НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Кировского областного суда (Кировская область) от 05.12.2019 № 2-574/19

Судья Панин Н.В. Дело № 33-4828/2019

(№ 2-574/2019)

05 декабря 2019 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мартыновой Т.А.,

судей Черниковой О.Ф., Баталовой С.В.,

с участием прокурора Кузьмина Д.С.

при секретаре Бакулевой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 05 декабря 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства лесного хозяйства Кировской области – Коротышевой Т.В. на решение Нововятского районного суда г.Кирова от 17 сентября 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Юрьянского района Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, входящем в состав лесного участка с кадастровым номером , расположенную <адрес>.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства Кировской области государственную пошлину в бюджет МО «Город Киров» в размере 6000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Черниковой О.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Юрьянского района Кировской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «УК «Лесхоз», указав, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления установлена несанкционированная свалка отходов в лесном массиве. Земельный участок, на котором расположены несанкционированные свалки ТКО, входит в состав лесного участка с кадастровым номером и находится в федеральной собственности. В составе твердых коммунальных отходов: пластиковая, металлическая, стеклянная, бумажная использованная тара, старая одежда и обувь, непригодные к использованию предметы домашнего быта и мебели. Указанный лесной участок предоставлен в аренду ООО «УК «Лесхоз» на основании договора аренды лесного участка от 10.01.2012 № 37-133 (далее – Договор аренды). Подпунктом «з» пункта 11 указанного договора закреплена обязанность арендатора по осуществлению за свой счет мероприятий, направленных на очистку предоставленного лесного участка от захламления. Поскольку несанкционированная свалка расположена на землях лесного фонда, обязанность по её ликвидации лежит на ответчике – арендаторе земельного участка. Указывает, что в данном случае прокурор обращается в защиту прав неопределенного круга лиц, так как наличие свалки отходов в лесном фонде нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика Министерство лесного хозяйства Кировской области.

С учетом уточнения исковых требований прокурор просил суд возложить на ООО «УК «Лесхоз» и Министерство лесного хозяйства Кировской области обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке, входящем в состав лесного участка с кадастровым номером , расположенную <адрес>.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель Министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Коротышева Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что несанкционированная свалка отходов расположена на землях лесного фонда Паркового лесничества. В лесохозяйственном регламенте Паркового лесничества предусмотрены санитарные требования к использованию лесов и утверждены ежегодные объемы лесозащитных мероприятий. Ликвидация несанкционированной свалки отходов не предусмотрена в данном лесохозяйственном регламенте. Кроме того, требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов определены в Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 (далее - Правила). Исходя из содержания ст.60.3 ЛК РФ и п.2 Правил очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям и не может быть возложена на министерство. Полагает, что поскольку обеспечение конституционных прав граждан составляет деятельность всех уровней власти государства, то в природоохранной деятельности должны принимать участие органы местного самоуправления. Выявленные твердые коммунальные отходы не относятся к категории промышленных, в связи с чем их сбор и вывоз должен обеспечиваться органами местного самоуправления, поскольку исполнение такой обязанности относится к вопросам местного значения. Возложение на министерство обязанности по ликвидации несанкционированной свалки требует финансовых затрат, производимых за счет средств федеральных субвенций, и может привести к ситуации нецелевого расходования бюджетных средств и фактическому нарушению принципа реальности исполнимости судебного акта.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Юрьянского района Кировской области и ООО «УК «Лесхоз» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства лесного хозяйства Кировской области по доверенности Коротышева Т.В. поддержала доводы жалобы, прокурор Кузьмин Д.С. возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Поскольку оснований для проверки законности решения в полном объеме в настоящем случае не усматривается, судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения лишь в оспариваемой части, исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях на нее.

Из материалов дела следует и судом установлено, что в ходе проверки соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, проведенной Юрьянской районной прокуратурой совместно со специалистом отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности Кировской области по Юрьянскому району ФИО1, был выявлен факт размещения несанкционированной свалки ТКО на земельном участке, входящем в состав лесного участка с кадастровым номером .

Лица, виновные в размещении бытовых отходов, не установлены.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой ФИО1 от 29.07.2019 № 36 и актом осмотра от 25.07.2019 №5 (л.д.6-24).

Согласно информационному письму Министерства лесного хозяйства Кировской области от 15.11.2018 № 7243-58-05-14 земельный участок с кадастровым номером находится в федеральной собственности (л.д.25).

Арендатором указанного лесного участка на основании договора аренды от 10.01.2012 №37-133, заключенного с Департаментом лесного хозяйства Кировской области, являлось ООО «УК «Лесхоз» (л.д.26-29).

Вступившим в законную силу 16.07.2019 решением Арбитражного суда Кировской области от 14.06.2019 договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 10.01.2012 № 37-133 расторгнут; на ООО «УК «Лесхоз» возложена обязанность возвратить лесные участки, в том числе спорный, министерству лесного хозяйства Кировской области и передать его по акту приема-передачи (л.д.50-54).

В соответствии с актом приема-передачи лесного участка от 17.07.2019 №2 ООО «УК «Лесхоз» передало указанный лесной участок Министерству лесного хозяйства Кировской области (л.д.66-69).

Указанные обстоятельства в жалобе не оспариваются.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями ст.41, 42 Конституции РФ, ст.1, 60.12 ЛК РФ, ст.13, 42 ЗК РФ, ст. 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1, 2, 4, 5 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, приняв во внимание тот факт, что на момент выявления несанкционированной свалки договор аренды спорного земельного участка с ООО «УК «Лесхоз» расторгнут и участок возвращен арендодателю, пришел к обоснованному выводу о том, что организация мероприятий по ликвидации свалки в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса должна быть возложена именно на Министерство лесного хозяйства Кировской области, отказав при этом в удовлетворении требований к ООО «УК «Лесхоз».

Судебная коллегия не может не согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном анализе норм права, подлежащих применению в данном случае.

В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пункт 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, предусматривает меры санитарной безопасности в лесах, которые включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Таким образом, названный перечень мероприятий санитарной безопасности в лесах не является исчерпывающим.

В соответствии с п.14 указанных Правил не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям, не основаны на требованиях закона.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о нецелевом расходовании бюджетных денежных средств, именно ответчик наделен соответствующими государственными полномочиями, а также финансовыми возможностями осуществления вмененных мероприятий.

В соответствии с ч. 3 и 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

В силу п.1.1, 3.1.1.14, 3.1.1.15, 3.1.6.1 Положения о министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденного постановлением Правительства области от 28.03.2012 N 145/167, министерство организует использование лесов, их охрану, защиту, воспроизводство на землях лесного фонда; обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов на землях лесного фонда; исполняет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и главного администратора доходов областного бюджета.

Доводы о необходимости привлечения к участию в деле иных лиц, с возложением на них вмененных ответчику обязанностей, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку данные доводы предметом разбирательства в суде первой инстанции не являлись.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы фактически направлены на переоценку выводов суда, но обоснованности этих выводов не опровергают, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом закона и основаниями для отмены судебного постановления по данному делу не являются.

Поскольку выводы суда соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нововятского районного суда г.Кирова от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи:

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы