НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 28.07.2014 № 33-1225/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«28» июля 2014 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Лукьяновой С.Б., Пелевиной Н.В.,

с участием прокурора Хрящевой Е.Ю.,

при секретаре Смирновой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева Андрея Павловича на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 мая 2014 г., которым на субъект Российской Федерации - Костромскую область в лице администрации Костромской области возложена обязанность предоставить Шабалиной Анне Андреевне, 16 ноября 1990 года рождения по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Костромской области на территории Октябрьского муниципального района Костромской области Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., объяснения прокурора Хрящевой Е.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда

у с т а н о в и л а:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском в интересах Шабалиной А.А. к администрации Костромской области об обязании субъекта Российской Федерации - Костромскую область, в лице администрации Костромской области, предоставить ей на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Костромской области, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района, изолированное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Костромской области, мотивируя тем, что Шабалина А.А., 16 ноября 1990 года рождения является лицом из числа, оставшихся без попечения родителей, ее мать - ФИО7 решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, ребенок передан на попечение опекуну ФИО10, проживающей в <адрес>. Сведения об отце Шабалиной А.А. - Шабалине А.Б. внесены в запись о рождении на основании заявления матери. С 01 сентября 2008 г. Шабалина А.А. обучалась в ФГБУ ВПО «Костромской государственный технологический университет». 30 июня 2013 г. окончила обучение по специальности «Налоги и налогообложение». В настоящее время Шабалина А.А. временно проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, зарегистрирована по адресу: <адрес>. Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства №2 от 07 мая 2010 г. №46-о Шабалина А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа данной категории, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, граждан, принятых на учет органами местного самоуправления Октябрьского муниципального района. Шабалина А.А. имеет право на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда субъекта РФ, однако до настоящего времени ее право не реализовано.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области; администрация Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Костромской области.

По делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Костромской области по доверенности Афанасьев А.П. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд вынес решение в отношении администрации Костромской области, тогда как администрация не предоставляет жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и не заключает договора найма специализированных жилых помещений, в ведении и собственности администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, у администрации отсутствуют полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом Костромской области. Считает, что прокурор Октябрьского района обратился в суд в нарушение требований ст.10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не в установленном порядке. Полагает, что поскольку требование об обязании предоставить жилое помещение вытекает из публичных правоотношений, они подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ. Отмечает, что судом не дано правовой оценки обращению прокурора в суд вне установленного ГПК РФ порядка и несоблюдения процессуальных обязанностей истца. Кроме того, в исковом заявлении в нарушение п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ не указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав истицы действиями или бездействием администрации, какие нормы закона нарушены и чем это подтверждается. Ссылается на то, что поскольку истица на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не вставала, заявлений о предоставлении ей жилого помещения не писала, соответственно в отношении ее каких-либо нарушений исполнительными органами государственной власти не допущено, и основания для обращения прокурора в суд отсутствуют. Указывает, что в нарушение порядка, установленного законодательством Костромской области, судом принято решение не связанное с наличием в казне Костромской области свободного жилого помещения на территории Октябрьского района Костромской области, что не реализует права истицы на обеспечение жилым помещением. Обращает внимание, что прокурор не оспаривает каких-либо незаконных действий (бездействий) администрации или других исполнительных органов государственной власти Костромской области, поэтому утверждение суда о наличии спора у истицы и администрации необоснованно и правового значения не имеет. Отмечает, что в решении содержится правовая неопределенность в части того, какие действия должна совершить администрация, на которую законом не возложена обязанность по заключению договоров найма специализированных жилых помещений с лицами указанной категории. Указывает, что в нарушение требований ч.4 ст.198 ГПК РФ суд не изложил мотивы, по которым он отверг доказательства и доводы, представленные администрацией.

От истицы Шабалиной А.А. в суд апелляционной инстанции поступило заявление с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие, с доводами апелляционной жалобы не согласна, решение суда считает законным и обоснованным.

Представители ответчика администрации Костромской области; третьих лиц департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области; департамента имущественных и земельных отношений Костромской области; департамента финансов Костромской области; департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области; администрации Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Разрешая возникший спор, суд, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованным выводам о том, что Шабалина А.А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности либо на условиях соцнайма жилых помещений, а потому должна быть обеспечена жильем, при этом обязанность по предоставлению жилья лежит на администрации Костромской области.

Данные выводы основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, основания для признания их неправильными отсутствуют.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Октябрьского районного суда от 06 августа 2007 г. мать Шабалиной А.А. - Шабалина М.А. лишена родительских прав и истица была передана на попечение опекуну ФИО10 Сведения об отце ФИО2 - ФИО8 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (л.д.32-34).

Постановлением главы самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 передана под опеку бабушке ФИО10, проживающей по адресу: <адрес>, где воспитывалась до совершеннолетия.

С 01 сентября 2008 г. по 30 июня 2013 г. Шабалина А.А. обучалась в ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет» по специальности «Налоги и налогообложение» (л.д.15).

По сведениям территориального пункта УФМС России по Костромской области в селе Пыщуг от 29 января 2014 г. с 05 января 2005 г. и по настоящее время Шабалина А.А. зарегистрирована в жилом помещении по адресу <адрес> (л.д.101).

Согласно свидетельству ОУФМС России по Костромской области в Заволжском округе г.Костромы №374 от 23 сентября 2008 г. Шабалина А.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25).

В соответствии со свидетельством отдела УФМС России по <адрес>от ДД.ММ.ГГГГФИО2 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, пер.Кадыевский, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, квартира по адресу: <адрес>, общая площадь квартиры составляет 48,2 кв.м, находится в общей долевой собственности ФИО9, ФИО10 и ФИО11 по 1/3 доли в праве (л.д.37).

По информации, предоставленной территориальным пунктом УФМС России по Костромской области в селе Пыщуг в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО7 и ФИО2 (л.д.101).

Заключением №7 от 19 июня 2009 г. межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Костромской области от 05 июня 2009 г. №26 признан факт непригодности жилья по адресу: <адрес><адрес> Покровского сельского поселения для постоянного проживания (л.д.30).

Согласно сведениям, представленным администрацией Покровского сельского поселения Октябрьского муниципального района Костромской области 29 января 2014 г., договор социального найма жилого помещения по адресу: д.Останино, д.7 Покровского сельского поселения с Шабалиной М.А. не заключался, приватизация жилья не осуществлялась, дом отсутствует (распилен на дрова) (л.д.95).

Приказом межрайонного территориального отдела социальной защиты населения, опеки и попечительства №2 департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 07 мая 2010 г. №46-о Шабалина А.А. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.20).

Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, объектов недвижимости за Шабалиной А.А. на территории Костромской области не зарегистрировано (л.д.38).

По сведениям Вохомского межрайонного филиала ГП КО «Костромаоблтехинвентаризация» от 10 декабря 2013 г. за Шабалиной А.А. объекты недвижимости в Октябрьском районе Костромской области не зарегистрированы (л.д.17).

Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.

На основании ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 г.).

В силу ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» (в редакции Закона Костромской области от 28 декабря 2012 г. №322-5-ЗКО, вступившего в силу с 01 января 2013 г.), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 г. №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан, в порядке, установленном администрацией Костромской области.

Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Статьей 10.1 Закона Костромской области №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», введенной Законом Костромской области от 28 декабря 2012 г. №322-5-ЗКО, определено, что однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений производится администрацией Костромской области по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном настоящим Законом.

Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области отнесено к полномочиям администрации Костромской области.

С учетом изложенного суд обоснованно возложил обязанность по предоставлению истице специализированного жилого помещения на администрацию Костромской области.

Основанием для заключения с Шабалиной А.А. договора найма специализированного жилого помещения будет являться соответствующее распоряжение ответчика.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что администрация Костромской области не заключает договоры найма специализированных жилых помещений с лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ведении администрации отсутствует специализированный жилищный фонд Костромской области, не могут являться основанием к отмене решения суда.

Из содержания положений п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 г.) и ст.109.1 ЖК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление специализированного жилого помещения является наличие следующих юридических фактов: нуждаемость таких детей в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По настоящему делу такие юридические факты установлены, в связи с чем нельзя согласиться и с доводом жалобы, касающимся порядка приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Отсутствие в жилищном фонде Костромской области свободных жилых помещений не должно влиять на гарантированное истице право на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Довод апелляционной жалобы о неправильном рассмотрении судом дела в порядке искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, является ошибочным. Дело судом правильно рассмотрено в порядке искового производства, поскольку между сторонами по делу имеет место спор о праве истицы на предоставление жилого помещения.

Действующее законодательство также не связывает право лица из числа детей-сирот на получение жилого помещения с признанием его малоимущим. Содержащиеся в апелляционной жалобе суждения по этому вопросу основаны на неправильном толковании закона.

Нарушений норм процессуального права, на которые ссылается заявитель жалобы, судом не допущено.

В целом доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г.Костромы от 07 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Костромской области Афанасьева А.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:-

Судьи:-


Судья Скрябина О.Г.

Дело №33-1225