НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курского областного суда (Курская область) от 25.09.2018 № 33-2929-2018

Судья: Смолина Н.И. Дело № 33-2929-2018 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Журавлёва А.В.,

судей: Лобковой Е.А., Чупрыной С.Н.,

при секретаре: Якушевой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2018 года

гражданское дело по иску Чигриновой И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонному) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного) на решение Железногорского городского суда Курской области от 12 июля 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Чигриновой И.А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) засчитать Чигриновой И.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы:

с 01.09.1982 года по 01.11.1992 год в должности преподавателя физической культуры средней школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>;

со 02.11.1992 года по 01.09.1993 года в должности учителя физвоспитания школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>;

со 02.09.1993 года по 10.09.1995 года в должности заместителя директора по воспитательной работе школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>;

с 11.09.1995 года по 23.08.2001 года в должности учителя физвоспитания школы №<данные изъяты>, за исключением периода отпуска по уходу за ребенком с 11.08.1996 года по 12.04.1998 года;

с 03.09.2001 года по 01.10.2001 года в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования;

со 02.10.2001 года по 03.10.2005 года в должности руководителя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования;

с 04.10.2005 года по 03.03.2006 года в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> городском профессиональном колледже <данные изъяты> горно-металлургического комбината Республики Узбекистан;

с 23.12.2014 года по 08.11.2015 года в должности учителя физической культуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» г. <данные изъяты> Курской области, а так же период с 13.01.2014 по 17.01.2014, 03.02.2014 по 07.02.2014 – нахождение на курсах повышения квалификации.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) назначить Чигриновой Ирине Анатольевне досрочно страховую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности с 04.05.2016 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) в пользу Чигриновой И.А. судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 8000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, а всего 8300 (восемь тысяч триста) рублей.

В остальной части исковых требований Чигриновой И.А. отказать».

Заслушав доклад судьи Лобковой Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) № <данные изъяты> от <данные изъяты> Чигриновой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого специального стажа, из необходимых 25 лет педагогической деятельности засчитано 02 года 04 месяца 17 дней.

Периоды работы с 01.09.1982 по 01.11.1992 преподавателем физической культуры средней школы №<данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 02.11.1992 по 01.09.1993 учителем физвоспитания школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 02.09.1993 по 10.09.1995 заместителем директора по воспитательной работе школы №<данные изъяты> им. <данные изъяты> с 11.09.1995 по 23.08.2001 учителем физвоспитания школы № <данные изъяты>, в том числе период нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до двух лет с 11.08.1996 по 12.04.1998, не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на Списки, утвержденные Постановлениями Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 и № 1067 от 22.09.1999, Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991, ввиду отсутствия документального подтверждения позволяющего определить какие общеобразовательные программы реализовали такие учреждения как школа № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, школа № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, школа № <данные изъяты>, относящиеся к ГОРОНО. Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 не поименовано такое учреждение как «ГОРОНО» - городской отдел народного образования.

Кроме того, отсутствуют документы, регулирующие деятельность учреждений (Уставами), позволяющими определить какие программы реализовывали указанные учебные заведения, в связи с чем отсутствуют основания сделать вывод о том, что указанные школы являются общеобразовательными, а также раздел Списка № 781 утвержденного Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 в «Наименовании учреждений» не предусматривает такое учреждение как «городской отдел народного образования».

Периоды работы с 03.09.2001 по 01.10.2001 в должности преподавателя физического воспитания, с 02.10.2001 по 03.10.2005 в должности руководителя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования, с 04.10.2005 по 03.03.2006 в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> городском профессиональном колледже <данные изъяты> горно-металлургического комбината Республики Узбекистан не засчитаны в специальный стаж, поскольку Списком, утвержденным Постановлениями Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, такие учреждения как «<данные изъяты> академический лицей» и <данные изъяты> государственный горный институт», не поименованы, а также со ссылкой на п. 14 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, поскольку из представленных документов невозможно установить к какому типу учреждений относится <данные изъяты> академический лицей (учреждений начального профессионального образования, либо к средним специальным учебным заведениям), нет сведений о возрасте учащихся и соблюдение необходимого условиия обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет, а занятие должности «руководитель физического воспитания» возможно только в образовательных учреждениях начального профессионального образования. Кроме того, внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан за данный период не подтверждена уплата пенсионных взносов.

Период работы с 23.12.2014 по 08.11.2015 в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» г. Железногорска Курской области в должности учителя физической культуры не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на то, что в указанный период учредительные документы образовательного учреждения содержали указание на то, что школа осуществляет образовательную деятельность, в том числе «дополнительное образование для детей и взрослых», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.01.2014 по 17.01.2014, с 03.02.2014 по 07.02.2014 не засчитан в специальный стаж со ссылкой на п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, а также на п.5 Разъяснений, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации № 29 от 22.05.1996, поскольку данные периоды не являются периодами работы.

Чигринова И.А., не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонному), в котором, просила обязать ответчика засчитать в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы: с 01.09.1982 по 01.11.1992 в должности преподавателя физической культуры средней школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 02.11.1992 по 01.09.1993 в должности учителя физвоспитания школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 02.09.1993 по 10.09.1995 в должности заместителя директора по воспитательной работе школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 11.09.1995 по 23.08.2001 в должности учителя физвоспитания школы №<данные изъяты>, за исключением периода отпуска по уходу ребенком с 11.08.1996 по 12.04.1998; с 03.09.2001 по 01.10.2001 в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования; с 02.10.2001 по 03.10.2005 в должности руководителя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования; с 04.10.2005 по 03.03.2006 в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> городском профессиональном колледже <данные изъяты> горно-металлургического комбината Республики Узбекистан; с 23.12.2014 по 08.11.2015 в должности учителя физической культуры в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» г. Железногорска Курской области, а так же периоды с 13.01.2014 по 17.01.2014, 03.02.2014 по 07.02.2014 – нахождение на курсах повышения квалификации, и назначить ей досрочно страховую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности с <данные изъяты>, взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей и за оказание услуг представителя в размере 15000 рублей.

При рассмотрении дела судом первой инстанции в судебном заседании истец Чигринова И.А. и ее адвокат Ирхина Ж.А. поддержали заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного) по доверенности Елисеева Н.Н. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>», извещенного судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик – Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) и представитель третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представитель ответчика в своем ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, представитель третьего лица о причине неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не явившиеся лица не заявили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонное) и представителя третьего лица МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>».

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, заслушав возражения истца Чигриновой И.А. и ее адвоката Ирхиной Ж.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений истца Чигриновой И.А. и ее адвоката Ирхиной Ж.А., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.

Довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, является несостоятельным.

В силу ст.8 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с ч.2 ст.30 Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 приняло Постановление № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015.

Согласно подпункту «м» пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1067, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Кроме того, согласно п.3 данного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

В силу подпункта «в» пункта 3 Постановления Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах «м» пункта 1 настоящего Постановления, применяются:

- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;

- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в части включения в ее специальный стаж педагогической деятельности периодов ее работы в <данные изъяты> ГОРОНО, в должностях: с 01.09.1982 по 01.11.1992 преподавателя физической культуры средней школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 02.11.1992 по 01.09.1993 учителя физвоспитания школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 02.09.1993 по 10.09.1995 заместителя директора по воспитательной работе школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 11.09.1995 по 23.08.2001 учителя физвоспитания школы №<данные изъяты>, со ссылкой на Список, утвержденный Постановлениями Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, ввиду отсутствия документов, регулирующих деятельность учреждений, позволяющих определить какие общеобразовательные программы реализовали такие учреждения как: школа № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, школа № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с/ш № <данные изъяты>, на момент работы в них истцом не представлено, документального подтверждения того, что данные учреждения являлись самостоятельными, а кроме того, Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 не поименовано такое учреждение как «городской отдел народного образования», несмотря на то, что согласно записям в трудовой книжке заявительница была принята в <данные изъяты> ГорОНО, а запись об увольнении заверена печатью «городского отдела народного образования», а в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, указанном в Приложении к Постановлению СМ СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», к учебным заведениям и к детским учреждениям: «городской отдела народного образования» не отнесен, являются несостоятельными.

