НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 17.09.2019 № 33А-32295/19

Судья – < Ф.И.О. >2 Дело № 33а-32295/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Казакова Д.А.,

судей Кривцова А.С., Санниковой С.А.,

по докладу судьи Санниковой С.А.,

при секретаре < Ф.И.О. >4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 < Ф.И.О. >10 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Республике Бурятия о признании незаконными действий налоговой инспекции,

по апелляционной жалобе представителя ФИО2 по доверенности < Ф.И.О. >6 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 мая 2019 г.,

установила:

Духновский < Ф.И.О. >11 обратился в Анапский городской суд Краснодарского края с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия (далее также – Инспекция) о признании незаконными действий налоговой инспекции по начислению и взысканию с ФИО3 страховых взносов, пени и штрафов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 2017 г. по 2018 г. включительно, отменить требование <...> от 15 ноября 2018 г., решение о взыскании налога и процентов <...> от 11 декабря 2018 г., постановление <...> от 18 декабря 2018 г., требование <...> от 21 января 2019 г.

Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 16 мая 2019 г. в удовлетворении требований вышеуказанного административного искового заявления ФИО3 отказано.

В апелляционной жалобе представитель ФИО2 по доверенности ФИО4 просит решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 мая 2019 г. отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления.

В письменных возражениях и.о. начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Бурятия < Ф.И.О. >7 указывает на то, что требования заявителя являются необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив материалы настоящего дела, выслушав представителя ФИО2 по доверенности < Ф.И.О. >6, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом при рассмотрении вышеуказанного заявления не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход дела.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО3, суд, прежде всего, исходил из того, что оспариваемыми действиями налоговой инспекции, выразившимися в принятии требования <...> от 15 ноября 2018 г., решения о взыскании налога и процентов <...> от 11 декабря 2018 г., постановления <...> от 18 декабря 2018 г., требования <...> от 21 января 2019 г., не были нарушены права и законные интересы ФИО3, поскольку эти действия соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующим данный вид правоотношений.

В соответствии со статьей 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в Российской Федерации настоящим Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 18.2 НК РФ при установлении страховых взносов определяются в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса плательщики и следующие элементы обложения: объект обложения страховыми взносами; база для исчисления страховых взносов; расчетный период; тариф страховых взносов; порядок исчисления страховых взносов; порядок и сроки уплаты страховых взносов.

Элементы обложения страховыми взносами, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, могут определяться применительно к отдельным категориям плательщиков страховых взносов.

Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до 1 января 2017года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи5 Закона №212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное, являются страхователями - плательщиками страховых взносов, определяемыми в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В силу статьи19 Закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путём направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.

Из положений Закона №212-ФЗ следует, что обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с получением дохода от предпринимательской деятельности. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

Как следует из материалов дела, Духновский < Ф.И.О. >12 (<...>), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по адресу: <...>, на период с 29 ноября 2018 года по 29 мая 2019 года зарегистрирован по месту пребывания в <...><...>, состоит на налоговом учете в Инспекции с 25 июля 2001 г.

ФИО3 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 13 февраля 2008 г. по 16 октября 2013 г., в период с 10 марта 2016 г. по 26 октября 2018 г. был зарегистрирован в качестве оценщика.

Налоговым органом в отношении ФИО3 на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419, статьи 430 НК РФ в автоматизированном режиме были произведены начисления страховых взносов, а именно за 2017 год по фиксированному платежу на обязательное пенсионное страхование с <...> - <...>; по фиксированному платежу на обязательное медицинское страхование с <...> - <...>, а также начислены страховые взносы за 2018 год по фиксированному платежу на обязательное пенсионное страхование с <...> по <...> - <...>; по фиксированному платежу на обязательное медицинское страхование с <...> по <...> - <...>. Впоследствии, с учетом поступивших <...> в Инспекцию сведений о членах саморегулируемой организации оценщиков (сведения о снятии с учета), произведен перерасчет начисления сумм страховых взносов за 2018 год и установлен период с <...> по <...>, в связи с чем начисления на обязательное пенсионное страхование за данный период составили <...>, а на обязательное медицинское страхование – <...>.

Инспекций представлена справка <...> о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по состоянию на 2 апреля 2019 г. в отношении ФИО3, в которой содержатся сведения о наличии у ФИО3 задолженности по уплате страховых взносов и налогов.

Не соглашаясь с произведенными налоговым органом начислениями, ФИО3 обратился к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по Республике Бурятия с жалобами путем их подачи через Интернет-портал Госуслуги.

Согласно ответов Межрайонная ИФНС России № 2 по республике Бурятия <...>@ от 26 февраля 2019 г. и от 1 марта 2019 г. <...>, за 2017 года < Ф.И.О. >13 начислены страховые взносы на общую сумму <...>, из них по фиксированному платежу на обязательное пенсионное страхование с <...> - <...>; по фиксированному платежу на обязательное медицинское страхование с <...> - <...>. Налоговым органом было сформировано требование <...> от <...> на сумму <...> со сроком добровольной уплаты до <...> и направлено в адрес ФИО3

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов за 2018 г. налоговым органом также сформировано и направлено требование об уплате налога, сбора <...> от <...> на сумму <...> со сроком добровольной уплаты до <...>

В соответствии с пунктом 3.4 статьи 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу статей 53, 55 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

В силу пунктов 1, 4 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 1, 2, 9 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате страховых взносов. В случае неисполнения обязанности по их уплате в добровольном порядке, налоговый орган осуществляет принудительное взыскание задолженности с индивидуальных предпринимателей в порядке статьи 46, 47 НК РФ. При этом, в силу статьи 69 НК РФ, до начала процедуры принудительного взыскания задолженности, налоговый орган направляет плательщику требование об уплате задолженности в добровольном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Начисления страховых взносов оценщикам производятся на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419, статьи 430 НК РФ.

Частью 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствии с частью 6, частью 7 статьи 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

В соответствии со статьей 57 НК РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать (направить) нотариусу, занимающемуся частной практикой (адвокату), - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось или не направлялось) и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе физического лица в качестве нотариуса, занимающегося частной практикой (адвоката) (уведомление о снятии с учета в налоговом органе).

Согласно пункту 6 статьи 85 НК РФ постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированных платежей возникает с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве, что соответствует как положениям Закона № 212-ФЗ, НК РФ, так и пункту 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 211-О, информационном письме Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11 апреля 2006 г. № 107 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в случаях, если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. Суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может исходя из принципов состязательности и равноправия сторон ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили бы ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место быть соответствующие обстоятельства.

Административный истец в качестве исключительных обстоятельств указал на то, что в рассматриваемый период с 1 января 2017 г. по 26 октября 2018 г. он не осуществлял оценочную деятельность, какого-либо трудового договора с оценочной организацией не заключал, в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления частной деятельности не регистрировался. Более того, с февраля 2017 года и по настоящее время он является работником по трудовому договору в Новороссийском филиале «Главного военного строительного управления № 7» (ранее - Главное управление строительства дорог и аэродромов), при этом указанный работодатель осуществлял начисление и уплату страховых взносов на ФИО3 за весь период работы. Заявление об исключении из членов СРО ФИО3 не подавал, так как не считал, что будут такие последствия. Более того, работая с 2017 г. в ГВСУ № 7, он вынужден был постоянно находиться в разъездах.

Однако, как правильно указал суд первой инстанции, изложенные выше обстоятельства нельзя признать исключительными (экстраординарными), так как они не препятствовали ФИО3 своевременно обратиться с заявлением о прекращении деятельности. Характер работы административного истца, а также то, что он не думал о наступлении последствий, связанных с его бездействием по подаче заявления об исключении его из членов СРО и уведомления налогового органа о прекращении деятельности, не могут быть оценены судом как исключительные обстоятельства, которые носят экстраординарный характер. Совершение этих действий, а именно, подача заявления, уведомление налогового органа - зависели только от воли и действий ФИО3

При этом, из дела следует, что сведения о постановке на учет ФИО3 в качестве оценщика поступили в инспекцию от Управления Росреестра 6 ноября 2018 г. в электронном виде через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В поступивших сведениях дата постановки на учет указана – 10 марта 2016 г. На основании поступивших сведений административным ответчиком была осуществлена постановка на учет физического лица в налоговом органе в качестве оценщика, занимающегося частной практикой.

Сведения о снятии с учета в качестве оценщика, занимающегося частной практикой, поступили в инспекцию в электронном виде через СМЭВ 9 апреля 2019 г., с указанием даты снятия с учета — 26 октября 2018 г. Сформировано Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе (ф.2-4-Учет) за <...> от 10 апреля 2019 г.

Таким образом, оценив последовательность и хронологию действий административного ответчика, связанных с постановкой и снятием с учета ФИО3 в качестве оценщика после поступления в налоговый орган соответствующих сведений через систему межведомственного электронного взаимодействия, а также действий, связанных с направлением ему требований и иных актов по уплате страховых взносов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что каких-либо нарушений, как по срокам, так и по процедуре, в действиях административного ответчика не усматривается.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Для признания оспариваемого решения необходимо одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.

По смыслу указанных норм права, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом, в пределах полномочий, и права, либо свободы гражданина не нарушены.

По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судом установлена.

Поскольку суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы суда мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Анапского городского суда Краснодарского края от 16 мая 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 по доверенности < Ф.И.О. >6 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение суда апелляционной инстанции составлено <...>