НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 30.09.2019 № 33А-1829/19

Судья Ветрова С.В. Дело №33а-1829/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«30» сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н., Колесова Р.Н.,

при секретаре Добряковой Д.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Радионовой Ольги Борисовны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 апреля 2019 года, которым административное исковое заявление Радионовой Ольги Борисовны к ИФНС России по г. Костроме о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени удовлетворено частично.

Признаны безнадежными к взысканию задолженности и обязанности по оплате прекращенными:

задолженность за 2011 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа: в бюджет ФФОМС 1 610 руб. 76 коп., в бюджет ТФОМС 1 039 руб. 20 коп.,

задолженность за 2012 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС 2 821 руб. 93 коп.,

задолженность за 2013 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 32 456 руб. 39 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 185 руб. 46 коп.,

задолженность за 2016 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13 657 руб. 07 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку, начисленную в связи с неуплатой данных взносов в 2011, 2012, 2013, 2016 годах.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав представителя Радионовой О.Б. по доверенности Гагарину С.В., поддержавшую апелляционную жалобу, возражения относительно апелляционной жалобы представителя ИФНС России по г. Костроме Пановой Л.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Радионова О.Б. обратилась в суд с административным иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) к ИФНС России по г. Костроме о признании задолженности безнадежной к взысканию, а обязанности по ее уплате прекращенной:

задолженности за 2011 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 1 610 руб. 76 коп., в бюджет ТФОМС в размере 1 039 руб. 20 коп.,

задолженности за 2012 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 2 821 руб. 93 коп.,

задолженности за 2013 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 32 456 руб. 39 коп., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 185 руб. 46 коп.,

задолженности за 2014 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 17 328 руб. 48 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 399 руб. 05 коп.,

задолженность за 2015 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 18 610 руб. 48 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 650 руб. 58 коп.,

задолженность за 2016 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13 657 руб. 07 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пении в виде фиксированного платежа в размере 37 445 руб. 49 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 8 935 руб. 62 коп.

В обоснование иска указала, что с 21 ноября 1995 года по 14 сентября 2016 года она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

В период предпринимательской деятельности у нее образовалась задолженность по обязательным платежам в общей сумме 84 600 руб. 54 коп. и пеням в сумме 20 490 руб. 77 коп.

17 ноября 2017 года, 15 декабря 2017 года, 14 февраля 2018 года мировым судьей судебного участка №5 Свердловского судебного района г. Костромы были вынесены судебные приказы №2а-1886/2017, №2а-2105/2017, №2а-220/2018 по заявлениям ИФНС России по г. Костроме о взыскании указанной задолженности. Определениями от 29 ноября 2017 года, 29 декабря 2017 года и 28 февраля 2018 года данные судебные приказы были отменены по ее заявлениям.

В суд для взыскания задолженности в порядке искового производства налоговый орган не обращался, в связи с чем возможность принудительного взыскания задолженности утрачена, так как срок для подачи административных исков истек 30 мая 2018 года, 30 июня 2018 года и 28 августа 2018 года.

Между тем указанная задолженность по обязательным платежам и пеням до сих пор числится за ней.

В июле 2018 года она обратилась в налоговый орган с требованием признать данную задолженность безнадежной к взысканию во внесудебном порядке, но данная претензия до настоящего времени не удовлетворена. Решением Управлением ФНС России по Костромской области №12-12/165620 от 19.11.2018 г. в удовлетворении жалобы на действия ИФНС России по г. Костроме ей отказано, в связи с чем она просит признать задолженность безнадежной к взысканию в судебном порядке.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области (далее также УПФР в г. Костроме Костромской области).

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Радионова О.Б., полагая решение суда в части отказа в признании безнадежной к взысканию задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 17 328 руб. 48 коп. за 2014 год, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 399 руб. 05 коп. за 2014 год, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 18 610 руб. 80 коп. за 2015 год, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 650 руб. 58 коп. за 2015 год незаконным и необоснованным, просит его отменить и удовлетворить исковые требования в указанной части.

Указывает, что пенсионный фонд вынес решение №05402615ВД0008736 от 20 апреля 2015 года и постановление №054S04160006060 от 24 мая 2016 года о взыскании задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и страховым взносам в ФФОМС за счет имущества должника. Были возбуждены исполнительные производства, которые были окончены 29 мая 2015 года и 10 декабря 2016 года. В силу ч. 1 ст. 21 и ч. 3 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок предъявления исполнительного документа к исполнению о взыскании задолженности за 2014 год истек.

В силу п. 6.1 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (в апелляционной жалобе ошибочно указан Федеральный закон от 24.07.2009 г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»), введенного в действие с 01.01.2014 г., оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в ч. 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение 6 месяцев со дня их вынесения. Поскольку 14 сентября 2016 года она (Радионова О.Б.) прекратила статус индивидуального предпринимателя, то пенсионный орган был вправе взыскать с нее указанные недоимки в судебном порядке.

Ссылаясь на положения ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», полагает, что после истечения шестимесячного срока со дня окончания исполнительных производств или шестимесячного срока исполнения требования пенсионный орган лишился права на исполнение постановлений о взыскании недоимок за счет имущества плательщика страховых взносов за период неоплаты во внесудебном, а также возможности взыскания данной недоимки в судебном порядке. Документы, подтверждающие взыскание задолженности в судебном порядке, в деле отсутствуют.

В настоящее время правовых оснований для начала и осуществления процедуры взыскания задолженности, как в судебном, так и внесудебном порядке, не имеется.

На задолженность, которая является безнадежной к взысканию, ей начисляются пени, которые налоговый орган взыскивает в судебном порядке. В настоящее время в отношении нее возбуждены административные дела в Свердловском районном суде г. Костромы о взыскании пеней (дело №2а-3597/2018 о взыскании пеней в размере 25 492 руб. 17 коп. и дело №2а-2021/2019 о взыскании пеней в размере 3 888 руб. 75 коп.).

В заседание судебной коллегии Радионова О.Б., представитель УПФР в г. Костроме Костромской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия признала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Судом установлено, что Радионова О.Б. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и являлась плательщиком страховых взносов в период с 07 февраля 2009 года по 14 сентября 2016 года.

Из сведений, представленных в материалы дела ИФНС России по г. Костроме, следует, что по состоянию на 07 марта 2019 года за Радионовой О.Б. числится задолженность за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, 82 052 руб. 74 коп. и пеням 41 922 руб. 84 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в ФФОМС 18 385 руб. 87 коп. и пеням 9 789 руб. 52 коп. (дополнения к отзыву на иск л.д. 120-121).

Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии, в сумме 82 052 руб. 74 коп. образовалась по следующим периодам:

задолженность за 2013 год недоимка - 32 456 руб. 39 коп., пени - 4 298 руб. 68 коп., (требование УПФР №05402640010340 от 20 февраля 2014 года, решение УПФР от 27 марта 2014 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 27 марта 2014 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 27.02.2015 г. исполнительное производство №19465/14/03/44 окончено),

задолженность за 2014 год недоимка - 17 328 руб. 48 коп., пени - 6 958 руб. 56 коп. (требование УПФР №05402640007886 от 04 февраля 2015 года, решение УПФР от 20 апреля 2015 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 20 апреля 2015 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 мая 2015 года исполнительное производство №26956/15/44003-ИП окончено),

задолженность за 2015 год недоимка - 18 610 руб. 80 коп., пени - 532 руб. 27 коп. (требование УПФР №054S01160019101 от 18 марта 2016 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 24 мая 2016 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 декабря 2016 года исполнительное производство №28702/16/44003-ИП окончено),

задолженность за 2016 год недоимка - 13 657 руб. 07 коп., пени - 318 руб. 66 коп. (требование УПФР №054S01160080806 от 07 декабря 2016 года, за взысканием пенсионный фонд не обращался, определение от 29.12.2017 г. об отмене судебного приказа №2а-2105/2017 от 15.12.2017 г., с иском в суд налоговый орган не обращался).

Задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет ФФОМС в сумме 18 385 руб. 87 коп. образовалась по следующим периодам:

задолженность за 2011 год недоимка - 2 649 руб. 96 коп., пени – 186 руб. 58 коп. (требование УПФР №05402640011015 от 22 марта 2012 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 19.07.2012 г., постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 августа 2014 года исполнительное производство №36653/12/03/44 окончено),

задолженность за 2012 год недоимка - 2 821 руб. 93 коп., пени – 230 руб. 46 коп. (требование УПФР №05402640009048 от 20 марта 2013 года, решение УПФР от 05 апреля 2013 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 05 апреля 2013 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 августа 2014 года исполнительное производство №25086/13/03/44 окончено),

задолженность за 2013 год недоимка - 3 185 руб. 46 коп., пени – 755 руб. 60 коп. (требование УПФР №05402640010340 от 20 февраля 2014 года, решение УПФР от 27 марта 2014 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 27 марта 2014 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 февраля 2015 года исполнительное производство №19465/14/03/44 окончено),

задолженность за 2014 год недоимка - 3 399 руб. 05 коп., пени - 1 018 руб. 21 коп. (требование УПФР №05402640007886 от 04 февраля 2015 года, решение УПФР от 20 апреля 2015 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 20 апреля 2015 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 29 мая 2015 года исполнительное производство №26956/15/44003-ИП окончено),

задолженность за 2015 год недоимка - 3 650 руб. 58 коп., пени – 104 руб. 41 коп. (требование УПФР №054S01160019101 от 18 марта 2016 года, постановление УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 24 мая 2016 года, постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 декабря 2016 года исполнительное производство №28702/16/44003-ИП окончено),

задолженность за 2016 год недоимка - 2 678 руб. 89 коп., пени - 62 руб. 17 коп. (требование УПФР №054S01160080806 от 07.12.2016 г., пенсионный фонд за принудительным взысканием не обращался, определение от 29.12.2017 г. об отмене судебного приказа №2а-2105/2017 от 15.12.2017 г., решение Свердловского районного суда г. Костромы от 07.08.2018 г. по делу №2а-2903/2018 о взыскании страховых взносов 2 678 руб. 89 коп., пени 194 руб. 97 коп.).

Административным истцом Радионовой О.Б. заявлены исковые требования о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа за 2013, 2014, 2015, 2016 годы, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы и бюджет ТФОМС за 2011 год.

Радионовой О.Б. также заявлены исковые требования о признании безнадежной к взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пении в виде фиксированного платежа в размере 37 445 руб. 49 коп., пеням по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 8 935 руб. 62 коп.

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Радионовой О.Б. требований к ИФНС России по г. Костроме о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени частично.

Признаны безнадежными к взысканию задолженность за 2011 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа: в бюджет ФФОМС 1 610 руб. 76 коп., в бюджет ТФОМС 1 039 руб. 20 коп.,

задолженность за 2012 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС 2 821 руб. 93 коп.,

задолженность за 2013 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 32 456 руб. 39 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 3 185 руб. 46 коп.,

задолженность за 2016 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13 657 руб. 07 коп.,

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование на недоимку, начисленную в связи с неуплатой данных взносов в 2011, 2012, 2013, 2016 годах.

При этом в мотивировочной части решения суд указал, что поскольку обязательства по оплате налога за 2011 год (в бюджет ФФОМС 1 610 руб., в бюджет ТФОМС 1 039,20 руб.), 2012 год (в бюджет ФФОМС 2 821,93 руб.), 2013 год (по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование 32 456,39 руб., в бюджет ФФОМС 3 185,46 руб.), 2016 год (по страховым взносам на обязательное пнсионное страхование в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой части пенсии в виде фиксированного платежа в размере 13 657,07 руб.) прекращены, подлежит признанию безнадежной к взысканию и задолженность по пеням, начисленным на задолженность по налогам и сборам за указанные периоды на данные суммы задолженности, при этом указание на конкретный размер пеней, подлежащий списанию в данном случае не требуется, поскольку начисление пеней на сумму задолженности осуществлялось как по состоянию на 01.01.2017 г., так и в последующем в соответствии с п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, соответственно до вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия находит, что указанный вывод сделан судом с нарушением требований закона.

До 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также Федеральный закон №212-ФЗ).

В соответствии со статьей 25 названного Федерального закона пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (часть 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам (часть 8).

С 1 января 2017 года указанный Федеральный закон утратил силу и с указанной даты в связи с принятием Федерального закона 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации, а их уплата и порядок взыскания регулируются главой 34 и общими положениями Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса (пункт 6).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (пункт 7).

Таким образом, из приведенных норм следует, что как по правилам закона, действовавшего до 01 января 2017 года, так и по правилам Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме, пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.

Как указывалось выше, предметом административного иска является признание безнадежной к взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 37 445 руб. 49 коп. и по пеням по страховым взносам в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 8 935 руб. 62 коп.

