Судья: Шурова Л.И. Дело № 33-1994-2019 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
г. Курск 9 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Чупрыной С.Н., Леонтьевой И.В.,
при секретаре: Крюковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кайгородова С.А. к Государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика - Государственного учреждения – Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Курска от 21 марта 2019 года (в редакции определения Ленинского районного суда г. Курска от 23 апреля 2019 года об исправлении описки), которым постановлено:
«Исковые требования Кайгородова С.А. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Курское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Кайгородова С.А. в 2019 г. техническими средствами реабилитации:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
<данные изъяты>
Взыскать с Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Кайгородова Сергея Антоновича компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации за период с 24.06.2017г. по 24.12.2017г. в размере 20 688 (двадцать тысяч шестьсот восемьдесят восемь) рублей».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кайгородов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Курскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ), уточнив который, просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации за период с 24.06.2017г. по 24.12.2017г. в сумме 20688 руб. и обязать обеспечить его техническими средствами реабилитации в 2019 году.
В обоснование заявленных требований указал, что является <данные изъяты>, <данные изъяты>; согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида (далее - ИПР) он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации (далее ТСР) и 25.12.2017г. он обратился к ответчику с соответствующим заявлением, но не получил уведомление о постановке на учет и в 2018 году техническими средствами реабилитации обеспечен не был, в связи с чем вынужден был приобретать их самостоятельно. Кроме того, <данные изъяты>. им было подано заявление о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР за период с 24.06.2017г. по 24.12.2017г. в размере 45768 руб. 50 коп., однако 13.11.2018г. ему была перечислена сумма 25100 руб. 50 коп., в то же время 20 668 руб. не выплачены; <данные изъяты>. им также было подано заявление о предоставлении технических средств реабилитации в 2019 году, но до настоящего времени необходимыми средствами реабилитации при нарушении функций выделения ответчик его не обеспечил.
Судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчика просит решение суда отменить, как незаконное, указывая, что согласно законодательству о бухгалтерском учете, подпись и ее расшифровка являются обязательными реквизитами кассового чека, что не учтено судом; право истца на получение средств реабилитации не нарушалось, так как реализовывалось посредством выплаты компенсации, потому не нуждалось в судебной защите; судом не исследовалась реальная возможность обеспечения истца ТСР в 2019 году; судом допущена арифметическая ошибка, сумму взысканной денежной компенсации следовало определить 20668 рублей, а не 20688 рублей.
Поскольку истцом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Павленка А.Б., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения истца Кайгородова С.А., обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика и возражений истца, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статья 10 которого гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 11 этого же Федерального закона следует, что индивидуальная программа реабилитации инвалида, содержащая комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мероприятий, является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; ИПР инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, объём которых не может быть меньше установленного указанным федеральным перечнем, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Техническими средствами реабилитации являются, в том числе специальные средства для самообслуживания и для ухода, которые предусматриваются ИПР инвалида и предоставляются инвалиду по месту жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями (абз. 3 и 4 ч. 2, ч. 12, 14 ст. 11.1).
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р, определён Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240, согласно которым обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2), путём предоставления соответствующего технического средства (изделия) (пп. «а» п. 3).
Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. № 57н.
В соответствии с п.2 Приказа компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.
Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. № 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (п.3).
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет (п.5).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (п.6).
Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации (п.5).
Из материалов дела следует, что Кайгородов С.А. является <данные изъяты>, которая с 1<данные изъяты>. ему <данные изъяты>, проживает в г.<данные изъяты> области, состоит в ГУ КРО ФСС РФ на учёте по обеспечению ТСР.
В индивидуальной программе реабилитации <данные изъяты> разработанной 24.12.2015г. Бюро медико-социальной экспертизы № <данные изъяты>», указано, что истец ежегодно и бессрочно нуждается в следующих технических средствах реабилитации: <данные изъяты>
Исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением ТСР – ОКУ «ЦМСУ» (ныне ГУ КРО ФСС РФ).
Судом первой инстанции установлено, что в 2017 году истец Кайгородов С.А. самостоятельно за счет собственных средств приобрел технические средства реабилитации, предусмотренные его ИПР, на сумму 45768 руб. 50 коп. и 24.09.2018г. обратился к ответчику с заявлением о выплате ему денежной компенсации, предоставив товарные и кассовые чеки. 13.11.2018г. ответчиком была произведена выплата компенсации в размере 25100 руб. 50 коп., что подтверждается платежным поручением от 13.11.2018г. и не оспаривается сторонами; оставшаяся сумма в размере 20668 руб. (в решении допущена описка и указано 20688 руб.) не возмещена до настоящего времени.
Суд также установил, что по заявлению от 07.11.2018г. об обеспечении ТСР истец не был принят на учет со ссылкой на то, что он реализует ИПР путем возмещения понесенных расходов на самостоятельно приобретенные ТСР.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и следуют из пояснений участников судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения <данные изъяты> техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями», Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. №57н, и, посчитав, что в соответствии с действующим законодательством права истца на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошедший период с 24.06.2017г. по 24.12.2017г. могут быть восстановлены только путем выплаты ему компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, взыскал в его пользу 20688 рублей. При этом суд указал, что неправильное оформление кассовых чеков (без подписи продавца) не может ограничивать право истца на получение компенсации.
Действия ответчика, не поставившего истца на учет по его заявлению от <данные изъяты>., со ссылкой на то, что он реализует ИПР путем возмещения понесенных расходов на самостоятельно приобретенные ТСР, суд счел не основанными на законе, потому обязал ответчика обеспечить истца в 2019 году техническими средствами реабилитации, предусмотренными в его ИПР.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований находит правильными, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что суд не применил законодательство о бухгалтерском учете, о незаконности решения не свидетельствует, так как отсутствие подписи кассира в кассовом чеке не опровергает сам факт приобретения истцом ТСР за указанную в чеке сумму за счет собственных средств и не лишает его права на выплату компенсации в размере стоимости приобретенного ТСР.
Довод жалобы о том, что право истца не нарушено, а реализуется посредством выплаты ему компенсации, несостоятелен, так как денежная компенсация в размере 20668 рублей за ТСР, приобретенные Кайгородовым С.А. в 2017 году, по его заявлению от <данные изъяты>. на момент разрешения судом спора 21.03.2019г. в нарушение сроков, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011г. №57н, выплачена не была.
Довод жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о реальной возможности обеспечения истца ТСР в 2019 году, также не влечет отмену решения, принимая во внимание, что на момент вынесения судом решения <данные изъяты> года Кайгородов С.А. не был обеспечен средствами реабилитации, которые ему необходимы для ежедневного использования.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В то же время считает необходимым исправить допущенную в решении описку в сумме компенсации, подлежащей взысканию в пользу истца, считать правильной сумму 20668 рублей, вместо 20688 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329, 200 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 21 марта 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - Государственного учреждения - Курского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Исправить в резолютивной части решения суда описку и вместо суммы компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации «20688 рублей» читать правильно «20668 рублей».
Председательствующий:
Судьи: