нарушающим ее права. С суммы компенсации при увольнении ответчиком незаконно удержан подоходный налог.

Ермакова Л.И. просила взыскать с МИФНС России №7 по Липецкой области недоплату компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 87125,33 рублей; излишне удержанный подоходный налог в размере 3710 руб. с выплаченной суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания; недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 14967,63 руб.; недоплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за три года, предшествующие дате увольнения, в размере 152708,99 руб., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

МИФНС России №7 по Липецкой области обратилась с встречным иском к Ермаковой Л.И. о взыскании с процентов за несвоевременное перечисление денежных средств, компенсации морального вреда в сумме 13 712 руб. 41 коп., ссылаясь на то, что Ермакова Л.И., являясь главным бухгалтером налогового органа и начальником финансового отдела, должна была правильно произвести начисления.

Истец Чупрова Л.А. обратилась в суд с аналогичным иском, ссылаясь на то, что приказом от 24.03.2021 №01-07/050 с 29.03.2021 с ней расторгнут служебный контракт и она уволена с государственной службы на основании п.8.2 с.1 ст.37 Федерального закона от 27.072004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», однако при осуществлении расчета выплат при увольнении не были учтены суммы материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, выплаченные в течение 12 месяцев перед увольнением. Уточнив заявленные требования, Чупрова Л.А. просила взыскать с МИФНС России №7 по Липецкой области: недоплату компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 69675, 32 рубля; излишне удержанный подоходный налог в размере 3643,00 рублей с суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания; недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5438,80 рубля; недоплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за три года, предшествующее дате увольнения, в размере 109698,79 рублей; недоплату компенсации при досрочном увольнении при сокращении госслужащего в размере 2 378,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей

Истец Чернышева Е.Ю. обратилась в суд с иском к МИФНС России №7 по Липецкой области, с учетом уточнения заявленных требований просила взыскать с ответчика недоплату компенсации четырехмесячного денежного содержания в сумме 49365 руб.; излишне удержанный подоходный налог в размере 3083 руб. с суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания; недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10 573 руб.; недоплату денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за 25 дней в 2020 году в размере 10800 рублей, за 2021 г. в размере 2087,52 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей 10000 рублей.

Определением суда от 27.07.2021 гражданские дела объединены в одно производство.

Определением суда от 06.08.2021 прекращено производство по встречному иску МИФНС России №7 по Липецкой области к Ермаковой Л.И. в связи с отказом от иска.

В судебном заседании истцы Ермакова Л.И., Чупрова Л.А., Чернышева Е.Ю. поддержали уточненные требования, полагали, что срок на обращение в суд ими не пропущен.

Представитель ответчика МИФНС России №7 по Липецкой области, представитель третьего лица УФНС России по Липецкой области Мельникова Е.Г. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что истцы занимали руководящие должности в финансовом отделе МИФНС России №7 по Липецкой области, следовательно, неполучение денежных средств в полном объеме могло произойти только по их вине. Средства материального стимулирования не включаются в оклад денежного содержания гражданского служащего, поскольку выплачивались истцу исключительно за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных сверх фонда оплаты труда государственных гражданских служащих и направленных на стимуляцию мотивации государственного гражданского служащего, что соответствует требованиям абзаца 10 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601, а не в качестве премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы, установленных п.5 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004г года № 79-ФЗ. Не оспаривала представленный истцами расчет.

Суд постановил решение о частичном удовлетворении требований, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционных жалобах истцы Чупрова Л.А., Чернышева Е.В. просят решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании излишне удержанного НДФЛ с выплаченных сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, удовлетворить данные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом положений абзаца 7 пункта 1 статьи 217 НК РФ, без учета правовой позиции Минфина России, изложенной в письме от 23 июля 2021 г. № 03-04-05/59242, согласно которой компенсационная выплата при увольнении освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

В апелляционной жалобе ответчик МИФНС России № 7 по Липецкой области просит решение суда отменить, в удовлетворении требований истцов отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих состав денежного содержания гражданских служащих, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Ссылка суда на разъяснения Минфина России, изложенные в письме от 15 июля 2014года № 14-04-05/34483, несостоятельна, поскольку данное письмо не является нормативным актом. Истцом не представлено допустимых доказательств причинения физических и нравственных страданий, его размера и причинной связи с виновными действиями ответчика.

Выслушав представителя МИФНС России № 7 по Липецкой области Яскович С.А., поддержавшую доводы жалобы ответчика и возражавшей против удовлетворения жалоб истцов, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ) установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 3.1. статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ, в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (часть 13 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления, которыми также предусматривались объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцы Ермакова Л.И., Чупрова Л.А., Чернышева Е.В. проходили гражданскую службу в МИФНС России №7 по Липецкой области.

С Ермаковой Л.И. был заключен служебный контракт от 04.04.2018 №199, пунктом 9 которого установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (т.1 л.д.77-81).

Аналогичные положения в части установления денежного содержания предусмотрены заключенным с Чупровой Л.А. служебным контрактом от 02.04.2018 №198 и служебным контрактом с Чернышевой Е.В. от 08.12.2008 №133.

Пунктом 10 служебных контрактов установлена возможность получения гражданскими служащими иных выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом от 24.03.2021 Чупрова Л.А. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе (т.2 л.д.17-18), при увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 112097 руб. 68 коп., компенсация за 8 календарных дней неиспользованного отпуска в размере 6968 руб. 88 коп., компенсация при досрочном увольнении при сокращении госслужащего в размере 3821,51 руб.

Приказом от 30.03.2021 №01-07/052 Ермакова Л.И. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе (т.1 л.д.86), истице выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 114159 руб. 68 коп., компенсация за 19 календарных дней неиспользованного отпуска в размере 17663 руб. 92 коп.

Приказом от 30.03.2021 №01-07/054 Чернышева Е.В. также уволена по пункту 8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ (т.2 л.д.191-192), ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 94862 руб. 68 коп., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 17730 руб. 70 коп.

Из материалов дела следует, что при выплате компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания с Ермаковой Л.И. удержан налог на доходы физических лиц в сумме 3710 рублей, с Чупровой Л.А. -в сумме 3643 рублей, с Чернышевой Е.В. - в сумме 3083 рублей.

При расчете денежного содержания для исчисления указанной компенсации не были учтены средства материального стимулирования и единовременного поощрения, выплаченные в период с 2019 до 2021 года за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда со ссылкой на то, что они не предусмотрены пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562.

Судом установлено, что выплаченное истцам материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.

Во исполнение мероприятий, предусмотренных подпунктом «р» пункта 2 Указа Президента Российской федерации от 7 мая 2012 года № 601, в период с 2019 по 2020 год Правительством Российской Федерации принимались решения о выделении федеральным государственным органам (в том числе ФНС России) дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2019 году – постановлением от 19 марта 2019 года № 283-14, в 2020 году – постановлениями от 17 февраля 2020 года № 168-8, от 10 июня 2020 года № 843-33. При этом в указанных постановлениях бюджетные ассигнования на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России предусмотрены в общем годовом объеме, без распределения между получателями.

Распределение между территориальными органами предусмотренного ФНС России объема дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов ФНС России сверх установленных фондов оплаты труда производится по решению руководителя ФНС России.

Правильно установив обстоятельства дела, на основании приведенных норм материального права суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что материальное стимулирование, выплаченное истцам в период 2019-2020 г.г. в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской федерации от 7 мая 2020 года № 601, по своей правовой природе относится к иным дополнительным выплатам, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, следовательно, должно учитываться при расчете компенсационных выплат при увольнении в связи с сокращением штатной численности и компенсации за неиспользованный отпуск.

К указанным выплатам не подлежат применению положения п.2 Порядка осуществления материального стимулирования, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2007 года № 90н, поскольку они производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачиваются в зависимости от достижения определенных показателей.

Выводы суда соответствуют разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.

Доводы жалобы ответчика о том, что разъяснения, содержащиеся в названном письме Министерства финансов Российской Федерации, не подлежат применению к спорным правоотношениям, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Учитывая, что на Министерство финансов Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований Ермаковой Л.И., Чернышевой Е.В., Чупровой Л.А. суд правильно учел разъяснения, содержащиеся в указанном письме.

Выводы суда не противоречат позиции, изложенной в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2021 № 14-0/10/В-5300 по вопросу применения пунктов 6,8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007г. № 562.

Согласно данному письму, из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ.

В целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами порядка Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

Поскольку истцам Ермаковой Л.И., Чернышевой Е.В., Чупровой Л.А. в течение 12 месяцев перед увольнением выплачивались суммы материального стимулирования и премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных сверх установленного фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, в приказах и письмах Управления ФНС России и ФНС России нет указания об ином назначении выплат, судом сделан обоснованный вывод о включении указанных денежных сумм в состав денежного содержания истцов для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением.

По мнению коллегии, выводы суда подтверждаются приказами о материальном стимулировании сотрудников инспекции, которыми утверждались протоколы заседания комиссии по оценке эффективности деятельности инспекции и с учетом вклада каждого подразделения и отдельных сотрудников в выполнение возложенных задач. Отдельным сотрудникам, имеющим упущения в работе, дисциплинарные взыскания, суммы материального стимулирования уменьшались.

То обстоятельство, что в приказах о материальном стимулировании прямо не указано, что оно произведено за выполнение особо важных и сложных заданий, не может служить основанием для ущемления прав уволенных гражданских служащих, учитывая правовую природу спорных выплат.

Произведенный в решении суда расчет компенсационных выплат соответствует действующему правовому регулированию, сторонами не оспорен.

Доводы ответчика о необоснованном взыскании судом в пользу истцов компенсации морального вреда судебная коллегия признает несостоятельными.

Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу статьи 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

В силу части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой в части, не урегулированной специальным законодательством, что отражено в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016.

Установив факт нарушения нанимателем трудовых прав истцов, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Ермаковой Л.И., Чернышевой Е.В., Чупровой Л.А. компенсации морального вреда. С учетом конкретных обстоятельств дела, длительности допущенных нарушений, значимости нарушенного права размер компенсации морального вреда определен судом в сумме по 5 000 руб. в пользу каждой из истиц, что соответствует принципам разумности и справедливости.

Не может служить основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы ответчика об отсутствии доказательств несения истцами нравственных и физических страданий, поскольку сам факт нарушения трудовых прав работников свидетельствует о причинении им нравственных страданий.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, в решении суда приведено правильное толкование норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Ссылка жалобы на разъяснения Министерства Финансов Российской Федерации от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку данные разъяснения содержат отсылку к разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, как официальной позиции Минфина России по данному вопросу, а также указание на возможность учета выплат стимулирующего характера при исчислении денежного содержания гражданских служащих в зависимости от порядка осуществления указанных выплат (в рамках премирования за выполнение особо важных и заданий или в форме иной выплаты), что было проверено судом при рассмотрении дела.

В указанной части решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.

Отказывая в удовлетворении требований истцов о возврате неправомерно удержанного ответчиком подоходного налога с сумм выплаченной компенсации четырехмесячного содержания, суд первой инстанции исходил из того, что указанная компенсация по существу является выходным пособием, поскольку выплачивается при увольнении гражданского служащего, следовательно, подлежит налогообложению в соответствии с положениями пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

С такими выводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно абзацу седьмому пункта 1 статьи 217 Налогового Кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 г. N 03-04-05/59242 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц компенсации, выплачиваемой гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъяснено, что компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в связи с чем ограничение не облагаемого налогом на доходы физических лиц размера выплат, установленное для выходных пособий абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Кодекса, не применяется.

Таким образом, компенсация, производимая государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по вышеназванным основаниям, освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой Федерального закона N 79-ФЗ.

С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований Чупровой Л.А., Чернышевой Е.В. о взыскании излишне удержанного подоходного налога с выплаченной суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания подлежит отмене с принятием в этой части нового решения о взыскании в пользу Чернышевой Е.В. удержанного подоходного налога в сумме 3083 руб., в пользу Чупровой Л.А. - 3643 руб.

На основании пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления работника.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 231 Кодекса возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога.

В остальной части решение суда сторонами, в том числе истцом Ермаковой Л.И., не обжаловано, в связи с чем не является предметом проверки суда апелляционной инстанции, оснований для выхода за пределы доводов апелляционных жалоб сторон судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 6 августа 2021 в части отказа в удовлетворении требований Чупровой Людмилы Алексеевны, Чернышевой Екатерины Владимировны о взыскании излишне удержанного подоходного налога с выплаченных сумм компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания отменить и принять в данной части новое решение, которым взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области в пользу Чернышевой Екатерины Владимировны удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 3083 руб., в пользу Чупровой Людмилы Алексеевны удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 3643 руб. за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Дата изготовления мотивированного апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна: судья

секретарь