НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Краснодарского краевого суда (Краснодарский край) от 14.04.2022 № 33-9444/22

Судья Чанов Г.М. Дело № 33-9444/22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2022 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Одинцова В.В.,

судей Першиной Н.В., Поповой С.К.,

по докладу судьи Першиной Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Джарим Э.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <№...> по исковому заявлению <ФИО>3 к Новороссийской таможне об изменении формулировки причины увольнения, внесении изменений в приказ,

по апелляционной жалобе <ФИО>3 на решение Октябрьского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...>.

Заслушав доклад судьи Першиной Н.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции,

У С Т А Н О В И Л А:

<ФИО>3 обратилась в суд с иском к Новороссийской таможне, в котором просила обязать ответчика внести изменения в приказ от <Дата ...><№...>-К «Об увольнении <ФИО>3» и внести сведения о причине увольнения в точном соответствии с формулировками действующего законодательства со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи, не изменяя формулировку основания увольнения: «уволена с правом на государственную пенсию за выслугу лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещением непосредственно перед увольнением должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от <Дата ...> №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обязать Новороссийскую таможню в приказе об увольнении указать, что <ФИО>3 уволили именно с федеральной государственной гражданской службы, заменив в пункте 1 приказа от <Дата ...><№...>-К «Об увольнении <ФИО>3»: слова «уволить с государственной гражданской службы» словами «уволить с федеральной государственной гражданской службы», обязать Новороссийскую таможню в связи с внесением изменений в формулировку приказа от <Дата ...><№...>-К «Об увольнении <ФИО>3», датой увольнения считать дату судебного решения по данному делу, обязать Новороссийскую таможню внести в трудовую книжку (дубликат трудовой книжки) сведения об увольнении с федеральной государственной гражданской службы с указанием не только основания, но и причины увольнения, в соответствии с действующим законодательством, обязать Новороссийскую таможню произвести единовременную выплату в связи с выходом на пенсию за выслугу лет, обязать Новороссийскую таможню произвести оплату вынужденного прогула, обязать Новороссийскую таможню произвести выплату денежной компенсации морального вреда в связи с нарушением установленного порядка увольнения в размере 177 000 рублей, обязать Новороссийскую таможню выдать надлежащим образом заверенный приказ о ее увольнении с внесёнными изменениями на бумажном носителе, обязать Новороссийскую таможню выдать надлежащим образом заверенную копию дубликата трудовой книжки с соответствующей записью о ее увольнении.

В обоснование заявленных требований истец указала, что <Дата ...> в связи с наличием стажа государственной гражданской службы более 25 лет, замещением более 7 последних лет должности федеральной государственной гражданской службы, что даёт ей право на государственную пенсию за выслугу лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона от <Дата ...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), она обратилась к начальнику Новороссийской таможни с заявлением об увольнении ее с федеральной государственной гражданской службы. В своём заявлении истец сообщила о причине своего увольнения: увольнение на государственную пенсию за выслугу лет до возникновения права на страховую пенсию по старости в связи с наличием оснований в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Ответчик не возражал расторгнуть служебный контракт с указанной ею даты, то есть с <Дата ...>, что соответствует требованию пункта 2 статьи 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно заявлению ее уволили с указанной в заявлении даты, что подтверждает согласие таможни с причиной увольнения: на государственную пенсию за выслугу лет. Однако в нарушение действующего законодательства Новороссийская таможня не указала в приказе об увольнении и в трудовой книжке причину увольнения, а указала только основание увольнения. Также Новороссийская таможня не указала, что <ФИО>3, уволена именно с федеральной государственной гражданской службы. Не указание ответчиком причины увольнения нарушает трудовые права истца, препятствует оформлению государственной пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и лишает ее права и возможности получения единовременной выплаты при выходе на государственную пенсию за выслугу лет, предусмотренную пунктом 4 части 1 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Решением Октябрьского районного суда <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...> в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе <ФИО>3 просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права. В доводах жалобы ссылается на то, что суд не дал надлежащей оценки доказательствам, не применил закон, подлежащий применению, указав, что ответчик обязан был внести в приказ об увольнении и в трудовую книжку сведения не только об основаниях увольнения, но и причинах в точном соответствии с законодательством о государственной гражданской службе.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Новороссийской таможни по доверенности <ФИО>4 просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, возражений на неё, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит изменению или отмене по доводам жалобы.

Судом первой инстанции установлено, что истец проходила государственную гражданскую службу в Новороссийской таможне на основании служебных контрактов «О прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации и дополнительных соглашений к ним - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, главного государственного таможенного инспектора отдела документационного обеспечения Новороссийской таможни с <Дата ...> по <Дата ...>.

Из материалов дела следует, что <Дата ...> истец обратилась к начальнику Новороссийской таможни с заявлением об увольнении с федеральной государственной гражданской службы.

Материалами дела установлено, что приказом Новороссийской таможни <№...>-К от <Дата ...> служебный контракт с истцом был прекращен в соответствии с Федеральным законом от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», <ФИО>3 освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена с гражданской службы <Дата ...> на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от <Дата ...><№...>- ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).

Из материалов дела усматривается, что в своем заявлении об увольнении от <Дата ...> истец просила уволить ее с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории «Сириус» с учетом положений статьи 47 Федерального закона от <Дата ...> N 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» или бюджета субъекта Российской Федерации.

Из содержания статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от <Дата ...> № 79-ФЗ следует, что федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Трудового кодекса РФ установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

На основании ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются, в том числе, расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона).

Статьей 36 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

Частью пятой указанной статьи установлено, что в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения гражданской службы в соответствующем государственном органе, выдать другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет. Сведения о трудовой деятельности предоставляются способом, указанным в заявлении гражданского служащего (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у представителя нанимателя), поданном гражданским служащим в письменной форме или направленном в порядке, установленном представителем нанимателя, по адресу электронной почты представителя нанимателя.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что формулировку увольнения «по собственной инициативе с выходом на пенсию за выслугу лет» Федеральный закон от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не содержит, в связи с чем является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требования истца об изменении формулировки в приказе об увольнении и трудовой книжке на следующую формулировку: «Уволена с правом на государственную пенсию за выслугу лет до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и замещением непосредственно перед увольнением должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет, в соответствии с пунктом 1.1. статьи 7 Федерального закона от <Дата ...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», не подлежащими удовлетворению, поскольку данные записи были сделаны ответчиком в строгом соответствии с законом.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 54 Федерального закона от <Дата ...> № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих за выслугу лет осуществляется в соответствии с Федеральным законом от <Дата ...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Так, на основании п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от <Дата ...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от <Дата ...> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и выплачивается одновременно с ней.

Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, перечень документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены Приказом Минтруда России от <Дата ...><№...>н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты»

Данные правила распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих и имеющих право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от <Дата ...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Таким образом, вводя п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от <Дата ...> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», законодатель предусмотрел «отложенное право» - право на пенсию за выслугу лет и для лиц, уволившихся с федеральной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности), которое может возникнуть при соблюдении указанных условий после приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы о том, что в приказе об увольнении истца и трудовой книжке ответчик незаконно сократил наименование службы, вместо «федеральная государственная гражданская служба» указав «гражданская служба», в связи с чем нарушены её пенсионные права, судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неверном толковании указанных выше норм права.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований <ФИО>3 об изменении формулировки увольнения в приказе об увольнении, а также записи в трудовой книжке истца, обязании произвести единовременную выплату в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

В удовлетворении исковых требований об обязании ответчика произвести оплату вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда, обязании выдать <ФИО>3 надлежащим образом заверенный приказ о ее увольнении с внесёнными изменениями на бумажном носителе; обязании выдать <ФИО>3 надлежащим образом заверенную копию дубликата трудовой книжки с соответствующей записью о ее увольнении удовлетворению также отказано правомерно, поскольку данные требования являются производными от основных, в удовлетворении которых судом отказано правильно.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что поскольку расторжение служенного контракта было произведено по инициативе <ФИО>3, а незаконного увольнения, расторжения трудового договора по инициативе работодателя не установлено, то и вынужденного прогула не наступило.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание за необоснованностью, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, были исследованы судом первой инстанции, им дана верная оценка.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 26 ноября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу <ФИО>3 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (<...>) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2022 года

Председательствующий: В.В. Одинцов

Судьи: Н.В. Першина

С.К. Попова