Согласно п.2 Постановления Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991, поименованы учитель, а так же школы всех типов и наименований.

В силу п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно записям в трудовой книжке, истец с 01.09.1982 принята на работу в <данные изъяты> ГорОНО преподавателем физической культуры в среднюю школу № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 02.11.1992 переведена учителем физвоспитания в школу № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 02.09.1993 назначена заместителем директора по воспитательной работе школы в той же школе, с 11.09.1995 переведена в с/ш №<данные изъяты> учителем физвоспитания, с 23.08.2001 уволена, с 03.09.2001 принята в <данные изъяты> академический лицей при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования преподавателем физического воспитания, с 02.10.2001 назначена руководителем физического воспитания в <данные изъяты> академический лицей при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования, с 03.10.2005 трудовой договор прекращен, с 04.10.2005 принята преподавателем физического воспитания в <данные изъяты> городской профессиональный колледж <данные изъяты> горно-металлургического комбината Республики Узбекистан, с 03.03.2006 трудовой договор прекращен, с 13.03.2006 принята в Совет профсоюза работников <данные изъяты> горно-металлургического комбината объединенный профсоюзный комитет № <данные изъяты> завучем в детскую юношескую спортивную школу ФСК «<данные изъяты>», с 19.11.2012 трудовой договор прекращен, с 21.01.2013 принята в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» г. Железногорска Курской области учителем физической культуры, где работает по настоящее время. При этом в периоды с 13.01.2014 по 17.01.2014, с 03.02.2014 по 07.02.2014 находилась на курсах повышения квалификации.

Судом установлено, что истец с 01.09.1982 на основании приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> была принята на работу преподавателем физической культуры в среднюю школу № <данные изъяты> им. <данные изъяты>, с 02.11.1992 переведена учителем физвоспитания школы № <данные изъяты> им<данные изъяты>, в которой с 02.09.1993 по 10.09.1995 на основании приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> работала заместителем директора по воспитательной работе, а с 11.09.1995 по 23.08.2001 учителем физвоспитания школы № <данные изъяты>. Установлено, что место работы истца в спорные периоды проходило в Республике Узбекистан.

Данные обстоятельства подтверждены копиями приказов работодателей о приеме на работу и увольнении, архивными справками.

Согласно справке № <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной Отделом народного образования города <данные изъяты><данные изъяты> области Республики Узбекистан следует, что общеобразовательные средние школы являлись структурными подразделениями отдела народного образования. Каждая школа имела свой штамп и печать, но вопросы кадров (прием на работу, увольнение, перевод внутри ГОРОНО) осуществлялись централизовано отделом кадров <данные изъяты> ГОРОНО с 1972 года (приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты> года по <данные изъяты> ГОРОНО), по 2003 год (решение хокима города <данные изъяты> за № <данные изъяты> от <данные изъяты> года). С августа 2003 года <данные изъяты> ГОРОНО был переименован в «<данные изъяты> города <данные изъяты><данные изъяты> отдела народного образования Министерства Народного образования Республики Узбекистан» с теми же правами и полномочиями. Только в 2007 году на основании решения хокима города <данные изъяты> за № <данные изъяты> от <данные изъяты> общеобразовательные средние школы стали обладать статусом юридического лица, юридической самостоятельностью, иметь отделы кадров и регистрационные номера, вести обучение на основе Государственного Образовательного Стандарта Республики Узбекистан. Средние общеобразовательные школы города <данные изъяты>, как и все школы на территории Республики Узбекистан, всегда осуществляли свою деятельность согласно стандартам образования и планам, разработанным Министерством народного образования Узбекской ССР (до 01.09.1991 года), а затем Республики Узбекистан (с 01.09.1991 года).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно статье 1 которого, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государств, на территории которого они проживают.

Согласно пункта 2 статьи 6 вышеуказанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Данный документ подписан государствами –участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

В соответствии с пунктом 1 письма Министерства социальной защиты населения РФ № 1-369-18 от 31 января 1994 года при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959, предусмотрены учителя, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной работе.

В примечании к данному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений и организаций.

Согласно Постановлению Кабинета Министров РУ № 440 от 21.11.1995 «Об учреждении нормативных документов об образовательных учреждениях» общеобразовательная школа является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Республики Узбекистан гарантированное право и возможность получения бесплатного общего образования в пределах государственных образовательных стандартов. Деятельность общеобразовательной школы строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, научных и культурных традиций народа, светского характера обучения, независимости от влияния политических партий и общественно-политических движений, поощрения образованности и таланта, уважения личности учащихся и педагога.

В соответствии с Законом Республики Узбекистан № 464-1 от 29.08.1997 «Об образовании» образование в Республике Узбекистан реализуется в следующих видах: дошкольное образование; общее среднее образование; среднее специальное, профессиональное образование; высшее образование; послевузовское образование; повышение квалификации переподготовка кадров; внешкольное образование (ст. 10).

Общее среднее образование состоит из следующих ступеней: начальное образование (I –IV классы).

Начальное образование направлено на формирование основ грамотности, знаний и навыков, необходимых для получения общего среднего образования. В первый класс школы дети принимаются с шести-семи лет.

Общее среднее образование закладывает необходимый объем знаний, развивает навыки самостоятельного мышления, организаторских способностей и практического опыта, способствует первоначальной профессиональной ориентации и выбору следующей ступени образования.

Согласно архивной справке № <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной Отделом народного образования города <данные изъяты> области Республики Узбекистан, Чигринова И.А. <данные изъяты> года рождения работала с 01.09.1982 по 23.08.2001, ею выполнялись нормы рабочего времени (педагогической деятельности), установленной за ставку заработной платы (должностного оклада). Она действительно работала постоянно, полный рабочий день и полную рабочую неделю.

Архивной справкой №<данные изъяты> от <данные изъяты> подтверждено, что в период с 1982 года по 2001 год со всех сумм, включенных в справку, отчисления в Пенсионный фонд производились по установленным тарифам.

Согласно выписке из приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> Чигриновой И.А., учительнице средней школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты> был предоставлен отпуск без содержания по уходу за ребенком до одного года на период с 27.01.1987 по 01.04.1987, также из выписки из приказа № <данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что Чигриновой И.А., учителю средней школы № <данные изъяты> был предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до двух лет с 11.08.1996 по 12.04.1998.

При таких установленных обстоятельствах суд сделал обоснованный вывод о том, что истец в указанные спорные периоды работала в учреждениях и в должностях, поименованных вышеназванными Списками, в связи с чем, обоснованно засчитал в ее специальный стаж педагогической деятельности периоды ее работы с 01.09.1982 по 01.11.1992 в должности преподавателя физической культуры средней школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 02.11.1992 по 01.09.1993 в должности учителя физвоспитания школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 02.09.1993 по 10.09.1995 в должности заместителя директора по воспитательной работе школы № <данные изъяты> им. <данные изъяты>; с 11.09.1995 по 23.08.2001 в должности учителя физвоспитания школы №<данные изъяты>.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды работы истца с 03.09.2001 по 01.10.2001 в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования, с 02.10.2001 по 03.10.2005 в должности руководителя физического воспитания в <данные изъяты> академическом лицее при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования, с 04.10.2005 по 03.03.2006 в должности преподавателя физического воспитания в <данные изъяты> городском профессиональном колледже <данные изъяты> горно-металлургического комбината Республики Узбекистан не могут быть засчитаны в ее специальный стаж, поскольку <данные изъяты> академический лицей и <данные изъяты> государственный горный институт не поименованы Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, а также из представленных документов невозможно установить к какому типу учреждений относится Зарафшанский академический лицей (учреждению начального профессионального образования, либо к средним специальным учебным заведением), а также со ссылкой на п. 14 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, поскольку не имеется сведений о возрасте учащихся при необходимом условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет, а занятие должности «руководитель физического воспитания» возможно только в образовательных учреждениях начального профессионального образования, являются необоснованными.

Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, поименованы должность учителя, а так же общеобразовательные школы всех наименований.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №191 от 03.04.2003 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» учителям 1-11 (12) классов общеобразовательных учреждений педагогическая нагрузка установлена в объеме 18 часов в неделю, учителям 1-4 классов общеобразовательных учреждений в объеме 20 часов в неделю.

Аналогичная педагогическая нагрузка установлена Приказом №<данные изъяты> от <данные изъяты> г. Министерства образования и науки Российской Федерации «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной палаты) педагогических работников».

Кроме того, в силу п. 14 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002, работа с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в специальный стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан «Об образовании», получение общего среднего образования производиться в течение 9 лет (1-9 классы). Статьей 13 данного Закона предусмотрено, что академический лицей является средним специальным учебным заведением, срок обучения в котором составляет 3 года.

Согласно пункту 8 Положения о среднем специальном, профессиональном образовании в республике Узбекистан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров № 200 от 06.07.2012, академический лицей дает специальное образование в соответствии с государственным образовательным стандартом, обеспечивает интенсивное интеллектуальное развитие, углубленное, профильное, дифференцированное обучение по гуманитарным и естественнонаучным направлениям. Обучение в академических лицеях направлено на формирование потенциального контингента студентов бакалавриата высших образовательных учреждений.

В соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, утвержденной Законом республики Узбекистан от 29.08.1997 (пункт 3.3.3) предусмотрено обучение по программе общего среднего образования в течение 9 лет с 6-7 летнего возраста.

Таким образом, в академические лицеи республики Узбекистан поступают дети в возрасте 15-16 лет, с учетом срока обучения 3 года, что позволяет сделать вывод, что более 50% учащихся указанных учреждений не достигли 18-летнего возраста.

Из материалов дела следует, что 03.09.2001 Чигринова И.А. была принята преподавателем физического воспитания в <данные изъяты> академический лицей при <данные изъяты> государственном горном институте Министерства высшего и среднего специального образования, что подтверждено трудовой книжкой истца.

02.10.2001 она была назначена руководителем физического воспитания на 0,5 ставки. Данная должность истцом совмещалась с должностью преподавателя, где она была занята на полную ставку.

Из архивной справки №<данные изъяты> от <данные изъяты> следует, что Чигринова И.А. была принята на работу 03.09.2001 в <данные изъяты> академический лицей преподавателем физической культуры, выполняла нормы рабочего времени, установленные для полной ставки.

Архивной справкой № <данные изъяты> от <данные изъяты> подтверждена занятость истца в <данные изъяты> академическом лицее, из которой также следует, что возрастной состав учащихся колледжа составлял 75% до 18 лет.

Согласно архивной справке № <данные изъяты> от <данные изъяты>, выданной директором <данные изъяты> академического лицея, Чигринова И.А. была принята в <данные изъяты> академический лицей преподавателем физической культуры в группы № 1, 2, 3, 4, 5, оплата труда производилась согласно тарификации. Приказом № <данные изъяты> от <данные изъяты> назначена руководителем физического воспитания с 01.10.2001, оплата труда составляла 0,5 ставки согласно штатному расписанию.

<данные изъяты> трудовой договор с Чигриновой И.А. прекращен по собственному желанию (приказ №<данные изъяты> от <данные изъяты>).

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что внебюджетным Пенсионным фондом при министерстве финансов Республики Узбекистан не подтверждена уплата пенсионных взносов за вышеуказанный период, является несостоятельным.

Согласно рекомендациям, содержащимся в Распоряжении Правления Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

В материалах дела действительно отсутствуют сведения об уплате страховых взносов за период с 03.09.2001 по 03.10.2005.

Однако, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, от 10.07.2007 N 9-П указано, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется пенсия, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

Таким образом, факт неуплаты работодателем страховых взносов сам по себе не является основанием для наступления для истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения его права на зачет периода трудовой деятельности в специальный стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.

