НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Курганского областного суда (Курганская область) от 27.10.2015 № 33А-3366/2015

Судья Гусева А.В. Дело № 33а-3366/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Варлакова В.В.,

судей Клепчи С.Н., Пшеничникова Д.В.,

с участием прокурора Поляковской И.В.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 октября 2015 г. административное дело по административному исковому заявлению Дубянского С.П. о признании незаконным и отмене решения Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 «О схеме избирательных округов по выборам депутатов Кетовской районной Думы 5-го Созыва»,

по апелляционной жалобе Дубянского С.П. на решение Кетовского районного суда Курганской области от 28 августа 2015 г., которым постановлено:

«в удовлетворении заявления Дубянского С.П. о признании незаконным и отмене решения Кетовской районной Думы от 24.12.2014 года № 385 «О схеме избирательных округов по выборам депутатов Кетовской районной Думы 5-го Созыва», отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Варлакова В.В. об обстоятельствах дела, пояснения административного истца Дубянского С.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Кетовской районной Думы – Шейко Д.О,, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Поляковской И.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

установила:

Дубянский С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 «О схеме избирательных округов по выборам депутатов Кетовской районной Думы 5-го Созыва».

В обоснование заявления указал, что является депутатом Кетовской районной Думы.

Содержание решения Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 не соответствует содержанию проекта решения, который был предложен депутатам, и по которому проходило голосование на заседании Кетовской районной Думы 24 декабря 2014 г.

Так, согласно проекту решения, микрорайон «Березка» в с.Кетово входил в состав избирательного округа № 1 «Верхний».

3 августа 2015 г. административному истцу стало известно, что в тексте решения Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385, который имеется в распоряжении Избирательной комиссии муниципального образования Кетовского района, указано, что микрорайон «Березка» в с.Кетово входит в состав избирательного округа № 2 «Нижний».

Данное обстоятельство стало основанием для принятия Избирательной комиссией муниципального образования Кетовского района решения от 3 августа 2015 г. «Об отказе в регистрации Дубянскому С.П. кандидату в депутаты Кетовской районной Думы 5 созыва».

Для регистрации в качестве кандидата в депутаты Кетовской районной Думы 5 созыва необходимо было собрать не менее 18 и не более 20 достоверных подписей избирателей.

Дубянским С.П. были представлены 20 подписей избирателей, из которых достоверными и действительными признаны 15 подписей, 5 подписей признаны недостоверными и недействительными.

Недействительными признаны подписи граждан, которые проживают в микрорайоне «Березка», не относящемся к избирательному округу № 1 «Верхний», в котором кандидатом в депутаты являлся Дубянский С.П.

Административный истец указал, что на заседании Кетовской районной Думы 24 декабря 2014 г. было принято решение, в соответствии с которым микрорайон «Березка» в с.Кетово входил в состав избирательного округа № 1 «Верхний». Текст данного решения был размещен на официальном сайте Администрации Кетовского района до апреля 2015 г. После указанной даты текст решения, без ведома депутатов Кетовской районной Думы, был изменен неустановленным лицом. Изменения коснулись отнесения микрорайона «Березка» к избирательному округу № 2 «Нижний».

Поскольку изменения в решение Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 внесены незаконно, Дубянский С.П. просил указанное решение Кетовской районной Думы отменить.

В судебном заседании Дубянский С.П. а также его представитель – Гудимов Е.В. заявленные требования поддержали.

Председатель Кетовской районной Думы – Грачев А.В. и представитель Кетовской районной Думы – Сухаревская Ю.А. против заявленных требований возражали.

Пояснили, что решение Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 «О схеме избирательных округов по выборам депутатов Кетовской районной Думы 5-го Созыва» депутатами было принято. Текст решения после его принятия не изменялся. Решение было размещено на официальном сайте Администрации Кетовского района.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Дубянский С.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно установлены имеющие для дела обстоятельства.

Обращает внимание, что из протокола заседания Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. следует, что за принятие решения депутаты голосовали единогласно. Однако в суде первой инстанции было установлено, что депутаты Дубянский С.П. и В.Г. который был допрошен в качестве свидетеля, не голосовали за решение в том виде, в котором оно было позднее размещено на сайте Администрации Кетовского района.

Полагает, что судом не дана оценка пояснениям административного истца и свидетеля В.Г.

Указывает, что судом оставлены без внимания доводы о том, что обжалуемое решение Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 до настоящего времени официально не опубликовано.

Обращает внимание, что в тексте решения Кетовской районной Думы имеется указание о том, что данное решение подлежит официальному опубликованию в районной газете «Собеседник». До настоящего времени решение Кетовской районной Думы в районной газете «Собеседник» не опубликовано.

Указывает, что Администрация Кетовского района не имеет официального сайта, на котором возможно опубликование нормативных правовых актов. Имеется только некий ресурс, не зарегистрированный в установленном порядке в органах Роскомнадзора как средство массовой информации.

Судом не учтено, что опубликованию подлежала схема избирательных округов, включая ее графическое изображение. В данном случае графическое изображение избирательных округов не публиковалось.

Обращает внимание, что решение Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 «О схеме избирательных округов по выборам депутатов Кетовской районной Думы 5-го Созыва» не включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Курганской области.

Кетовской районной Думой представлены возражения на апелляционную жалобу.

Кетовская районная Дума указывает, что в соответствии с Уставом муниципального образования Кетовский район, официальным опубликованием нормативного правового акта считается его опубликование в районной газете или обнародование на доске информации сельсоветов Кетовского района или размещение на официальном сайте Администрации Кетовского района.

Решение Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 было опубликовано на официальном сайте Администрации Кетовского района.

Обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления – это сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

Кетовская районная Дума обращает внимание, что в решении от 24 декабря 2014 г. № 385 дано четкое и подробное описание избирательных округов. Перечисленные в решении улицы, жилые массивы, отнесенные к конкретному избирательному округу, находятся внутри границы данного избирательного округа, а, соответственно, те улицы и жилые массивы, которые не отнесены к конкретному избирательному округу, находятся за пределами его границ.

При указанных обстоятельствах Кетовская районная Дума полагает, что решение от 24 декабря 2014 г. № 385 принято в соответствии с законом, в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления, официально опубликовано и подлежит применению.

Согласно статье 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" с 15 сентября 2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ не рассмотренные до 15 сентября 2015 г. апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).

Учитывая изложенное, апелляционная жалоба Дубянского С.П. подлежит рассмотрению по правилам производства Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

В заседании судебной коллегии административный истец Дубянский С.П. доводы апелляционной жалобы поддержал. Пояснил, что в соответствии с Уставом Администрации Кетовского района Курганской области официальным опубликованием считается опубликование полного текста правового акта в районной газете или обнародование на доске информации сельсоветов Кетовского района или размещение на официальном сайте Администрации Кетовского района Курганской области. Обращал внимание, что сайт Администрации Кетовского района Курганской области не является официальным, поскольку не зарегистрирован в установленном порядке. Указал, что было принято решение Кетовской районной Думы об опубликовании правового акта в газете «Собеседник». В случае опубликования правого акта в газете удалось бы избежать настоящего спора.

Представитель Кетовской районной Думы – Шейко Д.О. против доводов апелляционной жалобы возражал. Указал, что нормативно-правовые акты публикуются на сайте. Сайт, на котором опубликовано оспариваемое решение, является официальным сайтом Администрации Кетовского района Курганской области.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 24 Устава муниципального образования «Кетовский район» Кетовская районная Дума состоит из пятнадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Из Устава муниципального образования «Кетовский район» следует, что решения Кетовской районной Думой принимаются исключительно на его заседаниях. Заседание правомочно, если на нем присутствует более 50 процентов от числа избранных депутатов. Решения Кетовской районной Думой принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов и отражаются в протоколе заседания. Решения, принятые Думой, в течение пяти рабочих дней со дня их принятия направляются депутатам, в постоянные комиссии, главе Кетовского района, другим лицам согласно реестру рассылки. Решения в течение трех дней со дня поступления в Думу после их подписания главой Кетовского района направляются депутатам, в постоянные комиссии, главе Кетовского района, другим лицам согласно реестру рассылки. Решения Думы доводятся до исполнителей в течение пяти рабочих дней после их принятия. Решения Думы опубликовываются в объеме, определяемом решением Думы либо председателем Думы. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования, подлежат официальному опубликованию в течение пяти дней со дня их принятия. Официальным опубликованием считается их опубликование в районной газете или обнародование на доске информации сельсоветов Кетовского района или размещение на официальном сайте Администрации Кетовского района.

Из материалов дела видно, что решением Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов Кетовской районной Думы 5-го Созыва. Указано, что данное решение подлежит опубликованию в районной общественно-политической газете «Собеседник».

На заседании Кетовской районной Думы 24 декабря 2014 г. присутствовало 15 депутатов, которые единогласно голосовали за принятие оспариваемого решения Кетовской районной Думы.

Постановлением Администрации Кетовского района Курганской области от 27 июля 2015 г. на территории Кетовского района по согласованию с территориальной избирательной комиссией Кетовского района образовано 52 избирательных участка, участка референдума для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума сроком на пять лет. Определены их границы, номера и местонахождение согласно приложению к данному постановлению.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не соблюдаться при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральным законом устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Положения, содержащиеся в первом предложении данного подпункта, могут не применяться при образовании на территории автономного округа, входящего в состав другого субъекта Российской Федерации, одного включающего в себя всю территорию указанного автономного округа одномандатного избирательного округа для проведения выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Если применение положений, содержащихся в первом предложении данного подпункта, влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя части территорий более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные избирательные округа при проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов;

при образовании избирательных округов на определенных законом субъекта Российской Федерации территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может превышать указанный предел, но не должно составлять более 40 процентов;

избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, указанных в пункте 4 данной статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

На основании ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.

Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 данного Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 данной статьи. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы могут быть уточнены в указанном порядке в связи с изменением границ, преобразованием, упразднением муниципальных образований, уменьшением (до пятидесяти и менее) числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Списки избирательных участков, участков референдума с указанием их границ (если избирательный участок, участок референдума образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок, участок референдума образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения - главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Порядок доведения до избирателей, участников референдума указанных сведений в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 5 данной статьи, устанавливается законом.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый акт не противоречит действующему законодательству, принят в пределах полномочий Кетовской районный Думы в надлежащей форме, опубликован в установленном порядке.

Доводы Дубянского С.П. о том, что содержание решения Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 не соответствует содержанию проекта решения, который был предложен депутатам, и по которому проходило голосование на заседании Кетовской районной Думы 24 декабря 2014 г., а также о том, что текст решения после его принятия, без ведома депутатов Кетовской районной Думы, был изменен неустановленным лицом, судом были проверены и признаны необоснованными. Доказательства в подтверждение своих доводов Дубянский С.П. суду не представил.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 до настоящего времени официально не опубликовано, не могут быть признаны правильными.

Согласно ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 Устава муниципального образования Кетовский район муниципальные нормативные правовые акты, застрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Официальным опубликованием считается опубликование полного текста правового акта в районной газете или обнародование на доске информации сельсоветов Кетовского района или размещение на официальном сайте Администрации Кетовского района.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Кетовской районной Думы следует признать опубликованным в установленном порядке - на сайте Администрации Кетовского района.

Доводы о том, что не было опубликовано графическое изображение избирательных округов, а также о том, что оспариваемое решение не включено в регистр муниципальных нормативных правовых актов Курганской области, не являются основаниями для признания решения Кетовской районной Думы от 24 декабря 2014 г. № 385 незаконным и его отмены.

Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кетовского районного суда Курганской области от 28 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дубянского С.П. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи: