Судья: Кострова Т.В. № 33-6312/2014
Докладчик: Сорокин А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 08 июля 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Сорокина А.В.
и судей: Емельянова А.Ф., Проценко Е.П.,
при секретаре: Мухопад Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокина А.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе истца ФИО1
на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 марта 2014 г. по делу иску ФИО1 к администрации г. Кемерово, Департаменту социальной поддержки населения администрации Кемеровской области о признании права на получение мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Кемерово о признании ответа администрации г. Кемерово от 03.12.2013 г. незаконным; возложении на администрацию г. Кемерово обязанности предоставить ей меры социальной поддержки как ветерану труда.
Иск обоснован тем, что она в период с января 1984 г. по май 2013 г. осуществляла трудовую деятельность и проходила службу в уголовно-исполнительной системе РФ, является пенсионером ведомственной пенсии по выслуге лет.
Согласно удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданному администрацией Кемеровской области, в соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ она является ветераном труда, соответственно имеет права и льготы, представленные на условиях и в порядке, установленном ФЗ «О ветеранах».
Кроме того, за период службы, на основании приказа МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ она была награждена медалью «200 лет МВД России», согласно приказу Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № л/с была награждена медалью «За отличие в службе» 2 степени; согласно приказу Министерства юстиции РФ № 768-к от ДД.ММ.ГГГГ была награждена медалью «За службу» 3 степени.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ею было направлено письменное обращение в Центральный отдел социальных выплат и льгот Управления социальной защиты населения администрации г. Кемерово с просьбой о предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда.
Однако ей отказано в предоставлении льгот и выплат, как ветерану труда, в связи с тем, что она будет иметь право на меры социальной поддержки, только после оформления пенсии в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях».
Считает, что данное разъяснение, содержащееся в письменном ответе, не соответствует действующему законодательству и основано на неверном толковании норм материального права.
Определением суда от 22.01.2014 г. к участию в дела в качестве соответчика привлечен Департамент социальной защиты населения Кемеровской области.
Истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрация Кемеровской области, действующая также и в интересах Департамента социальной защиты населения Кемеровской области Добряк ОФИО9. иск не признала.
Представитель администрации г. Кемерово ФИО5, действующая на основании доверенности, иск не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 24 марта 2014 г. ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, и принять новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда о неверном толковании истцом действующего законодательства, законности отказа администрации г. Кемерово о предоставлении ей мер социальной поддержки как ветерану труда.
На апелляционную жалобу представителем администрации г. Кемерово ФИО5, представителем департамента социальной защиты населения ФИО6 принесены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации г. Кемерово ФИО5, просившуб решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и представленных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом первой инстанции решение по настоящему делу отвечает вышеназванным положениям гражданского процессуального законодательства Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец ФИО1 в период с января 1984 г. по май 2003 г. осуществляла трудовую деятельность и проходила службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (л.д. 14).
Кроме того, ФИО1 является ветераном труда. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается, подтверждается удостоверением серии Т-1 № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданным администрацией Кемеровской области в соответствии с распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
За период службы на основании приказа МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ истец была награждена медалью «200 лет МВД России», согласно приказу Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № л/с - медалью «За отличие в службе» 2 степени; согласно приказу Министерства юстиции РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ - медалью «За службу» 3 степени.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию г. Кемерово по вопросу предоставления мер социальной поддержки как ветерану труда.
Администрацией г. Кемерово в лице Центрального отдела Управления социальной защиты населения ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в предоставлении мер социальной поддержки как ветерану труда в связи с тем, что пенсионерам силовых ведомств пенсия (страховая часть) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначается при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости и наличия страхового стажа не менее 5 лет.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что имеет право на предоставление социальных льгот, которые предоставляются ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12,01.1995 г. и Законом Кемеровской области от 20.12.2004 г. № 105-03 «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда».
Разрешая заявленные ФИО1 требования о признании ответа администрации г. Кемерово от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, предоставлении мер социальной поддержки, которые предусмотрены для ветеранов труда, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда, поскольку он основан на нормах действующего законодательства.
Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются, в том числе, имеющие удостоверение «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:
1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) получение ежемесячной денежной выплаты;
3) получение и содержание жилых помещений;
4) оплату коммунальных услуг
5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Из указанных выше положений следует, что, поскольку до 1 января 2005 г. ветераны военной службы, достигшие общего пенсионного возраста, были приравнены по уровню прав и льгот к ветеранам труда, то, следовательно, в настоящее время меры их социальной поддержки должны определяться законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с указанным законодательным положением в субъектах Российской Федерации устанавливаются меры социальной поддержки ветеранов военной службы.
В статье 4 п. 1 Закона Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-0З «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда» перечислены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда после назначения им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсионерам силовых ведомств пенсия (страховая часть) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначается при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), и наличия страхового стажа не менее 5 лет.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (введен Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения»), установлено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 156-ФЗ, лица, указанные в ст. 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (24 июля 2008 г.). Однако изменения, внесенные в военно-пенсионное законодательство, в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Данное обстоятельство обусловлено тем, что с 01 января 2002 г. в Российской Федерации было введено новое законодательство, регламентирующее условия, нормы установления и порядок выплаты трудовых пенсий. В соответствии с ним право на трудовую пенсию у граждан Российской Федерации возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ не все военные пенсионеры имеют право на получение страховой части трудовой пенсии, а только те, которые достигли пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), и имеющие официальный страховой стаж не менее пяти лет.
Страховой стаж - это периоды работы, когда работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за своего работника (ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Из указанных выше норм права следует, что для того, чтобы получать трудовую пенсию после увольнения с военной службы, необходим не только трудовой стаж необходимый для назначения пенсии, но и пять лет страхового стажа, что отмечено в Федеральном законе N 156-ФЗ от 22.07.2008 г.
Как правильно указал суд в решении, у ФИО1 отсутствует необходимый страховой стаж (5 лет), следовательно, отсутствуют правовые основания для назначения трудовой пенсии по старости и право на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, у истца отсутствует право на предоставление социальных льгот, которые предоставляются ветеранам труда, достигшим пенсионного возраста, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. и Законом Кемеровской области от 20.12.2004 г. N 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда».
Ссылка в апелляционной жалобе на ст. 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-0З «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой отечественной войны и ветеранов труда» и ст. ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», поскольку противоречий между законом субъекта и федеральными законами в оспариваемой части не установлено, и доводы жалобы не свидетельствуют о незаконности решения суда по указанным выше основаниям.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы Закона субъекта незаконными не признаны, Закон не отменен.
Доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы жалобы не опровергают выводы суда, сводятся лишь к несогласию с ними и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 24 марта 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий: А.В. Сорокин
Судьи: А.Ф. Емельянов
Е.П. Проценко