НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 26.09.2019 № 33А-31424/19

Судья – Ермолов Г.Н. Дело № 33а-31424/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» сентября 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при секретаре Маркиной И.С.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя начальника ИФНС России № 4 по г. Краснодару ФИО1 на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 января 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к ИФНС России № 4 по г. Краснодару об оспаривании решения от 20.06.2018г. № 22537 об отказе в возврате НДС.

В обоснование своих требований указал, что в период с 17.12.2009г. до 12.05.2015г. он являлся индивидуальным предпринимателем.

21-23 мая 2018 года между ИФНС России № 4 по г. Краснодару и ФИО2 проведена совместная сверка расчетов по налогам и сборам, о чем был составлен соответствующий акт совместной сверки расчетов № 74924 от 21.05.2018г.

Согласно указанному акту у ФИО2 отсутствовала задолженность по пеням и сборам, а имелась переплата по НДС, НДФЛ и иным налогам и сборам.

23 мая 2018 года ФИО2 обратился в ИФНС России № 4 по г. Краснодару с заявлением, в котором просил возвратить на его расчетный счет суммы переплаты по налогам в общей сумме 3 067 493,8 руб.

Налоговой инспекцией по данному заявлению были приняты:

- решение о возврате НДФЛ от 24.07.2018г. № 2311067789 на сумму 830 897,15 руб.,

- решения о возврате суммы НДС и пени по НДС от 20.06.2018г. № 2311064036 на сумму 87 600 руб., от 20.06.2018г. № 2311064040 на сумму 43 092,57 руб., от 20.06.2018г. № 2311064038 на сумму 187 474,91 руб., от 20.06.2018г. № 2311064037 на сумму 504 805,70 руб.

Так же принято решение от 20.06.2018г. № 22537 об отказе в возврате НДС в размере 1 402 876 руб. (вручено представителю 10.07.2018г.).

ФИО2 считает решение от 20.06.2018г. № 22537 об отказе в возврате НДС в размере 1 402 876 руб. незаконным и подлежащим отмене.

Причиной отказа, согласно решению, послужило то, что заявленная к зачету (возврату) сумма не соответствует данным налогового органа, в связи с чем, предложено в соответствии с положениями раздела 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденных приказом ФНС России от 09.09.2005г. № САЭ-3-01/444@ провести сверку с бюджетом.

Однако, как указывалось выше, ИФНС России № 4 по г. Краснодару и ФИО2 провели совместную сверку, о чем составлен акт, который подписан 21.05.2018г. со стороны налоговой инспекции ФИО3 (скреплен печатью) и 23.05.2018г. подписан ФИО2 без разногласий.

Согласно стр. 14 акта совместной сверки № 74924 в отношении НДС установлено положительное сальдо по налогу в размере 1 721 043,48 руб. и по пене 504 805.7 руб.

В заявлении от 23.05.2018г. ФИО2 просил вернуть НДС в размере 1 721 043,48 руб. и по пене 504 805.7 руб., то есть в размерах переплаты, установленной совместным актом сверки № 74924.

При этом, налоговой инспекцией полностью возвращен НДФЛ по решению от 24.07.2018г. № 2311067789 на сумму 830 897,15 руб., а также полностью сумму пени по НДС в размере 504805,7 руб. (решение от 20.06.2018г. № 2311064037) и частично НДС в размере 318 172.48 руб. (решение от 20.06.2018г. № 2311064036 на сумму 87 600 руб., решение от 20.06.2018г. № 2311064040 на сумму 43 092,57 руб., решение от 20.06.2018г. № 2311064038 на сумму 187 474,91 руб.), отказав в остальной части возврата НДС.

ФИО2 считает довод о несоответствии заявленной к возврату суммы данным налогового органа несостоятельным, так как сумма 1 721 043, 48 руб. полностью соответствует совместному акту сверки № 74924.

Предложение провести еще один акт сверки также не соответствует положениям налогового законодательства, поскольку совместный акт сверки № 74924. был подписан ФИО2 23.05.2018г. и в тот же день, 23 мая 2018 года было сдано заявление.

Не согласившись с решением налоговой инспекции ФИО2 обратился в УФНС России по Краснодарскому краю с жалобой на вышеуказанное решение.

Решением УФНС России по Краснодарскому краю от 13.08.2018г. № 24-14-1454 апелляционная жалоба на решение ИФНС России № 4 по г. Краснодару оставлена без удовлетворения, в связи с чем, ФИО2 обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 января 2019 года административное исковое заявление ФИО2 к ИФНС России № 4 по г. Краснодару о признании незаконным решения налогового органа об отказе в возврате НДС удовлетворено. Суд признал незаконным решение ИФНС № 4 по г. Краснодару от 20.06.2018г.№ 22537 об отказе в возврате НДС.

С указанным решением суда не согласилась заместитель начальника ИФНС России № 4 по г. Краснодару ФИО1 и подала апелляционную жалобу, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителей ИФНС России № 4 по г. Краснодару по доверенности ФИО4, ФИО5, поддержавших доводы жалобы, представителя ФИО2 по доверенности ФИО6, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Приходя к выводу об удовлетворении исковых требованиях ФИО2, суд первой инстанции суд первой инстанции указал на несостоятельность довода ИФНС России № 4 по г. Краснодару о несоответствии заявленной к возврату суммы данным налогового органа, так как сумма 1 721 043, 48 руб. полностью соответствует совместному акту сверки № 74924.

Однако, судом апелляционной инстанции установлено, что районным судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Так, из материалов дела следует, что 17.12.2009г. ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 12.05.2015г. деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена.

22.01.2015г. ФИО2 обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с заявлением об оказании содействия по устранению допущенных Инспекцией нарушений, которые привели к нарушению прав налогоплательщика, указав, что в связи с выявлением им допущенных в поданных налоговых декларациях по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года неточностей, им в порядке п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ представлены телекоммуникационным каналам связи уточненные налоговые декларации по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года.

Из представленных документов, налоговой инспекцией установлено, что ФИО2 предоставлены первичные налоговые декларации по НДС 20.04.2010г. - за 1 квартал 2010 года, с суммой налога к уплате 334 826,00 рублей; 21.07.2010г. - за 2 квартал 2010 года, с суммой налога к уплате 282 186,00 рублей; 21.10.2010г. - за 3 квартал 2010 года, с суммой налога к уплате 105 071,00 рубль; 20.01.2011г. - за 4 квартал 2011 года, с суммой налога к уплате 105297,00 рублей.

Также ФИО2 были предоставлены уточненные налоговые декларации:

- за 1 квартал 2010 года (номер корректировки 1 - 16.03.2011г., 2 - 14.02.2014г., 3 – 17.12.2014г.);

- за 2 квартал 2010 года (1 - 16.03.2011г., 2 - 17.02.2014г., 3 - 17.12.2014г.);

- за 3 квартал 2010 года (1 - 14.02.2014г., 2 - 01.12.2014г.);

- за 4 квартал 2010 года (1 - 14.02.2014г., 2 - 01.12.2014г.).

В представленных 14.02.2014г. и 17.02.2014г. уточненных налоговых декларациях по НДС налогоплательщиком ФИО2 заявлена сумма к уменьшению за 1 квартал 2010 года в размере 1 182 115,00 рублей, за 2 квартал 2010 года - 1 522 529,00 рублей; в уточненные декларациях за 3 квартал 2010 года указана сумма налога к уплате 786 847,00 рублей, за 4 квартал 2010 года к уплате 1 141 301,00 рубль.

01.12.2014г. представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 3 квартал 2010 года с суммой налога к уплате 419 985,00 рублей, за 4 квартал 2010 года с суммой налога к уплате 105 297,00 рублей.

17.12.2014г. представлены уточненные налоговые декларации по НДС за 1 квартал 2010г. и за 2 квартал 2010 года с нулевыми показателями.

Следовательно, представленные 01.12.2014 и 17.12.2014 уточненные налоговые декларации по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года, уменьшают налоговые обязательства, заявленные в предыдущих актуальных декларациях по НДС.

Последняя оплата НДС за 2010 год произведена ФИО2 20.01.2011г.

Соответственно, заявив суммы НДС к уменьшению в уточненных налоговых декларациях за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010 года, представленных в Инспекцию 01.12.2014г. и 17.12.2014г., ФИО2 утратил право на подачу заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога в связи с истечением предусмотренного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ трехлетнего срока, исчисляемого с даты уплаты налога.

Таким образом, сведения уточненных налоговых деклараций по НДС за 2010 год, предоставленных 14.02.2014г., 17.02.2014г., 01.12.2014г., 17.12.2014г. с заявленной к уменьшению суммой НДС, не отражены в карточке расчетов с бюджетом, так как не оказывают влияние на формирование переплаты по налогу в связи с истечением трехлетнего срока и утратой налогоплательщиком права на возврат уплаченных сумм налоговых платежей за указанные налоговые периоды.

При этом, в карточке расчетов с бюджетом отражены доначисленные к уплате суммы НДС по предоставленным налогоплательщиком 14.02.2014г. уточненным налоговым декларациям по НДС:

- за 3 квартал 2010 года - 681 776,00 рублей (по срокам уплаты 20.10.2010г. в сумме 227 258,00 рублей, 22.11.2010г. в сумме 227 258,00 рублей, 20.12.2010г. в сумме 227 260,00 рублей);

- за 4 квартал 2010 года - 1 036 004,00 рублей (по срокам уплаты 20.01.2011г. в сумме 345 334,00 рубля, 21.02.2011г. в сумме 345 334,00 рубля, 21.03.2011г. в сумме 345 336,00 рублей).

Также в карточке расчетов с бюджетом отражены доначисления по НДС согласно представленным налогоплательщиком уточненным и первичным декларациям.

В соответствии с требованиями статей 69, 70 Налогового кодекса РФ и в связи с неуплатой и несвоевременной уплатой в срок НДС, Инспекцией сформировано и направлено в адрес ФИО2 требование № 182394 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 05.12.2014г., в котором налогоплательщику в срок до 25.12.2014г. предложено уплатить НДС в сумме 78 000,00 рублей, пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 880 005,98 рублей.

При этом, в общую сумму пени, отраженную в требовании № 182394 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 05.12.2014г. включена сумма пени, рассчитанная в том числе на основании данных уточненных деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2010 года, представленных налогоплательщиком 14.02.2014г.

Между тем, Инспекцией при формировании указанной в требовании от 05.12.2014г. № 182394 суммы пени не были учтены данные уточненных налоговых деклараций по НДС за 3, 4 кварталы 2010 года, представленные налогоплательщиком ФИО2 01.12.2014г. и являющихся актуальными на момент формирования требования.

Решением Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 12.03.2015г. № 21-13-146 вышестоящий налоговый орган обязал Инспекцию провести корректировку карточки расчета с бюджетом ФИО2 по НДС, исходя из признания незаконным начисления пени на суммы по НДС по уточненным декларациям.

Инспекцией проведены мероприятия по приведению данных карточки расчета с бюджетом по НДС в части счета пени в соответствии с действительными налоговыми обязательствами налогоплательщика.

В целях корректного определения пени, подлежащей сторнированию, в карточке расчета с бюджетом налогоплательщика 19.04.2018 уменьшены суммы НДС по уточненным налоговым декларациям за 3, 4 кварталы 2010 года, что повлекло возникновение необоснованной (технической) переплаты в размере 1 402 876,00 рублей.

В момент проведения сторнирования пени, ФИО2 запрошен акт сверки, в котором ошибочно отражена переплата по НДС в размере 1 402 876 рублей.

Таким образом, в момент составления акта сверки, карточка расчета с бюджетом по НДС (в период с 19.04.2018г. по 05.06.2018г.) содержала неактуальные сведения о переплате.

01.06.2018г. в карточке расчетов с бюджетом налогоплательщика отражена операция «Сторно Уменьшено по расчету».

После определения и отражения в карточке расчетов с бюджетом по НДС суммы пени к уменьшению в размере 504 805,70 руб., Инспекцией данные карточки расчетов с бюджетом по НДС приведены в первоначальное (актуальное) состояние.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение России № 4 по г. Краснодару от 20.06.2018г. № 22537 об отказе в возврате НДС в размере 1 402 876,00 руб. и предложении провести повторную сверку расчетов соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца ФИО2, в связи с чем, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу заместителя начальника ИФНС России № 4 по г. Краснодару ФИО1 удовлетворить.

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 29 января 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО2 к ИФНС России № 4 по г. Краснодару об оспаривании решения от 20.06.2018г. № 22537 об отказе в возврате НДС - отказать.

Председательствующий

Судьи