Судья Штенгель Ю.С. Дело № 33-494/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полозовой А.А.,
судей Копылова Р.В., Гулевской О.А.,
при секретаре Шинкееве М.Ю.,
19 марта 2020 года рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском гражданское дело № 2-5037/2020 по апелляционной жалобе Дея Д.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 декабря 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования Дея Д.Н. к ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому о признании незаконным и отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, оформленного протоколом №1/2019 от 04 июня 2019 года в отношении Дея Дениса Николаевича - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Полозовой А.А., объяснения истца Дея Д.Н. и его представителя – адвоката Косолапова П.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому Кузьмина Д.С., Попович Н.А., полагавших решение суда законным и обоснованным,судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дей Д.Н. обратился с иском к ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому об отмене решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, оформленное протоколом №1/2019 от 4 июня 2019 года.
В обоснование требований указал, что в период <данные изъяты> состоял в трудовых отношениях с ответчиком, в период работы замещал должность заместителя начальника отдела выездных проверок Инспекции, а также периодически исполнял обязанности начальника отдела выездных проверок. После увольнения из Инспекции на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ООО «<данные изъяты>» на должность начальника отдела налогового учета и учета внеоборотных активов. В день заключения трудового договора работодатель направил в ИФНС уведомление о приеме его на работу, по результатам рассмотрения которого назначено заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому. 4 июня 2019 года комиссией принято решение о нарушении истцом ч. 1 ст.12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции», рекомендовано руководителю Инспекции проинформировать органы прокуратуры и ООО «<данные изъяты>». С принятым решением не согласен, поскольку в период работы выездные налоговые проверки в отношении ООО «<данные изъяты>» не проводились, функции государственного управления данной организации не входили в должностные (служебные) обязанности истца, истец не участвовал в выездных налоговых проверках, как в отношении самой организации, так и в отношении организаций, находящихся в управлении ООО «<данные изъяты>».
В судебном заседании истец Дей Д.Н. и его представитель – адвокат Косолапова Т.В. уточнили исковые требования и просили признать решение комиссии №1/2019 от 04 июня 2019 года незаконным, отменить его.
В судебном заседании представители ответчика Мельник А.В. и Кузьмина Д.С. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Третье лицо ООО «<данные изъяты>» в судебном заседании представителя не направило.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Дей Д.Н., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить, приводя доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Указывает, что он отписывал документы на исполнение подчиненным сотрудникам, однако никаких решений, обязательных для исполнения организациями АО «<данные изъяты>», АО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» не принимал. Полагает вывод суда о том, что работа истца в налоговом органе создает предпосылки для возникновения конфликта интересов в связи с наличием возможности повлиять на сотрудников отдела выездных проверок при выполнении ими контрольных функций в отношении ООО «<данные изъяты>», ничем не подтвержденным и содержащим отрицательную характеристику качеств истца без каких-либо оснований. Указывает, что доказательств того, что истец обладал полномочиями по принятию обязательных для исполнения решений в отношении указанной организации, в материалах дела не имеется. Ссылается на то, что позиция ответчика основана исключительно на предположениях о том, что истец, зная налоговое законодательство, может использовать свои знания и опыт для уклонения организации для уплаты налогов.
В отзыве на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому полагает доводы жалобы не обоснованными.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции») гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1).
В соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 этой статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 25 сентября 2017 года №ММВ-7-4/754@ утвержден перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в который входят должности как начальника отдела, так и заместителя начальника отдела.
В разделе III Перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года №557, закреплено, что после освобождения должности федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой предусматривало осуществление контрольных и надзорных мероприятий, гражданин обязан в течение двух лет соблюдать требования ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции».
Положением о комиссии территориального органа Федеральной налоговой службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного приказом ФНС России от 30 августа 2017 г. № ММВ-7-4/700@, в качестве основания для проведения заседания комиссии указано обращение, поступившее в соответствии с ч. 4 ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции» и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации в территориальный орган Федеральной налоговой службы уведомление коммерческой или некоммерческой организации о заключении с гражданином, замещавшим должность гражданской службы в территориальном органе Федеральной налоговой службы, трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, исполняемые во время замещения должности в территориальном органе Федеральной налоговой службы, при условии, что указанному гражданину Комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с данной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации Комиссией не рассматривался (подпункт «д» пункта 15).
Согласно п. 35 вышеуказанного Положения по итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте "д" пункта 15 настоящего Положения, Комиссия принимает в отношении гражданина, замещавшего должность гражданской службы в территориальном органе Федеральной налоговой службы, одно из следующих решений:
а) дать согласие на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;
б) установить, что замещение им на условиях трудового договора должности в коммерческой или некоммерческой организации и (или) выполнение в коммерческой или некоммерческой организации работ (оказание услуг) нарушают требования статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции». В этом случае Комиссия рекомендует руководителю (начальнику) соответствующего территориального органа Федеральной налоговой службы проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.
Судом установлено, что Дей Д.Н. с ДД.ММ.ГГГГ занимал различные должности в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому отдела проверок юридических лиц, отдела выездных проверок, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – занимал должность заместителя начальника отдела выездных проверок ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому.
В период <данные изъяты> истец исполнял обязанности начальника отдела выездных проверок.
27 февраля 2019 года ответчиком издан приказ № 03-01-04/55Л о расторжении служебного контракта № ДД.ММ.ГГГГ, Дей освобожден от должности гражданской службы и уволен с гражданской службы с 13 марта 2019 года.
В день увольнения истец ознакомлен с Памяткой при увольнении с государственной службы в ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому.
Судом установлено, что при увольнении из ИФНС, принимая решение о трудоустройстве в коммерческую организацию, истец согласия соответствующей Комиссии не получал, за таким согласием не обращался, о поступившем со стороны ООО «<данные изъяты>» предложении о сотрудничестве на условиях трудового договора Инспекцию не уведомлял.
27 марта 2019 года в адрес ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому от ООО «<данные изъяты>» поступило письмо-уведомление, из содержания которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Обществом и Деем Д.Н. заключен трудовой договор №, согласно которому последний принят на работу на должность начальника отдела налогового учета и учета внеоборотных активов. Основными направлениями поручаемой работы являются: 1) ведение налогового учета и формирование налоговых деклараций (расчетов, информации), включая, но, не ограничиваясь ведением налоговых регистров, подготовкой и представлением налоговых деклараций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых, расчетов платы за недра, водному налогу, в налоговые органы в объемах, предусмотренных НК РФ; 2) своевременный расчет налогов, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость и прочих налогов, формирование заявок на их оплату и передача их в структурное подразделение Общества, ответственное за проведение банковских операций; 3) формирование резервов в налоговом учете согласно учетной политике Общества; 4) ведение бухгалтерского и налогового учета внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов, поисковых активов, расходов будущих периодов) и составление отчетности по стандартам бухгалтерского учета. Проведение инвентаризации внеоборотных активов; 5) подготовка расшифровок (информации) к бухгалтерской и налоговой отчетности; 6) ежегодная, а при необходимости ежеквартальная сверка расчетов по налогам (сборам и иным обязательным платежам) с налоговыми органами с подписанием актов сверки.
4 июня 2019 года по результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, принято решение, согласно которому замещение должности начальника отдела налогового учета и учета внеоборотных активов ООО «<данные изъяты>» гражданином Деем Д.Н. нарушает требование ч.1 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции»; руководителю ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому рекомендовано проинформировать об указанных обстоятельствах органы прокуратуры и уведомившую организацию.
Суд первой инстанции, разрешая спор и установив, что функции государственного управления в отношении ООО «<данные изъяты>» входили в должностные обязанности истца в период прохождения государственной гражданской службы, а замещаемая им должность включена в соответствующий Перечень, пришел к выводу о том, что оспариваемое истцом решение комиссии является законным и обоснованным, принятом с соблюдением порядка заседания такой комиссии.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Изучив представленные ответчиком документы, составленные в рамках выездных проверок по вопросу правильности начисления налогов и своевременности их уплаты АО «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>», руководство деятельностью которыми осуществляло ООО «<данные изъяты>», и имеющие визу истца, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении спора нашло свое подтверждение то обстоятельство, что в период замещения должности исполняющего обязанности начальника отдела выездных проверок ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому Дей Д.Н. осуществлял функции налогового контроля в отношении подконтрольных ООО «<данные изъяты>» организаций, в связи с чем, выводы, изложенные в оспариваемом решении комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов ИФНС России по г. Петропавловску-Камчатскому, о том, что замещение должности начальника отдела налогового учета и учета внеоборотных активов ООО «<данные изъяты>» Деем Д.Н. нарушает требование ч.1 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» являются обоснованными.
Ссылка истца в суде апелляционной инстанции на то, что все документы,представленные в рамках выездных проверок по вопросу правильности начисления налогов и своевременности их уплаты АО «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>», руководство деятельностью которыми осуществляло ООО «<данные изъяты>», и имеющие визу истца, составлены ранее двухлетнего срока до даты его трудоустройства ООО «<данные изъяты>», не влечет отмены оспариваемого решения суда, поскольку основана на неправильном толковании статьи 12 ФЗ «О противодействии коррупции», предусматривающей, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов именно в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы.
Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, повторяют основания заявленных исковых требований, являлись предметом исследования суда и нашли свое отражение в решении. Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом доказательств и переоценку выводов суда, что в силу требований ст. 330 ГПК РФ не является основанием для отмены решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции - Девятый кассационный суд, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54, в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи