НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 14.06.2016 № 33А-13566/16

Судья - < Ф.И.О. >2 Дело № 33а-13566/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2016 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >7

судей < Ф.И.О. >6, Рудь М.Ю.,

по докладу < Ф.И.О. >6,

при секретаре < Ф.И.О. >4

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >5 на решение Советского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2016 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

< Ф.И.О. >1 обратился в суд с административным иском к инспекции Федеральной налоговой службы <...> по <...>, в котором просил признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими его права, свободы и законные интересы действия налоговой инспекции по применению налоговой ставки 1,5 процента при исчислении суммы земельного налога, подлежащего уплате < Ф.И.О. >1 за 2014 год в отношении земельного участка площадью 1862 кв.м., расположенного в Карасунском внутригородском округе <...>, кадастровый <...>. В целях восстановления нарушенных прав истец просил обязать ответчика исчислить сумму земельного налога в отношении указанного участка, подлежащего уплате за 2014 год, исходя из налоговой ставки 0,15 процента, подлежащей применению за период с февраля по декабрь 2014 года включительно. Требования обоснованы тем, что принадлежащий административному истцу земельный участок относится к категории земель населенных пунктов – многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения, тогда как ставка земельного налога в <...> в 2014 году в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки, установлена в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости участка. Отказ налогового органа вместо примененной им налоговой ставки 1,5 процента при исчислении подлежащего уплате земельного налога за 2014 год применить ставку 0,15 процентов послужила основанием для обращения в суд с заявленным иском.

Обжалуемым решением Советского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2016 года в удовлетворении административного иска < Ф.И.О. >1 отказано.

В апелляционной жалобе представитель < Ф.И.О. >1< Ф.И.О. >5 по доверенности просит решение Советского районного суда г. Краснодара от 14 марта 2016 года отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца < Ф.И.О. >1 по доверенности < Ф.И.О. >5, настаивавшую на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым удовлетворить апелляционную жалобу по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, < Ф.И.О. >1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1862 кв.м., расположенный в Карасунском внутригородском округе <...> по улице им. <...>, кадастровый <...>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <...> сделана соответствующая запись регистрации <...>.

В силу норм статей 388 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации < Ф.И.О. >1 Е.А. является плательщиком земельного налога, а принадлежащий ему земельный участок – объектом обложения земельным налогом.

Пунктами 1 и 2 статьи 390 и статьи 391 названного Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определенная (установленная) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Порядок исчисления налога определен в статье 396 Налогового кодека Российской Федерации. Согласно названной статье, по общему правилу сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 статьи). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 названной статьи).

Исчисляя подлежащий уплате < Ф.И.О. >1 земельный налог за 2014 года, налоговый орган применил к налоговой базе налоговую ставку 1,5 процента. Согласно полученному < Ф.И.О. >1 от налогового органа уведомлению от <...><...>, с учетом примененной налоговой ставки 1,5 процента и налоговой базы, составляющей 18043090,32 руб., сумма земельного налога, подлежащего уплате истцом за 2014 года за земельный участок по ул. им. <...>, составила 270646 рублей.

< Ф.И.О. >1 не согласился с исчисленной суммой земельного налога, посчитав, что налог исчислен неверно ввиду ошибочного применения налоговым органом ставки 1,5 процента вместо подлежащей применению ставки 0,15 процента, определенной в соответствии с целевым назначением земельного участка, обратился в налоговый орган с заявлением <...>, в котором просил устранить допущенную ошибку и произвести перерасчет налога исходя из налоговой ставки 0,15 процента.

Отказ налогового органа произвести перерасчет послужил основанием для обращения налогоплательщика в суд с заявленным иском.

Судебной коллегией установлено, что с февраля 2014 года принадлежащий < Ф.И.О. >1 земельный участок относился к землям с видом разрешенного использования «Многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения». До указанного времени вид разрешенного использования земельного участка соответствовал виду «Для размещения объекта движимого имущества (металлические гаражи)».

Решением городской Думы Краснодара от <...><...> п. 2 «Об установлении земельного налога на территории муниципального образования <...>» ставка земельного налога в <...> в отношении земельных участков, предназначенных для размещения многоэтажной жилой застройки установлена в размере 0,15 процентов от кадастровой стоимости участка; для земельных участков, предназначенных для размещения объекта движимого имущества (металлических гаражей) ставка земельного налога установлена в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Как указано выше, для целей исчисления суммы земельного налога, согласно норме статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющимся налоговым периодом. Из указанной нормы следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода.

Таким образом, налоговое законодательство регулирует порядок определения суммы земельного налога в случае изменения в течение налогового периода налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка.

Вместе с тем налоговое законодательство не содержит регулирования вопроса о механизме исчисления земельного налога в случае изменения в течение налогового периода целевого назначения земельного участка (вида разрешенного использования земельного участка), влекущего за собой изменение налоговой ставки.

Согласно нормам статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (п. 1 статьи); при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 статьи); все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 статьи).

В 2014 года налоговая база земельного участка составляла 18043090,32 рублей. С февраля 2014 года существовавшее ранее разрешенное использование «Для размещения объекта движимого имущества (металлические гаражи)», для которого установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента, изменено на новый вид – «Многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроено-пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения», для которого установлена налоговая ставка в размере 0,15 процента. При таких обстоятельствах действия налогового органа при исчислении земельного налога, подлежащего уплате истцом в отношении земельного участка по <...> в <...>, кадастровый <...>, выразившиеся в применении при исчислении налога за период с февраля по декабрь 2014 год налоговой ставки в размере 1,5 процентов, установленной для земельных участков, предназначенных для размещения гаражей, незаконны, противоречат приведенным выше нормам глав 1 и 31 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих общие положения и отношения по исчислению и уплате земельного налога, и нарушают права и законные интересы налогоплательщика.

Вывод районного суда о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. им. <...> внесенное после <...>, не является основанием для применения ставки земельного налога, соответствующей измененному виду разрешенного использования земельного участка, принадлежащего истцу, не основан на нормах налогового законодательства.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных < Ф.И.О. >1 исковых требований, нельзя признать законным и обоснованным, поскольку решение суда принято с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.

Исходя из содержания вышеприведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации исковые требования < Ф.И.О. >1 являются правомерными, основанными на нормах налогового законодательства, в связи с чем подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309 – 315, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Краснодара от 14 марта 2016 года – отменить.

Принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление < Ф.И.О. >1 к инспекции Федеральной налоговой службы <...> по г. Краснодару об оспаривании действий налогового органа по начислению земельного налога – удовлетворить.

Признать не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы < Ф.И.О. >1 действия инспекции Федеральной налоговой службы <...> по <...> по применению налоговой ставки 1,5 процента при исчислении суммы земельного налога, подлежащего уплате гр. < Ф.И.О. >1 за 2014 года в отношении земельного участка площадью 1862 кв.м., расположенного в Карасунском внутригородском округе <...>, кадастровый <...>.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы <...> по г. Краснодару исчислить сумму земельного налога в отношении указанного участка, подлежащего уплате гр. < Ф.И.О. >1 за 2014 год, исходя из налоговой ставки 0,15 процента, подлежащей применению за период с февраля по декабрь 2014 года включительно.

Председательствующий -

Судьи -