Кроме того, из трудовой книжки истца, а также из справки от <данные изъяты><данные изъяты> следует, что Чигринова И.А. работала в спорный период в <данные изъяты> промышленном профессиональном колледже преподавателем физвоспитания.

Однако, при составлении перевода документов, представленных в ГУ УПФ РФ в г. Железногорске Курской области, был допущен некорректный перевод: вместо Зарафшанского промышленного профессионального колледжа было указано <данные изъяты> городской профессионально-ремесленный колледж.

В списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденном постановлением Правительства РФ № 781, предусмотрена должность преподавателя, а также в «Наименовании учреждений» предусмотрены образовательные учреждения среднего профессионального образования, в том числе училища всех наименований, колледжи всех наименований.

Согласно справке <данные изъяты> промышленного профессионального колледжа возрастной состав учащихся составлял 64, 8% до 18 лет.

Согласно приказу о приеме на работу №<данные изъяты> от <данные изъяты> нагрузка Чигриновой И.А. в месяц составляла 900 часов.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлено, что норма часов преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования должна составлять 720 часов за учебный год.

Согласно архивной справке <данные изъяты> промышленного профессионального колледжа о заработной плате от <данные изъяты><данные изъяты> в спорный период производилась уплата страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда республики Узбекистан.

На основании изложенного, судебная коллегия считает обоснованным решение суда о включении данного периода работы в специальный стаж.

Также суд обоснованно удовлетворил исковые требования истца о включении в ее педагогический стаж периода работы с 23.12.2014 по 08.11.2015 в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» г. Железногорска Курской области в должности учителя физической культуры.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что указанный период работы истца не может быть засчитан в ее специальный стаж, поскольку в указанный период учредительные документы образовательного учреждения содержали указание на то, что школа осуществляет образовательную деятельность в том числе «дополнительное образование для детей и взрослых», а так же не могут быть засчитаны в специальный стаж периоды с 13.01.2014 по 17.01.2014, 03.02.2014 по 07.02.2014 - нахождение на курсах повышения квалификации, по причине того, что указанные периоды не являются периодам работы и не поименованы Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, являются необоснованными.

В соответствии с Пунктом 1.1, раздела «Наименования учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 №781, предусмотрены общеобразовательные учреждения, в частности, школы всех наименований.

Деятельность общеобразовательных учреждений регулируется Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Основными целями общеобразовательного учреждения является реализация программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Основным документом, характеризующим деятельность образовательной организации, и на основании которого она действует, является устав.

В соответствии с Уставом № 1554 от 23.06.2014 МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» основной целью деятельности школы является реализация: основных общеобразовательных программ: начального общего; основного общего; среднего общего образования; дополнительных образовательных программ: физкультурно-спортивной; социально-педагогической; художественно-эстетической направленности.

Период работы истца в должности учителя физвоспитания в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №<данные изъяты>» включен ответчиком в педагогический стаж в бесспорном порядке до 23.12.2014.

Постановлением Администрации города Железногорска от 23.12.2014 № 3434 внесено изменение в Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» и согласно раздела 3 пункт 3.2 Школа реализует: образовательные программы: начального общего образования; основного общего образования; среднего общего образования; программы дополнительного образования не только детей, но и взрослых.

Однако, внесение изменений в Устав Муниципального образовательного учреждения, если при этом эти изменения не касаются целей и предмета деятельности учреждения, никоим образом не влияет на организационно - правовую форму организации, не является безусловным основанием для того, чтобы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» с <данные изъяты> исключить из числа учреждений, предусмотренных п. 1.1. раздела «наименования учреждений» Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2001 г. №781.

При этом, в спорный период времени место работы Чигриновой И.А. и функциональные обязанности не менялись, с 21.01.2013 она работает в той же средней общеобразовательной школе в должности учителя физической культуры, осуществляет обучение детей в возрасте с 6,5 лет до 18 лет по общеобразовательным программам начального общего, основного и среднего общего образования, что подтверждается записью в ее трудовой книжке. Указанный факт ответчиком не оспаривался ни в решении об отказе в установлении пенсии, ни в судебном заседании.

Кроме того, постановлением Администрации г. Железногорска от <данные изъяты><данные изъяты> утвержден Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №<данные изъяты>» в новой редакции, которая не содержит такого вида деятельности как дополнительное образование детей и взрослых.

При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что периоды работы истца с 23.12.2014 по 08.11.2015 в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № <данные изъяты>» г. Железногорска Курской области в должности учителя физической культуры подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Кроме того, судом установлено, что приказом №<данные изъяты> от <данные изъяты> Чигринова И.А. как учитель физической культуры МОУ «Средняя общеобразовательная школа №<данные изъяты>» г. Железногорска направлялась на 1 сессию курсов повышения квалификации в г. Курске с 13.01.2014 по 17.01.2014, а так же приказом №<данные изъяты> от <данные изъяты> на 3 сессию курсов повышения квалификации в г. Курск с 03.02.2014 по 07.02.2014.

В соответствии с п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Из пояснений представителя третьего лица следует, что за истцом сохранялось и место работы и заработная плата на период нахождения на курсах повышения квалификации с 13.01.2014 по 17.01.2014, а так же с 03.02.2014 по 07.02.2014.

Работа в должности учителя физической культуры, в период которой имелись курсы повышения квалификации, зачтена в специальный стаж ГУ УПФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) в бесспорном порядке.

При таких обстоятельствах суд обоснованно засчитал в специальный стаж истца период её нахождения на курсах повышения квалификации с 13.01.2014 по 17.01.2014, а так же с 03.02.2014 по 07.02.2014.

Принимая во внимание изложенное, довод апелляционной жалобы ответчика о том, что суд незаконно назначил истцу досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, является необоснованным.

В силу ч.1 ст.22 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии <данные изъяты>. Наличие у истца необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионным органом не оспаривается.

С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом в рамках производства по данному делу, у истца имеется специальный стаж педагогической деятельности, предусмотренный п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», в объеме более 25 лет.

Срок назначения досрочной страховой пенсии определен судом правильно в соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. с момента обращения - с <данные изъяты>.

Суммы, взысканные с ответчика в возмещение судебных расходов, определены судом правильно в соответствии с требованиями ст. 98, 100 ГПК РФ, с соблюдением принципа разумности и справедливости.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения либо опровергнуть выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, от истицы Чигриновой И.А. в судебную коллегию поступило заявление о взыскании с ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в городе Железногорске Курской области (межрайонное) понесенных ею судебных расходов на оплату услуг адвоката за представительство в суде апелляционной инстанции в размере 7500 рублей.

Согласно ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ, к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд.

Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, установленный ст. 94 ГПК РФ, не является исчерпывающим и относит к издержкам, в том числе другие, признанные судом необходимые расходы.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с ч. 4 ст. 329 ГПК РФ в определении суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы, представления.

В п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №1 от 21.01.2016 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что истицей в судебную коллегию представлена квитанция от 17.08.2018 по оплате адвокату Ирхиной Ж.А. за представительство в судебном заседании суда апелляционной инстанции 7500 рублей, а также соглашение об оказании юридической помощи от 17.08.2018г.

Адвокат Ирхина Ж.А. принимала участие в судебном заседании суда апелляционной инстанции 25.09.2018 г.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении №382-О-О от 17.07.2007 г., обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Принимая во внимание объем оказанной истцу юридической помощи, характер спора по данному делу, а также, исходя из принципа разумности и справедливости, коллегия считает возможным определить ко взысканию с ответчика в пользу истицы в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя в суде апелляционной инстанции сумму в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст.199, ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железногорского городского суда Курской области от 12 июля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Железногорске Курской области (межрайонного) - без удовлетворения.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Железногорске Курской области (межрайонное) в пользу Чигриновой И.А. в счет возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя в апелляционной инстанции 3 000 рублей.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

СУДЬИ: