НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 12.12.2019 № 33-13170/19

Судья: Язова М.А.

Докладчик: Хомутова И.В. Дело № 33-13170/2019 (2-3493/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 декабря 2019 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Акининой Е.В.,

судей: Хомутовой И.В., Сорокина А.В.,

при секретаре: Некрасовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Хомутовой И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Денисовой А.А.,

на решение Центрального районного суда города Кемерово от 06 августа 2019 года,

по иску Чумак Валерия Макаровича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛА:

Чумак В.М. обратился с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области) (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.

Требования мотивированы тем, что 18.03.2019 Чумак В.М. обратился в УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 34 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», приложил соответствующие документы.

Решением УПФР в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 26.04.2019 в назначении пенсии по старости ему отказано, так как отсутствуют правоустанавливающие документы, и законодательством РФ не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Украины, и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством других государств. Считает отказ в назначении пенсии по старости незаконным и нарушающим его право на получение пенсии.

Истец просит признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) от 26.04.2019 об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, считать действительной справку от 19.07.2010, выданную Коммунальным предприятием Белоцерковского городского Совета «Жилищно-эксплуатационной конторой » Украины Киевской области г. Белая Церковь.

Решением Центрального районного суда города Кемерово от 06 августа 2019 года постановлено: исковые требования Чумак Валерия Макаровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 26.04.2019 об отказе в установлении Чумак Валерия Макаровича пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Чумак Валерия Макаровича расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В апелляционной жалобе представитель УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Денисова А.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований истца отказать, указывает, что перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 г. Белая Церковь Киевской области не предусмотрен. Требования истца основаны на неверном толковании законодательства и не могут быть приняты как противоречащие законодательству. В связи с этим считает, что решение суда вынесено в нарушение норм действующего пенсионного законодательства и подлежит отмене.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Чумак В.М., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В соответствии со ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ст.39 (часть 2) Конституции РФ Федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст.15 (часть 1) Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15.12.2001 регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Подпунктом 2 п. 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как следует из материалов дела, 18.03.2019 Чумак В.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (далее УПФ РФ) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 34 закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

К заявлению приложил, в том числе справку от 03.08.2010 , выданную Управлением социальной защиты населения Белоцерковского городского совета.

Решением пенсионного органа от 26.04.2019 в досрочном назначении страховой пенсии по старости Чумаку В.М. отказано по тем основаниям, что отсутствуют правоустанавливающие документы.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции, обоснованно указал о незаконности вышеназванного решения пенсионного органа, поскольку представленные Чумаком В.М. справки подтверждают факт его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о неверном толковании и применении судом первой инстанции пенсионного законодательства, судебная коллегия полагает необоснованными.

Согласно справке, выданной коммунальным предприятием Белоцерковского городского совета ЖЭК , Чумак В.М. с 06.08.1985 по 03.05.1988 был зарегистрирован (прописан) в <адрес>.

Согласно справке, выданной начальником ЖЭД объединения собственников квартир «Шинник» г. Б. Церковь, Чумак В.М. с 04.05.1988 по 20.11.1997 проживал и был прописан по адресу: <адрес>

Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.1991 г. Белая Церковь отнесен к зоне усиленного радиоэкологического контроля, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закону РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 3 договора об основах отношений между Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой и Украинской Советской Социалистической Республикой" (Подписан в г. Киеве 19.11.1990), каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Стороны, а также лицам без гражданства, проживающим на ее территории, независимо от их национальной принадлежности или иных различий гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права и свободы в соответствии с общепризнанными.

Статьей 27 договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной (Подписан в г. Киеве 31.05.1997), прекратившего свое действие с 01.04.2019, предусмотрено, что высокие Договаривающиеся Стороны развивают сотрудничество в области социальной защиты, включая социальное обеспечение граждан. Они заключат специальные соглашения с целью решения вопросов трудовых отношений, трудоустройства, социальной защиты, возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанными с несчастными случаями на производстве, социального обеспечения граждан одной Стороны, осуществляющих трудовую деятельность или приобретших трудовой стаж на территории другой Стороны, и по другим вопросам в этой области, требующим согласованных решений.

Стороны обеспечат свободный и своевременный перевод пенсий, пособий, алиментов, средств по возмещению вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, и других социально значимых платежей гражданам одной из Сторон, постоянно проживающим или временно пребывающим на территории другой Стороны.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 3 Постановления Пленума от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении судом гражданских дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что представленные истцом справки, подтверждают факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 06.08.1985 по 20.11.1997, должны были быть приняты пенсионным органом без легализации.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о недоказанности факта проживания истца в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку данные обстоятельства являлись предметом исследования суда первой инстанции, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.

Доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, выводы не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела. По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда города Кемерово от 06 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы