НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 31.01.2019 № 33А-267/19

Дело № 33а-267/2019


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 31 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Астапенко С.А.

судей Морозовой С.Г. и Муратовой С.В.

при секретаре Епифанцевой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года о взыскании таможенных платежей.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения ФИО11 - представителя административного ответчика ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО10 – представителя административного истца Санкт-Петербургской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы, полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменений, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Санкт-Петербургская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в суд с административным иском к ФИО1, в котором просила взыскать с административного ответчика обязательные платежи и санкции на общую сумму 2 458 049 рублей 53 копейки в пользу Санкт-Петербургской таможни.

Требования административного иска мотивированы тем, что 21.08.2015г. гражданином Латвии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по пассажирской таможенной декларации ) осуществлен временный ввоз транспортного средства <данные изъяты> 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – в качестве транспортного средства для личного пользования.

Срок временного ввоза по пассажирской таможенной декларации установлен до 21.02.2016 г., а затем продлен до 28.06.2016 г. (номер документа

До установленного срока (28.06.2016 г.) автомобиль <данные изъяты>. 2007 г.в. выпуска, регистрационный номер SVIN, VIN – за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза не вывезен, за продлением срока временного ввоза указанного автомобиля ФИО1 с письменным заявлением в таможенные органы не обращался. С целью выпуска в свободное обращение на таможенной территории ЕАЭС и для помещения под иные таможенные процедуры автомобиль <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – в таможенных органах не декларировался.

05.10.2017 г. транспортное средство марки <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – , обнаружено по адресу: <адрес> в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий должностными лицами оперативно-розыскного отдела Санкт-Петербургской таможни.

Санкт-Петербургской таможней выявлена задолженность по уплате таможенных платежей пошлин, налогов, возникшая у ФИО1 в связи с незаконным перемещением через таможенную границу транспортного средства <данные изъяты> 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – , ввезенного по таможенной декларации ),

Срок уплаты таможенных пошлин, налогов - 05.10.2017 г.

25.12.2017 г. в адрес ФИО1 направлено требование об уплате таможенных платежей. До настоящего момента требование в добровольном порядке не исполнено.

В суде первой инстанции представитель административного истца ФИО10 административные исковые требования поддержала.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, его представитель ФИО11 просил суд отказать в удовлетворении административного иска, как необоснованного, пояснив, что представленная в дело таможенная декларация является поддельной, так как по ней ввозился другой автомобиль, другим лицом, подпись Егоровса на первичной декларации ему не принадлежит, вина Егоровса в подделке таможенной декларации в ходе дознания не установлена, поскольку таможенную декларацию оформляло другое лицо. ФИО1 не является декларантом, то есть субъектом, который обязан оплачивать таможенные платежи. Доказательства ввоза данного транспортного средства ФИО1 отсутствуют.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года административный иск Санкт-Петербургской таможни к ФИО1 удовлетворен. Суд взыскал с ФИО1 в доход государства таможенные платежи в размере 2 404 332,74 руб., пени в размере 53716,79 руб., а всего 2 458 049,53 руб., в доход МО Всеволожский муниципальный район Ленинградской области государственную пошлину в размере 20 490,24 руб.

На постановленное судом решение ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового – об отказе в удовлетворении административного иска. В жалобе поддерживается правовая позиция административного ответчика, изложенная в суде первой инстанции. Указывается на нарушения норм процессуального права. Так, при отсутствии ходатайства суд осуществлял сбор и закрепление доказательств в интересах административного истца. Не дана надлежащая оценка доказательствам, представленным административным ответчиком. Суд отказал административному ответчику в проведении экспертизы в связи с подделкой таможенной декларации и заявления ФИО1 от 28.08.2015 года о продлении срока временного ввоза транспортного средства. Апеллянт ссылается на постановление от 01.02.2018 по уголовному делу , которым установлено отсутствие в действиях административного ответчика признаков преступления, предусмотренного статьи 327 УК РФ, то есть органы дознания установили, что административный ответчик не осуществлял перемещение автомобиля на таможенную территорию ЕАЭС в указанный период.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.

Из дела следует, что 21.08.2015 г. гражданином Латвии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по пассажирской таможенной декларации ) осуществлен временный ввоз транспортного средства <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – в качестве транспортного средства для личного пользования.

Срок временного ввоза по пассажирской таможенной декларации ) установлен до 21.02.2016 г., а затем продлен до 28.06.2016 г. (номер документа ).

До установленного срока автомобиль <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза не вывезен, за продлением срока временного ввоза указанного автомобиля ФИО1 с письменным заявлением в таможенные органы не обращался. С целью выпуска в свободное обращение на таможенной территории ЕАЭС и для помещения под иные таможенные процедуры автомобиль <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – в таможенных органах не декларировался.

Транспортное средство <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – изъято и передано 05.10.2017 г. на ответственное хранение на ООО «Северо-Западный регион» (протокол изъятия вещей и документов по делу об административных правонарушениях от 05.10.2017 г. ).

В ходе проведения проверки в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ Санкт-Петербургской таможней в Витебскую таможню направлен запрос от 19.10.2017 г. о подтверждении факта ввоза 21.08.2015 г. на таможенную территорию Таможенного Союза ФИО1. транспортного средства марки <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – , предоставлении копии пассажирской таможенной декларации с комплектом документов к ней.

В ответ на запрос Витебская таможня сообщила, что в информационных базах данных отсутствуют сведения о таможенном декларировании в таможенных органах Республики Беларусь транспортного средства с VIN номером . Также в базах данных Витебской таможни отсутствуют сведения о регистрации перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза за период с 01.08.2015 г. гражданина Латвийской Республики ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Витебской таможней была представлена копия декларации от 21.08.2015 г.), поданная иным физическим лицом на иное транспортное средство: ФИО29 на <данные изъяты>.

Собранными по делу доказательствами подтверждается нахождение транспортного средства марки <данные изъяты> 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – , на таможенной территории ЕАЭС без соответствующего таможенного декларирования, то есть его незаконное перемещение через таможенную границу ЕАЭС и осведомленность ФИО1 о его незаконном перемещении.

ПТД не подтверждает законность ввоза рассматриваемого автомобиля на таможенную территорию ЕАЭС, в связи с тем, что подана иным лицом в отношении иного транспортного средства, в том виде, в котором она была подана на Василеостровский таможенный пост с указанием сведений, отличных от сведений, указанных в ПТД , фактически поданной на МАПП «Бигосово-1», является поддельной.

В период установленного таможенным органом срока временного ввоза по пассажирской таможенной декларации действовал Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), утративший силу с даты вступления в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС от 11.04.2017 - с 1 января 2018 года.

В силу статьи 277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

В соответствии с п. 2 ст. 358 ТК ТС, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Исходя из положений п. 5 ст. 358 ТК ТС, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

До 28.03.2018 г. порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, также регулировался Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 г.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Согласно п. 3 ст. 11 Соглашения до истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.Как следует из п. 5. ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза.

С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), положениями пункта 1 статьи 6 которого определено, что при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.

Абзацем 1 пункта 5 ст. 264 ТК ЕАЭС определено, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого они могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза, либо указанные транспортные средства для личного пользования признаны таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании уничтоженными и (или) безвозвратно утерянными.

В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 268 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации прекращается у декларанта в случае их вывоза с таможенной территории Союза по истечении срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, при одновременном соблюдении следующих условий:

таможенное декларирование таких транспортных средств с целью вывоза с таможенной территории Союза осуществляется не позднее 6 месяцев со дня истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза;

в отношении таких транспортных средств не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов при их передаче иным лицам без разрешения таможенного органа (п. 9 ст. 264 ТК ЕАЭС) либо таможенного декларирования (п. 7 ст. 264 ТК ЕАЭС).

Исходя из приведенных норм права физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Такие временно ввезенные транспортные средства не находятся в свободном обращении на территории Союза, т.к. в отношении них не уплачены таможенные пошлины, налоги. До истечения срока временного ввоза такие транспортные средства должны быть вывезены с территории Союза либо выпущены в свободное обращение (они должны быть задекларированы, и в отношении них должны быть уплачены таможенные пошлины, налоги) или должны быть помещены под таможенные процедуры, установленные таможенным законодательством. В случае если предельный срок временного ввоза транспортного средства нарушен в отношении такого транспортного средства взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном правом ЕАЭС. Транспортные средства, срок временного ввоза которых истек до 1 января 2018 года, могут быть вывезены с территории Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов при условии: декларирования с целью вывоза с территории Союза; с момента окончания срока временного ввоза прошло менее 6 месяцев; не осуществлялась передача права пользования или распоряжения транспортного средства без разрешения таможенных органов в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 4 статьи 81 ТК ТС при незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.

Таким образом, суд обоснованно указал на то, что срок уплаты таможенных пошлин, налогов следует считать 05.10.2017г. – дату обнаружения транспортного средства.

25.12.2017 г. в соответствии со ст.152 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», в адрес места жительства ФИО1 направлено требование об уплате таможенных платежей. Копия требования об уплате таможенных платежей письмом от 27.12.2017 года направлена также на адрес регистрации ФИО1

До настоящего момента требование в добровольном порядке не исполнено.

Частью 17 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ предусмотрено, что в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов, в соответствии с главой 18 ФЗ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно ч.2 ст.150 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке.

В силу части 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, начислению подлежат также пени.

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов (часть 12 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Удовлетворяя административный иск Санкт-Петербургской таможни о взыскании с ФИО1 задолженности по таможенным платежам в размере 2 404 332, 74 рублей, пени в размере 53716,79 рублей суд первой инстанции, исходил из того, что факт неуплаты административным ответчиком указанной недоимки по таможенным платежам и пени нашел свое подтверждение.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения, поскольку срок обращения в суд о взыскании недоимки по таможенным платежам и пени таможенным органом не пропущен, представлены доказательства, указывающие на наличие оснований для взыскания с административного ответчика суммы задолженности.

Расчет таможенных платежей и пени в отношении транспортного средства административного ответчика произведен с 06.10.2017 г. по 25.12.2017 г. в соответствии с учетом таможенной ставки, объема двигателя, курса Евро на соответствующую дату.

Доводы административного ответчика, содержащиеся в том числе и в апелляционной жалобе, о том, что ФИО1 не является декларантом в отношении транспортного средства <данные изъяты>. 2007 г.в., регистрационный номер SVIN, VIN – , суд первой инстанции правильно счел несостоятельными.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 ТК ТС являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Также согласно ст. 50 Таможенного кодекса Европейского экономического союза, вступившего в действие с 1.01.2018 года, плательщиками таможенных пошлин, налогов является декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

ФИО1 управлял временно ввезенным на территорию Таможенного союза иностранным транспортным средством <данные изъяты> 2007 г.в. на основании доверенности вплоть до 05.10.2017 года, когда указанное транспортное средство было изъято в Санкт-Петербурге сотрудниками таможенного органа за нарушение срока временного ввоза.

Декларантом или иным лицом временно ввезенного автомобиля, является ФИО1 на которого в соответствии с требованиями вышеизложенных законоположений возложена обязанность по истечении срока временного ввоза уплатить таможенные пошлины за временно ввезенное транспортное средство. Однако, в срок, установленный таможней, автомобиль не вывезен, таможенные платежи не уплачены.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 1 ТК ТС незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Пунктом 1 ст. 81 ТК ТС определено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза - также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза ( п.2 ст. 81 ТК ТС).

Учитывая изложенные фактические обстоятельства дела и нормы права, ссылка апеллянта на подделку таможенной декларации и заявления о продлении срока временного ввоза автомобиля в рассматриваемом случае правоотношений правового значения не имеет.

Доводы апелляционной жалобы сомнений в правильности решения суда не вызывают и его отмену не влекут, так как основаны на неправильном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Судья Береза С.В.