Определяя размер задолженности по пеням, административный истец руководствовался справкой №308351 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 04.07.2018 г., представленной ИФНС России по г. Костроме (л.д. 15 -16), согласно которой на указанную дату задолженность Радионовой О.Б. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 г. составляла 19 996 руб. 63 коп. и пени 9 130 руб. 59 коп. (размер задолженности по пеням, подлежащей признанию безнадежной к взысканию административным истцом уменьшен до 8 935 руб. 62 коп. с учетом решения Свердловского районного суда г. Костромы от 07.08.2018 г. по делу №2а-2903/2018 о взыскании страховых взносов 2 678 руб. 89 коп., пени 194 руб. 97 коп.), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии 82 052 руб. 74 коп. и пени 37 445 руб. 49 коп.

Сведения, приведенные в данной справке по недоимке и задолженности по пеням, включают расчеты по страховым взносам, неуплаченным Радионовой О.Б. за 2014 и 2015 годы, что не оспаривалось административным ответчиком в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах, частично удовлетворяя административный иск о признании безнадежной к взысканию недоимки по страховым взносам за 2011, 2012, 2013, 2016 годы, суд первой инстанции должен был определить конкретный размер задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, также подлежащую признанию безнадежной к взысканию.

Фактически исковые требования Радионовой О.Б. о признании безнадежной к взысканию задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 37 445 руб. 49 коп. и по пеням по страховым взносам в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 8 935,62 коп. судом первой инстанции не разрешены.

Между тем по имеющимся в материалах дела постановлениям о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов – организации (индивидуального предпринимателя), которые приведены выше, подтверждается взыскание задолженности по пеням по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 12 108 руб. 17 коп. и по пеням по страховым взносам в виде фиксированного платежа в бюджет ФФОМС в размере 2 357 руб. 43 коп.

Какие – либо иные документы, подтверждающие принятие мер к взысканию задолженности по пеням за спорные периоды, как в судебном, так и во внесудебном порядке, отсутствуют.

В этой связи не представляется возможным проверить факт начисления пеней, соблюдение органами контроля порядка и срока взыскания задолженности по пеням на недоимку по страховым взносам за 2014 и 2015 годы за периоды после даты вынесения постановления УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 20 апреля 2015 года и постановления УПФР о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика от 24 мая 2016 года. В то же время несоблюдение порядка и истечение пресекательного срока взыскания свидетельствует об утрате права на принудительное взыскание задолженности по пеням.

Кроме того, разрешая спор и устанавливая, что задолженность за 2014 и 2015 годы не может быть признана безнадежной к взысканию, ссылаясь на подп. 4.1. п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ и полагая, что срок, установленный статьей 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для предъявления исполнительного документа к исполнению, правового значения не имеет, суд принял во внимание позицию ИФНС России по г. Костроме, изложенную в отзыве на исковое заявление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 названной статьи акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Из материалов дела усматривается, что 19.11.2018 г. заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области (далее также УФНС России по Костромской области) по жалобе Радионовой О.Б. на действия ИФНС Росси по г. Костроме вынесено решение №12-12/165620, по которому задолженность Радионовой О.Б. по состоянию на 07.11.2018 г. определена в следующих размерах: по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ - 82 052 руб. 74 коп. и пени - 39 978 руб. 87 коп., по страховым взносам в ФФОМС – 18 385 руб. 87 коп. и пени 9 387 руб. 18 коп.

В данном решении УФНС России по Костромской области полагало, что реальной для взыскания остается задолженность за 2015 год (взносы в Пенсионный фонд РФ 18 610 руб. 80 коп. и взносы в ФФОМС 3 650 руб. 58 коп.) и задолженность за 2016 год (взносы в ФФОМС 2 678 руб. 89 коп.). При этом УФНС России по Костромской области обосновало свою позицию положениями статей 21, 22, 23 Федерального закона «Об исполнительном производстве», подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ.

С учетом изложенного, принимая во внимание доводы административного искового заявления о фактическом несогласии Радионовой О.Б. с решением вышестоящего налогового органа об отказе в признании задолженности по страховым взносам и пеням безнадежной к взысканию, противоречий в правовой позиции налоговых органов, УФНС России по Костромской области подлежало привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В силу п. 4 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 310 КАС РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, а также неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, являются основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При этом принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, в соответствии с п. 3 ст. 309 КАС РФ является основанием для направления административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Обжалуемое решение подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, и состав лиц, участвующих в деле, закон, регулирующий спорные правоотношения, и разрешить административный спор в соответствии с ним.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 03 апреля 2019 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ИФНС России по г. Костроме о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по страховым взносам и пени направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий:

Судьи: