НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Костромского областного суда (Костромская область) от 06.07.2016 № 33-1405

Судья Гуров А.В. Дело № 33-1405

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«06» июля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

Председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Лукьяновой С.Б., Зиновьевой Г.Н.,

при секретаре <данные изъяты>

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Судиславского района Костромской области Аккуратова А.С. на решение Островского районного суда Костромской области от 05 мая 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Судиславского района Костромской области, действующего в интересах РФ, неопределенного круга лиц о признании незаконным факта начисления и выплаты администрацией Судиславского муниципального района Костромской области ежемесячного денежного вознаграждения Комарову А.В. в период с ноября 2014 года по сентябрь 2015 года в размере <данные изъяты> рублей и о взыскании неосновательного обогащения в указанной сумме, отказано.

Заслушав доклад судьи Лукьяновой С.Б., выслушав прокурора Хрящеву Е.Ю.,поддержавшую апелляционное представление, ответчика Комарова А.В., представителя ответчика администрации Судиславского муниципального района и третьего лица Собрания депутатов Судиславского муниципального района Костромской области Акатову Н.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Судиславского района Костромской области, указав, что действует в интересах РФ, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Комарову А.В. о взыскании неосновательного обогащения.

Требования мотивировал тем, что на основании решения Собрания депутатов Судиславского муниципального района Костромской области от 21.11.2014 г. Комаров А.В. был избран председателем Собрания депутатов Судиславского муниципального района на непостоянной основе с 27.11.2014 г., замещал указанную должность по 13 сентября 2015 года включительно, получая ежемесячное денежное вознаграждение в размере <данные изъяты> руб., установленном Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 30.10.2014 г. (в ред. от 27.11.2014 г.) при замещении должности на непостоянной основе.

Вместе с тем Устав муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области (далее - Устав) в действовавшей на момент избрания Комарова А.В. редакции от 27.03.2014 г. предусматривал осуществление полномочий председателя Собрания депутатов на постоянной основе, изменения в Устав, предусматривающие осуществление полномочий на непостоянной основе, внесены лишь 23.11.2015 г.

В ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции установлено, что как на дату избрания председателем Собрания депутатов, так и в настоящее время ответчик постоянно работает в ОРГАНИЗАЦИЯ, являясь его руководителем. Между тем гарантии для лиц, замещающих муниципальные должности, в виде оплаты труда и иных выплат, установленных действующим законодательством, распространяются на лиц, замещающих (замещавших) эти должности на постоянной основе.

В этой связи замещение Комаровым А.В. муниципальной должности председателя Собрания депутатов противоречило положениям Устава, а положения решения Собрания депутатов от 30.10.2014 г. , предусматривающие оплату труда председателя, избранного на непостоянной основе, противоречили законодательству Костромской области о муниципальной службе, что привело к неосновательному обогащению ответчика за счет средств бюджета муниципального образования Судиславский муниципальный район, размер которого за период с 27 ноября 2014 года (дата, с которой ответчик приступил к исполнению полномочий председателя Собрания депутатов) по 13 сентября 2015 года включительно (день окончания полномочий) составил <данные изъяты> рублей, которое прокурор просил взыскать с Комарова А.В. в бюджет муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области.

В ходе рассмотрения дела прокурор Судиславского района Костромской области дополнительно к указанным исковым требованиям просил признать незаконным факт начисления и выплаты администрацией Судиславского муниципального района Костромской области ежемесячного вознаграждения Комарову А.В. в период с декабря 2014 г. по сентябрь 2015 года в размере <данные изъяты> руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Судиславского муниципального района, в качестве третьего лица в деле участвовало Собрание депутатов Судиславского муниципального района Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор Судиславского района, повторяя доводы, изложенные в исковом заявлении, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку он не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, из которых следует, что действиями администрации района, предоставившей Комарову А.В., замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, не предусмотренные законом гарантии в виде оплаты труда, нарушены требования федерального законодательства.

Полагает, что судом, установившим, что в период выполнения обязанностей председателя Собрания депутатов Комаров А.В., являясь руководителем ОРГАНИЗАЦИЯ, осуществлял в указанной организации трудовую деятельность на постоянной основе и имел постоянный источник дохода в виде заработной платы по этой должности, неправильно применены нормы ч. 4 ст. 137 Трудового кодекса РФ и ч. 3 ст. 1109 ГК РФ.

Кроме того, суд оставил без внимания то обстоятельство, что решение Собрания депутатов от 30 октября 2014 года , предусматривающее оплату труда председателя Собрания депутатов, избранного на непостоянной основе, и противоречащее в этой части законодательству Костромской области, принималось Собранием депутатов под председательством Комарова А.В., который также голосовал за принятие данного решения. Это свидетельствует о недобросовестности действий Комарова А.В., повлекших его неосновательное обогащение.

В возражениях относительно апелляционного представления глава Судиславского муниципального района Тележкина Т.В., представитель Собрания депутатов Судиславского муниципального района Быстрова А.А., Комаров А.В. просит решение суда оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Хрящева Е.Ю.поддержала апелляционное представление.

Ответчик Комаров А.В., представитель ответчика администрации Судиславского муниципального района, представитель третьего лица Собрания депутатов Судиславского муниципального района Акатова Н.И. с доводами представления не согласны, считают решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Как видно из материалов дела и установлено судом, решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 21 ноября 2014 года Комаров А.В. по итогам голосования был избран председателем Собрания депутатов Судиславского муниципального района Костромской области четвертого созыва на непостоянной основе. Этим же решением Комарову А.В. предписано приступить к исполнению обязанностей с 27 ноября 2014 года. В соответствии с вышеуказанным решением Комаров А.В. исполнял полномочия председателя Совета депутатов с 27 ноября 2014 года по 13 сентября 2015 года включительно.

За исполнение полномочий председателя Совета депутатов администрацией Судиславского муниципального района Комарову А.В. выплачивалось ежемесячное денежное вознаграждение в размере <данные изъяты> рублей, общая сумма выплаченных денежных средств с учетом налоговых вычетов, составила <данные изъяты> руб.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Комарова А.В. выплаченных ему денежных сумм, поскольку указанные выплаты произведены ответчику на законном основании, в соответствии с решением представительного органа муниципального образования, которое являлось действующим на момент выплат, истцом не представлены доказательства, бесспорно подтверждающие недобросовестность ответчика при получении спорных выплат, в связи с чем полученные ответчиком денежные средства нельзя квалифицировать в качестве неосновательного обогащения.

Выводы суда основаны на материалах дела, подробно мотивированы судом с приведением положений законодательства, регулирующего спорные правоотношения, основания для признания их неправильными отсутствуют.

В соответствии со ст.24 Устава Муниципального образования Судиславский муниципальный район Костромской области от 22 июля 2005 года (далее - Устав) собрание депутатов муниципального района является представительным органом муниципального района, формируется из глав поселений, входящих в состав Судиславского муниципального района, и из депутатов Советов депутатов указанных поселений, избираемых Советами депутатов поселений из своего состава, в соответствии с равной независимо от численности населения нормой представительства по 3 депутата от каждого из Советов депутатов поселений. Собрание депутатов муниципального района состоит из 16 депутатов

Организацию деятельности Собрания депутатов осуществляет председатель Собрания депутатов, избираемый этим органом из своего состава большинством голосов от установленного числа депутатов. Порядок избрания председателя Собрания депутатов и освобождения его от должности определяется решением Собрания депутатов (ст.28 Устава).

Частью 1 ст. 29.2 Устава (в редакции, действовавшей на момент избрания Комарова А.В. председателем Собрания депутатов) предусмотрены гарантии, которые устанавливались депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, замещающим выборные муниципальные должности на постоянной основе, в том числе, оплата труда и иные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, муниципальными правовыми актами (пункт 2).

Вместе с тем, как видно по делу, Комаров А.В. выборную муниципальную должность на постоянной основе не замещал, поскольку осуществлял свои депутатские полномочия на непостоянной основе, будучи избранным по итогам голосования из числа депутатов представительного органа - Собрания депутатов муниципального района на должность председателя (л.д.27).

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона Костромской области от 03 декабря 2008 года № 398-4-ЗКО «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Костромской области» уставами муниципальных образований депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, могут устанавливаться гарантии компенсации (возмещения) расходов, связанных с осуществлением полномочий, в порядке и размере, установленными муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Частью 4.1. ст. 29.2 Устава Судиславского муниципального района предусмотрено установление депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, гарантий, компенсаций (возмещение расходов), связанных с осуществлением полномочий в порядке и размере, установленными решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района.

Решением Собрания депутатов Судиславского муниципального района от 30 октября 2014 года (в редакции Решения от 27 ноября 2014 года ), опубликованном в официальном издании - информационном бюллетене «<данные изъяты>» (, ДД.ММ.ГГГГ) установлен размер ежемесячного денежного вознаграждения председателя Собрания депутатов при замещении должности на непостоянной основе - <данные изъяты> рублей (Приложение №1).

Данное решение вступило в законную силу с указанной даты и являлось действующим на протяжении всего периода исполнения Комаровым А.В. полномочий председателя Собрания депутатов.

Таким образом, как правильно указал суд, необходимым условием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества в отсутствие правовых оснований, т.е., не основанное на законе, иных правовых актах, сделке, что в данном случае не установлено.

Поскольку выплата спорной денежной компенсации Комарову А.В. производилась в соответствии действующим правовым актом представительного органа муниципального образования, выводы суда о невозможности квалифицировать эти выплаты как неосновательное обогащение и об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности, являются правильными.

Доводы апелляционного представления этих выводов суда не опровергают, а сводятся к незаконности осуществления ответчиком деятельности в должности председателя представительного органа на непостоянной основе и получения в связи с этим денежного вознаграждения.

Действительно, частью 3 ст. 28 Устава муниципального образования Судиславский муниципальный район (в редакции, действовавшей на момент избрания Комарова А.В. на должность) было предусмотрено, что председатель Собрания депутатов муниципального района осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

Между тем избрание ответчика председателем Собрания депутатов на непостоянной основе и получение в связи с исполнением этих обязанностей спорных денежных выплат, установленных соответствующим правовым актом о неосновательном обогащении не свидетельствует.

В этой связи ошибочное суждение суда о начислении и выплате ответчику заработной платы за выполняемую им работу, а не денежного вознаграждения и ссылка на это в апелляционном представлении, на правильность вывода суда по вопросу квалификации полученных выплат, не влияет.

Кроме того, прокурор в ходе рассмотрения дела не оспаривал законность избрания Комарова А.В. на должность председателя Собрания депутатов на непостоянной основе. Соответствующие решения Собрания депутатов от 21 ноября 2014 года и от 27 ноября 2014 года в период их действия, вопреки доводам представления, незаконными не признавались.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Островского районного суда Костромской области от 05 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Судиславского района Костромской области Аккуратова А.С. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: