НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 09.01.2019 № 2А-5095/19

Судья: Лебедева Е.А. № 33А-1873

Докладчик: Быкова С.В. (№ 2а-5095/2019)

(42RS0009-01-2019-008072-12)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» февраля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Пронченко И.Е., Киклевич С.В.,

при секретаре Сат В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску кадастрового инженера Чакилевой Ольги Михайловны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, государственному регистратору Трубициной Елене Викторовне, государственному регистратору Чернышеву Кириллу Геннадьевичу о признании незаконными решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета № 4200/201/002/2019-3725 от 14.08.2019г., решения (уведомления) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019г. № 4200/19-28491, от 25.09.2019г. №4200/19-30762; обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение

по апелляционной жалобе представителя Чакилевой О.М. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 ноября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

Кадастровый инженер Чакилева О.М. обратилась с административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019г. №4200/201/002/2019-3725, вынесенное государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е.В. и последующие решение (уведомление) об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.09.2019 г. № 4200/19-28491, и решение (уведомление) об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019 г. года № 4200/19-30762; обязать Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 139,4 кв.м, на основании заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от № 42/201/002/2019-3725 и № 42-0-1-109/3002/2019-3711 и представленного технического плана с учетом доработок.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с государственным контрактом от 20.06.2019 г., заключенным между МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» подрядчиком выполняются кадастровые работы по подготовке технических планов в связи с образованием нежилых помещений путем раздела по существующим строительным конструкциям здания, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>.

Выполнение кадастровых работ по данному контракту поручено ей, как кадастровому инженеру ООО «КОКЦ».

В результате проведения кадастровых работ было создано 6 нежилых помещений площадью: 73,7 кв.м., 85,5 кв.м., 139,4 кв.м., 18,4 кв.м., 79,0 кв.м, и 39,8 кв.м. Сумма площадей созданных помещений составляет 435,8 кв.м., и равна сумме площадей здания, в котором они расположены и были подготовлены 6 технических планов, которые вместе с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права направлены в Управление Росреестра по Кемеровской области для осуществления регистрационных действий.

По результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права от 31.07.2019 г. № 42/201/002/2019-3725 и № 42-0-1-109/3002/2019-3711 нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 139,4 кв.м, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Е.В. было принято решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 г. №4200/201/002/2019-3725 и в последующем, в связи с неустранением причин приостановки, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Чернышовым К.Г. и Трубициной Е.В. были приняты решения об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.09.2019г. № 42/201/002/2019-3725 и от 25.09.2019 г. № 4200/19-30762.

Указанные решения административным истцом были оспорены в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Кемеровской области -Кузбассу, которая приняла решение от 24.10.2019 г. № 78 об отклонении заявления.

С решением (уведомлением) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 №4200/201/002/2019-3725, с решениями об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.09.2019г. № 42/201/002/2019-3725 и от 25.09.2019г. года № 4200/19-30762, решением апелляционной комиссии от 24.10.2019 г. № 78 не согласна.

При подготовке технического плана на помещение площадью 139,4 кв.м, ею были проанализированы сведения Единого государственного реестра недвижимости, а также представленные Заказчиком работ документы: технический паспорт на здание гаража по состоянию на 2006г., технический паспорт здания гаража по состоянию на 2013г. В связи с отсутствием реконструкций и перепланировок создаваемого помещения проектная документация не изготавливалась, разрешение на ввод в эксплуатацию не выдавалось.

Образуемое нежилое помещение площадью 139,4 кв.м, соответствует требованиям, предъявляемым к нежилому помещению, является изолированным от других смежных помещений, имеет самостоятельный выход на улицу, с двух сторон помещение ограничено стенами здания, со стороны смежного помещения площадью 39,8 кв.м, образуемое помещение ограничено перегородкой толщиной 15 см. Конфигурация помещения по данным натурного обследования соответствует конфигурации, согласно поэтажным планам, содержащимся в технических паспортах на здание по состоянию на 2006г. и по состоянию на 2013г., и отражена на чертеже объекта недвижимости.

При анализе технических паспортов за 2006 г. и 2013 г. было выявлено, что технический паспорт на здание в 2013 г. изготавливался с целью устранения ошибок, допущенных при составлении технического паспорта 2006г. Кроме того, имелась информация о том, что сведения о здании гаража были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2013г. на основании технического паспорта, изготовленного в 2013 г.

Поскольку проектная документация и разрешение на ввод здания в эксплуатацию отсутствуют, кадастровым инженером было решено подготовить технический план на основании декларации об объекте недвижимости. При этом было принято во внимание, что по данным натурного обследования раздел здания на нежилые помещения осуществляется по существующим строительным конструкциям, без проведения реконструкции и капитального ремонта.

Возможность оформления технического плана в данном случае на основании декларации об объекте недвижимости подтверждается Департаментом недвижимости Минэкономразвития России в письме № Д23и-1578 от 14 апреля 2015 г. относительно подготовки технических планов помещений в результате перепланировки помещений, где Департамент указывает на то, что в отношении государственного кадастрового учета нежилых помещений, осуществляемого в связи с разделом нежилого помещения по существующим строительным конструкциям, при котором не изменяется план этажа, план здания (сооружения), в котором такое помещение расположено, (то есть, например, не осуществляется снос, замена, возведение строительных конструкций), сведения о таких помещениях могут быть включены в технический план на основании декларации об объекте недвижимости.

Решением (уведомлением) о приостановлении государственного кадастрового учета от 14.08.21019 №4200/201/002/2019-3725 было указано, что технический план не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (п.7 ч.1 ст. 26 Закона №218-ФЗ) и положениям п. 20, п. 43, п. 50 Требований подготовке технического плана и п. 8 Требований к подготовке декларации.

Для устранения причин приостановления был сформирован технический план, с включением в него, декларации заверенной оттиском печати соответствующего органа, технических паспортов от 2006 г. и 2013 г., а также запроса № 854 от 14.08.2019г. о предоставлении сведений по проведению реконструкции здания и письма - ответа № 02-02/2659 от 20.08.2019 г. Комитета архитектуры администрации г. Юрги о том, что разрешение на реконструкцию здания не выдавалось. Проведенный анализ приложенных документов был подробно описан в разделе «Заключение кадастрового инженера».

При рассмотрении доработанного технического плана государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Чернышовым К.Г. было принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.09.2019г. № 42/201/002/2019-3725 с указанием на несоответствие технического плана:

- п. 20, 51, 59 Требований (а именно расхождение графики помещения с представленным техническим паспортом и чертежами (расположение оконного проема в помещении с внутренними обмерами 4,19x3,72, а также расположение дверного проема в помещении с внутренними обмерами 1,00x1,67 и 0,94x1,70) Также следует отметить, что невозможно однозначно определить является ли объект учета объектом капитального строительства, так как в графической части не представляется возможным определить наличие капитальной стены, отделяющей от соседнего помещения. Необходимо устранить данное несоответствие.

Для устранения перечисленных выше замечаний государственного регистратора был подготовлен и предоставлен в уполномоченный орган доработанный технический план, где были устранены расхождения в части расположения оконного и дверного проемов.

Что касается замечания государственного регистратора в части невозможности однозначно определить является ли объект объектом капитального строительства, то данное замечание является не корректным, не основанным на требованиях действующего законодательства.

Созданное нежилое помещение площадью 139,4 кв.м, соответствует требованиям, предъявляемым к нежилому помещению, является изолированным от других смежных помещений, имеет самостоятельный выход на улицу, с двух сторон помещение ограничено стенами здания, со стороны смежных помещений образуемое помещение ограничено перегородками. Конфигурация помещения согласно проведенного натурного обследования соответствует конфигурации, отраженной в техническом паспорте на здание по состоянию на 2006г., а также соответствует техническому паспорту на здание по состоянию на 2013г.

Требований о том, что строительные конструкции, ограждающие помещение, должны быть капитальными, законодательством не установлено. Рекомендаций по устранению данного несоответствия государственным регистратором в решении об отказе в снятии приостановления также не отражено. К тому же следует отметить, что государственный регистратор не наделен полномочиями по определению капитальности строительных конструкций.

При этом для того, чтобы уполномоченный орган убедился в наличии перегородки между помещениями, к доработанному техническому плану были приложены фотоматериалы, на которых отображена спорная перегородка.

Однако при вынесении государственным регистратором Трубициной Е.В. решения об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019 г. года № 4200/19-30762 замечание о капитальности стены не было снято, фото не принято в качестве подтверждения наличия перегородки, и вновь принято решение об отказе в снятии приостановления.

Апелляционная комиссия при вынесении решения № 78 от 24.10.2019г. отклонила заявление кадастрового инженера и сослалась на несоответствие технического плана положениям п. 20 Требований по подготовке технического плана. Кроме того, комиссия сослалась на обоснованность решения о приостановлении и решения об отказе в снятии приостановления в связи с расхождением графики в представленном техническом плане и техническом паспорте 2006г. в части расположения оконного и дверного проема, не учитывая, что на момент рассмотрения заявления кадастрового инженера на заседании комиссии, данные несоответствия уже были устранены, и не являлись основанием для принятия решения об отказе в снятии приостановления от 25.09.2019г. года№ 4200/19-30762.

При этом указанную в решении от 25.09.2019 г. причину отказа в снятии приостановления - «невозможность однозначно установить наличие капитальной стены» в рамках рассмотрения заявления кадастрового инженера апелляционная комиссия не обсуждала и в решении № 78 от 24.10.2019 г. свою позицию по данному вопросу не отразила.

Считает, что ее заявление комиссией рассматривалось формально, без учета всей информации и документов, представленных для осуществления кадастрового учета.

Необоснованное принятие государственным регистратором решения о приостановлении и решений об отказе в снятии приостановлении нарушает ее права и законные интересы, как кадастрового инженера, и может повлечь применение саморегулируемой организацией к ней, предусмотренных законодательством мер ответственности.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 28 ноября 2019 года исковые требования кадастрового инженера Чакилевой О.М. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе председатель Чакилевой О.М. Федькова О.П. просят решение суда отменить.

Указывает на то, что судом не дана оценка действий государственного регистратора при вынесении оспариваемых решений на соответствие положениям нормативного акта, определяющего обязанности лиц, осуществляющих оказание услуги по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права.

Считает, что поскольку создаваемое помещение площадью 139,4 кв.м. фактически является частью нежилого здания, которое было поставлено на государственный кадастровый учет в 2013г. на основании сведений о конфигурации и площади внутренних помещений, содержащихся в техническом паспорте на здание от 08.07.2013г., государственный регистратор должен был сопоставить сведения о характеристиках помещения, указанные в представленном техническом плане и сведения ЕГРН (т.е. установить соответствие техническому паспорту от 08.07.2013г., находящемуся в кадастровом деле на здание).

Параметры и характеристики представленного к учету помещения площадью 139,4 кв. м. (конфигурация, площадь, обособленность, изолированность и т.п.) соответствуют характеристикам, указанным в техническом паспорте от 08.07.2013г., а, следовательно, сведениям о помещении, содержащимся в ЕГРН. Считает, что государственный регистратор, рассматривающий заявление, должен был принять положительное решение о возможности осуществлении государственного кадастрового учета помещения.

Ни одним нормативным актом не установлено требований о том, что создаваемое как объект недвижимости помещение, должно быть ограждено именно капитальными стенами.

Помещения могут быть образованы и за счет внутренних перегородок и стен здания, не имеющих несущих функций.

Указанные в судебном решении ссылки на Федеральный закон от 30.12.2009г. № 84-ФЗ «Технический регламент по безопасности зданий и сооружений» не являются обоснованными, поскольку из приведенных судом положений ст. 2 указанного закона не следует, что разделяющие помещения стены и перегородки должны быть капитальными, они лишь свидетельствуют о том, что строительные конструкции выполняют разные функции - могут быть как несущими, так и ограждающими, или нести в себе эстетические функции.

Приведенный в решении суда Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного суда РФ от 30.11.2016г. также не подтверждает то, что отразили в решениях государственные регистраторы, а именно необходимость наличия у помещения капитальной стены. В данном обзоре Верховный суд лишь обращает внимание на то, что помещение должно обладать признаками обособленности и изолированности.

Суд ссылается на пояснения представителей административного ответчика, которые указали на то, что из представленных документов, фотографии спорной стены, по их мнению, невозможно было установить, что конструктивные характеристики строительной конструкции, отделяющей образуемое помещение от соседнего, позволяют или нет осуществить перемещение ее, демонтаж или сборку без несоразмерного ущерба.

Выводы представителей административного ответчика и суда необоснованны, поскольку вид ограждающей конструкции, а также относящиеся самой ограждающей конструкции характеристики, касающиеся ее прочности, не относятся к параметрам объекта недвижимости -помещения, которые вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Соответственно, данные характеристики не должны были подлежать оцениванию государственным регистратором при проведении правовой экспертизы, как и не должны были оцениваться и учитываться судом при вынесении решения.

Суд ссылается на п. 52 Требований для оформления графической части технического плана, согласно которому применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям к подготовке технического плана и делает выводы о том, что «...в техническом паспорте от 31.05.2006г. и техническом плане от 21.08.2019г. имеются различия в их графической части, что приводит к сомнениям в определении данной конструкции».

Считает, что делая выводы, суд выходит за пределы своих полномочий при оценке оспариваемых актов государственных регистраторов, поскольку:

- пункт 52 Требований к оформлению технического плана, на который ссылается суд, не указан государственным регистратором в решении (уведомлении) в качестве основания причины отказа в снятии приостановления;

- требования к условным обозначениям, применяемым при оформлении технических паспортов и технических планов, отличаются в силу нормативных актов, которыми они установлены, что не свидетельствует о несоответствии графической части технического плана представленного к учету помещения и технического паспорта на здание.

В решении не отражено в чем конкретно, заключается различие графической части технического плана и технического паспорта от 31.05.2006г., также отсутствуют выводы суда о том, каким образом эти несоответствия влияют на характеристики представленного к учету нежилого помещения и препятствуют постановке |нежилого помещения площадью 39,8 кв.м. на государственный кадастровый учет.

Суд при вынесении решения не установил соответствие вынесенных государственными регистраторами решений положениям Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и принятым во исполнение его нормативным актам Административному регламенту и Требованиям к оформлению технического плана и вынес необоснованное решение о законности оспариваемых актов государственных регистраторов.

На апелляционную жалобу представителем Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу Ермаковой М.В. принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Федькову О.П., заинтересованное лицо Овчаренко В.В., поддержавших доводы жалобы, представителей административного ответчика Ермакову М.В. и Вяткину О.П., просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что в соответствии с государственным контрактом №0139100005219000008-0161741-01 от 20.06.2019 г., заключенным между МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр», ООО «Кемеровский Областной Кадастровый Центр» необходимо было выполнить кадастровые работы по подготовке технических планов в связи с образованием нежилых помещений путем раздела по существующим строительным конструкциям здания, расположенного по адресу: по адресу: <адрес>

Выполнение кадастровых работ по данному контракту поручено административному истцу Чакилевой О.М., как кадастровому инженеру ООО «КОКЦ».

В результате проведения кадастровых работ было образовано 6 нежилых помещений площадью: 73,7 кв.м., 85,5 кв.м., 139,4 кв.м., 18,4 кв.м., 79,0 кв.м, и 39,8 кв.м.

Административный истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 31.07.2019 г. № 42-0-1-109/3002/2019-3711 (номер заявления о государственной регистрации права 42/201/002/2019-3725) и предоставила технический план от 31.07.2019 г., подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 139,4 кв.м.

По результатам рассмотрения этого заявления государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Трубициной Еленой Викторовной было принято решение (уведомление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 г. №4200/201/002/2019-3725 (далее - решение о приостановлении) и в последующем, в связи с неустранением причин приостановки, государственным регистратором Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу Чернышевым К. Г. было принято решение об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 05.09.2019 г. № 42/201/002/2019-3725, и в дальнейшем Трубициной Е. В. принято еще одно решение об отказе в снятии приостановления от 25.09. 2019 г. № 4200/19-30762 (далее - решения об отказе в снятии приостановления).

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - закон о кадастре) указанные решения, административным истцом были оспорены в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав Управления Росреестра по Кемеровской области -Кузбассу (далее - апелляционная комиссия).

По результатам рассмотрения заявления об оспаривании вышеуказанных решений апелляционной комиссией было принято решение от 24.10.2019 г. № 78 об отклонении заявления.

Член апелляционной комиссии ФИО14 допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснила, что апелляционной комиссией 01.10.2019 г. рассматривался, в том числе, вопрос о признании незаконным решения (Уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.08.2019 г.

Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.

Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что оспариваемые решения (уведомления) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 14.08.21019 №4200/201/002/2019-3725, об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019г. и от 25.09.2019 г. являются законными и обоснованными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: -акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. п. 5, 7 ст. 26 закона N 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.08.2019 № 4200/19-26175 указано, что государственный кадастровый учет был приостановлен по основаниям, предусмотренным п. 20, 43 и 50 Требований к подготовке технического плана, а также п. 8 Требований к подготовке декларации об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 18.12.2015 г. №953 (далее - Требования № 953).

А именно, в соответствии с п. 20 Требований № 953 сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений.

При отсутствии проектной документации здания или сооружения сведения о помещении, машино-месте указываются в техническом плане на основании Декларации, а также иных документов, предусмотренных федеральными законами, в частности: копии договора долевого строительства, содержащего описание такого помещения, машино-места, акта приема-передачи готового помещения, машино-места.

Представленный технический план был подготовлен на основании одной Декларации, в связи с чем, заявителю было рекомендовано подготовить технический план на основании документов, указанных в п. 20 Требований № 953, либо дополнительно к Декларации представить документы от уполномоченного органа, подтверждающие, что подготовка и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию, проектной документации здания не требовалась, что технический паспорт помещения или технический паспорт здания до 1 января 2013 г. не изготавливались.

Кроме того было отмечено, что в Декларации в разделе «1.8. Наименование объекта недвижимости» указано наименование помещения - Нежилое помещение; в связи с тем, что действующая XML-схема, используемая для подготовки технического плана, не предусматривает внесение сведений о наименовании объекта учета в соответствующую строку, было рекомендовано отразить наименование помещения в разделе «Заключение кадастрового инженера».

21.08.2019 г. Чакилевой О.М. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу было представлено заявление о приеме дополнительных документов № 42-0-1-109/3102/2019-495 (42/201/018/2019-502) и технический план от 21.08.2019 г. В состав Приложения технического плана включены, в том числе следующие документы: декларация от 29.07.2019г.; ответ Комитета архитектуры Администрации города Юрги от 20.08.2019 № 02- 02/2659 о том, что разрешение на реконструкцию на объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес>, не выдавалось; технический паспорт от 31.05.2006 г., инв. номер 4763:390 на здание - Гараж площадью 333,8 кв.м.; технический паспорт от 29.07.2013 г., инв. номер 1-4763 на здание - Гараж площадью 435,8 кв.м.

По результатам проверки было вынесено уведомление об отказе в снятии с приостановления государственного кадастрового учета от 05.09.2019 № 42/201/002/2019- 3725 в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по основаниям, предусмотренным: п. 20,51,59 (выявлено расхождение графики помещения с предоставленным техническим паспортом и чертежами (расположение оконного проема в помещении с внутренними обмерами 4,19x3,72; также расположение дверного проема между помещениями с внутренними обмерами 1,00x1,67 и 0,94x1,70). Рекомендуется привести в соответствие графическую часть Технического плана. Также следует отметить, что невозможно однозначно определить является ли объект учета объектом капитального строительства, так как в графической части не представляется возможным определить наличие капитальной стены, отделяющей от соседнего помещения. Необходимо устранить данное несоответствие).

06.09.2019 г. Чакилевой О.М. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу было представлено заявление о приеме дополнительных документов № 42-0-1-109/3102 2019-958 ((42/201/018/2019-963) и технический план от 06.09.2019 г.

По результатам проверки было вынесено уведомление об отказе в снятии с приостановления государственного кадастрового учета от 25.09.2019 №4200/19-30762 в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по основанию, предусмотренному: п. 20,51,59 в связи с тем, что невозможно однозначно определить является ли объект учета объектом капитального строительства, так как в графической части не представляется возможным определить наличие капитальной стены, отделяющей от соседнего помещения. Также представленную фотографию нельзя однозначно отнести к объекту учета; п. 50 - в заключении кадастрового инженера указано наименование объекта - «нежилое помещение», при этом в документе (технический паспорт), на основании которого подготовлен технический план, сведения о наименовании объекта отсутствуют. Рекомендуется уточнить данную информацию.

При этом, согласно п. 14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 г. №84-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент) помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.

В соответствии с п.24 ч.2 ст.2 Технического регламента строительная конструкция - это часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Как указано в п.4 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, для постановки на кадастровый учет помещение должно обладать одновременно двумя признаками: обособленностью и изолированностью. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

При этом обособленность как признак помещения представляет собой пространственную характеристику, указывающую на то, что часть здания или сооружения ограничена строительными конструкциями.

В то же время изолированность является функциональной характеристикой, отражающей то, что помещение имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, доступа к общему имуществу собственников помещений в здании, инженерным коммуникациям.

Таким образом, под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью - возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений.

Стены и перегородки отражаются на плане этажа либо плане здания (сооружения) технического плана помещения, подготовленного в соответствии с Требованиями Приказа №953, с использованием специальных условных знаков.

Законом о регистрации недвижимости, как и ранее Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не предусмотрено отражение в кадастре недвижимости сведений о материале стен (перегородок), если объектом недвижимости является помещение.

С учетом изложенного в письме ФГБУ «ФКП Росреестра» от 03.07.2015 N 10-2024-КЛ «О рассмотрении обращения» отмечалось, что при определении кадастровым инженером изолированности помещения необходимо учитывать, являются ли стены (перегородки) строительными конструкциями здания (то есть частью здания) и обеспечивают ли они (в том числе материал, из которого они изготовлены) возможность исключения доступа в такое помещение.

Так, объектами капитального строительства признаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК)).

Пунктом 10.2 ст. 1 ГрК предусмотрено, что некапитальные строения, сооружения -строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Как следует из пояснений представителей административного ответчика, из представленных документов, в том числе фотографии, не следовало, что за строительная конструкция отделяет данное помещение от соседнего (стена / перегородка); также из представленного не следует, позволяют или нет конструктивные характеристики указанной перегородки осуществить ее перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба.

При этом, согласно п. 51 Требований, в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе "Исходные данные". В чертеже производится зарисовка контура наружных капитальных стен здания, контура стен пристроек, крылец, ступеней, а также оконных и дверных проемов по всему наружному периметру стен или частично.

В соответствии с п. 59 Требований, на плане этажа либо плане объекта недвижимости отображаются в масштабе в соответствии с размерами на поэтажном плане, являющемся частью проектной документации, в графической части технического паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или чертеже, стены и перегородки, в том числе внутренние.

В силу п. 52 Требований для оформления графической части технического плана применяются специальные условные знаки в соответствии с Приложением к Требованиям.

Вместе с тем, в техническом паспорте от 31.05.2006 г. и техническом плане от 21.08.2019 г., имеются различия в их графической части, что приводит к сомнениям в определении данной конструкции.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Доводы жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не основаны на законе и опровергаются установленными судом обстоятельствами. Суд обоснованно не принял во внимание довод административного истца о том, что поскольку параметры и характеристики представленного к учету помещения соответствуют сведениям ЕГРН, государственный регистратор должен был принять положительное решение о возможности осуществления государственного кадастрового учета помещения.

Однако, действующим законодательством Российской Федерации к документам, предъявляемым для кадастрового учета, предъявляется ряд требований, несоответствие которым влечет за собой принятие органом регистрации прав решений о приостановлении и (или) отказе в государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав.

Так изначально технический план спорного помещения был подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости от 29.07.2019 г., составленной и заверенной представителем (Чакилевой О.М.) правообладателя здания (Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях).

Документов, предусмотренных п.20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 представлено не было.

В соответствии с п. 4 Требований к подготовке декларации, утвержденных Приказом № 953 - Декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения).

С заявлением о приеме дополнительных документов были представлены, в том числе технический паспорт здания от 31.05.2006 г. и технический паспорт здания от 29.07.2013 г.

Использование технического паспорта от 29.07.2013 г. в качестве документа, на основании которого подготавливается технический план, не соответствует п.20 Требований, поскольку технический паспорт оформлялся по итогам проведения технической инвентаризации ОКС в порядке, установленном Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 N 921, которое утратило силу с 09.07.2013г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 27.06.2013 N 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

Согласно ч.11 ст. 24 Закона №218-ФЗ сведения об объекте могут указываться на основании декларации, если законодательством РФ в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации (такие случаи установлены ч.3 ст. 48 и 4.17 ст. 51 ГрК РФ, к которым не относится рассматриваемая ситуация).

Ответ Комитета архитектуры администрации города Юрги от 20.08.2019 № 02-02/2659 о том, что разрешение на реконструкцию на объект недвижимости, расположенный по адресу <адрес>, не выдавалось, не свидетельствует о том, что подготовка и (или) выдача вышеуказанных документов не предусмотрены законодательством Российской Федерации в отношении спорного объекта недвижимости.

Также административным ответчиком было установлено, что графическое описание этажа здания в техническом паспорте от 31.05.2006 г. и графическое описание этажа здания, на котором расположено данное помещение, содержащегося в ЕГРН, внесенного на основании технического паспорта от 08.07.2013 (в части обозначения выхода (дверного проема) из помещения также расположенного на данном этаже не совпадает, что не соответствует п.51 Требований к подготовке технического плана, согласно которому графическая часть технического плана помещения оформляется на основе поэтажных планов, являющихся частью проектной документации, проекта перепланировки, графической части технического паспорта здания (или сооружения), сведения о которых указаны в разделе «Исходные данные».

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что графическая часть технического плана помещения (План этажа, План части этажа) не соответствует графической части документа, являющегося основой подготовки технического плана, указанного в разделе «Исходные данные», который мог быть использован в силу Закона в настоящем случае (технический паспорт от 31.05.2006 г.).

Решение Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу от 15.08.2019г. о приостановлении государственного кадастрового учета ранее не было обжаловано, более того, административный истец согласилась с указанными в нем недостатками, в связи с чем, в Управление Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу были представлены дополнительные документы.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: