Судья – Щербакова Я.А. Дело № 33а-6389/2020 А-189а
24RS0016-01-2019-002666-13
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи – Полынцева С.Н.,
судей – Жихарева Ю.А., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковязиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу и пени,
по апелляционной жалобе и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по Красноярскому краю – ФИО6
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 22 января 2020 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №26 по Красноярскому краю к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить частично.
Взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 138414 руб., пени в размере 234,15 руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в сумме 3972,96 рублей, от уплаты которой истец освобожден, в местный бюджет ЗАТО Железногорск».
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы (далее – МИФНС) России № по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 149 064 рублей, пени за период с <дата> по <дата> - 288 рублей 19 копеек.
В обоснование своих требований сослалась на то, что последнему в спорный период на праве собственности принадлежали автомобили: ПОРШЕ CAYENNE TURBO, государственный номер №, BMW М5, государственный номер №, BMW 650i xDRIVE, государственный номер №, AUDI А7, государственный номер №. Вместе с тем мер к надлежащему исполнению обязанности по уплате налога на данное имущество ФИО1 не принимает, вследствие чего образовалась указанная задолженность, с учетом штрафных санкций.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и.о. начальника МИФНС России № 26 по Красноярскому краю – ФИО6 просит данный судебный акт отменить, указывая на то, что налоговым органом правомерно исчислена недоимка по транспортному налогу за 2015 год по правилам п. 2 и п. 3 ст. 362 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), в связи с чем правовые основания для снижения заявленной ко взысканию суммы у суда первой инстанции отсутствовали.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (сведения о вручении корреспонденции в материалах дела), не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайствами об отложении судебного разбирательства не обращались, представитель налогового органа – ФИО7 направил в адрес суда заявление о проведении судебного разбирательства без него. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подле-жит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № в ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 30 июля 2018 года о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 149 064 рублей, пени -288 рублей 19 копеек был отменен определением от 6 июня 2019 года в связи с поступившими возражениями должника. Настоящий иск предъявлен налоговым органом в суд 6 декабря 2019 года, то есть в пределах установленного п. 3 ст. 48 НК РФ срока.
Оценивая применительно к изложенному фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит правомерным вывод суда об удовлетворении требований налогового органа о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу за 2015 год и пени. Вместе с тем полагает неверным снижение судом первой инстанции суммы задолженности, выставленной ко взысканию.
Принимая такое решение, суд исходил из того, что ФИО1 являлся владельцем автомобиля BMW 650i xDRIVE, государственный номер №, в период с 28 февраля 2015 года по 2 июня 2017 года, то есть 10 полных месяцев, автомобиля AUDI А7, государственный номер №, в период с 23 июня 2015 года по 27 июля 2015 года, то есть 1 месяц, а не 11 месяцев и 2 месяца соответственно, как указал административный истец.
Однако данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства, регулирующим спорные правоотношения.
Порядок расчета сумм транспортного налога получил закрепление в ст. 362 НК РФ.
Согласно пункту 3 данной статьи (в редакции Федерального закона от 20 октября 2005 года № 131-ФЗ) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода, исчисление налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Федеральным законом «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2015 года № 396-ФЗ пункт 3 статьи 362 НК РФ был изложен в следующей редакции: «если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства. Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте».
В силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положения, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В п. 10 ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2015 года № 396-ФЗ оговорено, что положения п. 3 ст. 362 НК РФ в редакции настоящего Закона применяются к правоотношениям по исчислению и уплате соответствующего налога за налоговые периоды с 2016 года.
Таким образом, исчисление недоимки по транспортному налогу за 2015 год должно было производиться судом по правилам п. 3 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 20 октября 2005 года.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 года № 214-ФЗ), исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента 1,1 в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет. Аналогичный коэффициент для автомобилей того же ценового диапазона, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, предусмотрен и Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ.
Принимая во внимание, что автомобиль BMW 650i xDRIVE, государственный номер №, 2013 года выпуска, был включен в Перечень легковых автомобилей стоимость от 3 миллионов рублей для налогового периода 2015 года, утвержденным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации 27 февраля 2015 года, при расчете налога на данное транспортное средство подлежал применению повышающий коэффициент 1,1.
С учетом изложенного, размер недоимки по транспортному налогу, подлежащей взысканию с ФИО1 составляет:
- за автомобиль ПОРШЕ CAYENNE TURBO, государственный номер №, - 45 900 рублей (исходя из расчета: 450 л.с. х 102 (налоговая ставка) : 12 месяцев (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения);
- за автомобиль BMW М5, государственный номер №, - 51 714 рублей (исходя из расчета: 507 л.с. х 102 (налоговая ставка) : 12 месяцев (количество месяцев в году) х 12 (количество месяцев владения);
- за автомобиль BMW 650i xDRIVE, государственный номер №, - 46 180 рублей (исходя из расчета 449 л.с. х 102 (налоговая ставка) : 12 месяцев (количество месяцев в году) х 11 (количество месяцев владения) х 1,1 (повышающий коэффициент);
- за автомобиль AUDI А7, государственный номер №, - 5270 рублей (исходя из расчета 310 л.с. х 102 (налоговая ставка) : 12 месяцев (количество месяцев в году) х 2 (количество месяцев владения);
а всего – 149 064 рублей, как и было изначально заявлено налоговым органом.
В связи с этим административным истцом верно был произведен и расчет сумм пени, подлежащих взысканию в общей сумме 288 рублей 19 копеек, с учетом количества дней допущенной просрочки, размера недоимки и ставки рефинансирования. Методика исчисления штрафных санкций сомнений в правильности не вызывает.
При таком положении подлежит корректировке и размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФИО1 в доход местного бюджета. Ввиду увеличения суммы налоговых платежей, которые он должен уплатить, до 149 352 рублей 19 копеек, размер названного сбора, исчисленный согласно пп 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет 4187 рублей 04 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 22 января 2020 года изменить.
Взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 149 064 рублей, пени – 288 рублей 19 копеек.
Увеличить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФИО1 в доход местного бюджета ЗАТО г. Железногорск, до 4187 рублей 04 копеек.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи: