Судья Машевец С.Ю. Дело №33а-18068/2020
№2а-2363/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2020 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Цехомской Е.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Цехомской Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ивановым П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонная ИФНС №6 по Липецкой области к Татариновой О.П. о взыскании недоимки по налогу и пени с апелляционной жалобой Татариновой Ольги Петровны на решение Адлерского районного суда г.Сочи от 05 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС №6 по Липецкой области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Татариновой О.П. о взыскании недоимки по налогу и пени.
В обоснование требований указано, что административный ответчик является плательщиком земельного налога, налога на имущество, однако обязанность по их уплате в установленный срок не исполнила, что явилось основанием для начисления пени. Межрайонная ИФНС №6 по Липецкой области просила суд взыскать с Татариновой О.П. задолженность по земельному налогу за 2015 г. в размере 81 581 руб., пени по земельному налогу - 243,16 руб., а также задолженность по налогу на имущество за 2015 г. - 831 275 руб., пени по налогу на имущество - 1 662,55 руб.
В ходе рассмотрения дела, налоговый орган, в связи с частичной уплатой задолженности по налогам, уточнил исковые требования, просил суд взыскать с налогоплательщика Татариновой О.П. задолженность по налогу на имущество за 2015 г. в размере 786 741,57 руб., пени по налогу на имущество за период с 02.12.2016 г. по 07.12.2016 г. в размере 1 662,55 руб.
Решением Адлерского районного суда г.Сочи от 05 сентября 2019 г. административное исковое заявление Межрайонной ИФНС №6 по Липецкой области к Татариновой О.П. о взыскании недоимки по налогу, удовлетворено. Взыскана с налогоплательщика Татариновой О.П. задолженность по налогу на имущество за 2015 г. - 786 741,57 руб., пени по налогу на имущество (с 02.12.2016 г. по 07.12.2016 г.) - 1 662,55 руб.
В апелляционной жалобе Татаринова О.П. выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признана. С учетом мнения участника процесса, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия усмотрела основания для отмены судебного решения.
В силу статьи 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 19 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Из материалов дела следует, что на налоговом учёте в межрайонной ИФНС России №6 по Липецкой области состоит в качестве налогоплательщика Татаринова О.П., которая является собственницей следующего имущества: иные строения, помещения и сооружения, по адресу: <Адрес...>, что подтверждается сведениями, представленными в электронном виде Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
Налогоплательщику был начислен налог на имущество за 2015 г.: 45 342261 (кад. стоим.) х 2 х 1/100 (налог, ставка) : 12 мес. х 11 мес. = 831 275 руб. Татариновой О.П. на праве собственности принадлежит земельный участок: - земельный участок, по адресу: <Адрес...>, что подтверждается сведениями, представленными в электронном виде Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлено налоговое уведомление №82145834 от 10.10.2016 г. (штриховой почтовый идентификатор - <№..>).
В связи с тем, что в установленные сроки Татариновой О.П. налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом Татариновой О.П. выставлено требование от 08.12.2016 г. №11933 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у неё задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени (почтовый реестр от 15.12.2016 г.).
27.12.2016 г. налогоплательщиком была произведена оплата земельного налога за 2015 г. в сумме 40 000 руб.
Инспекция обращалась к мировому судье судебного участка №87 Адлерского района г.Сочи с заявлением о вынесении судебного приказа с Татариновой О.П.
Определением от 22 марта 2017 г. заявление было возвращено в адрес инспекции в связи с неподсудностью.
На момент рассмотрения дела перед межрайонной ИФНС России №6 по Липецкой области у налогоплательщика Татариновой О.П. числится задолженность по налогу на имущество за 2015 г. - 786 741,57 руб., пени по налогу на имущество (с 02.12.2016 г. по 07.12.2016 г.) - 1 662,55 руб.
В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Как следует из письма ФНС России от 26.10.2016 г. №БС-4- 21/20278@, в соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает до 01 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (далее - налог) исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом статьи 5 Кодекса (далее - дата перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости).
В дальнейшем порядок определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) при условии утверждения субъектом Российской Федерации результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
В случае не установления даты перехода к исчислению налога от кадастровой стоимости налоговая база по налогу определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 г. (статья 404 Кодекса).
Как следует из письма Министерства Финансов РФ от 10 февраля 2016 г. №03-05-06-01/6981, широкие полномочия по установлению налога предоставлены субъектам Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований. Так, статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставляется право до 2020 г. устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действовавшего ранее порядка). По решению представительных органов муниципальных образований налог вводится в действие или прекращает действовать на соответствующей территории, определяются конкретные налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, могут быть увеличены размеры налоговых вычетов и установлены дополнительные налоговые льготы. Таким образом, вопросы, касающиеся введения налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования, установления конкретных налоговых ставок и налоговых льгот, относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления.
Решением Липецкого городского Совета депутатов №948 от 06.11.2014 г., принято Положение «О налоге на имущество физических лиц на территории г.Липецка». Указанным положением, вступившим в силу с 01 января 2015 г. устанавливаются налоговые ставки исходя из инвентаризационной, а не кадастровой стоимости объектов.
В соответствии с Законом Липецкой области от 07 августа 2017 г. №87-03, единой датой начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлено 01 января 2018 г.
Во исполнение Закона Липецкой области №87-03, Липецким городским Советом депутатов было принято Решение №515 от 31 октября 2017 г., которым было утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц на территории г.Липецка.
Указанным Решением решение Липецкого городского Совета депутатов №948 было признано утратившим силу, начиная с 01 января 2018 г.
Судебной коллегией установлено, что Управлением имущественных и земельных отношений г.Липецка №4845 от 28.11.2014 г. на основании статьи 378.2 Налогового Кодекса РФ, вынесено решение о исчислении налога на имущество исходя из их кадастровой стоимости в отношении имущества, принадлежащего юридическим лицам.
Ставка налога на имущество организаций в Липецкой области была определена в размере 2 процента от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом, ставка налога на имущество физических лиц в Липецкой области на 2015 г. момент установлена не была.
Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 г. утвержден Решением Управления имущественных и земельных отношений г.Липецка 28.11.2014 г.
На момент утверждения указанного перечня имущество, указанное в пункте 97, расположенное по адресу: <Адрес...>, принадлежало ООО «Автомир-Л», в связи с чем было включено в указанный перечень.
Однако, с 05.02.2015 года право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <Адрес...> принадлежит Татариновой О.П., как физическому лицу.
Таким образом, начисление Татариновой О.П. административным истцом налога на имущество за 2015 г. исходя из его кадастровой стоимости противоречит приведенным требованиям налогового законодательства, закону Липецкой области «О налоге на имущество физических лиц на территории г.Липецка».
Вместе с тем, судебной коллегией установлено, что Татариновой О.П. самостоятельно исчислен и полностью оплачен налог на имущество физических лиц за 2015 г. исходя из инвентарной стоимости, принадлежащего ей объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований административного истца нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно пункту 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования налогового органа оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Татариновой Ольги Петровны удовлетворить.
Решение Адлерского районного суда г.Сочи от 05 сентября 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Межрайонная ИФНС №6 по Липецкой области о взыскании с налогоплательщика Татариновой О.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 786 741,57 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 г. по 07.12.2016 г. в размере 1 662,55 руб. - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.
Председательствующий: К.В. Лободенко
Судьи: В.В. Сидоров
Е.В. Цехомская