НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калужского областного суда (Калужская область) от 18.01.2024 № 2А-1-2168/2023

Судья Самоукина М.А. №33а-223/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №2а-1-2168/2023

город Калуга 18 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего судьи Амеличевой С.А.,

судей Евсютиной Е.И., Ермиковой Т.В.,

при секретаре Кострове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиковой Т.В. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 11 августа 2023 года по административному исковому заявлению Калужской таможни к ФИО1 о взыскании начисленных таможенных платежей и пени,

у с т а н о в и л а:

12 декабря 2022 года в Калужский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление Калужской таможни, в котором административный истец просил взыскать с ФИО1 таможенные платежи и пени в общей сумме 2 827 430 рублей 67 копеек.

В обоснование требований административного иска указано, что 6 марта 2021 года ФИО1 осуществлено оформление временного ввоза транспортного средства <данные изъяты>. Срок временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС установлен до 16 марта 2021 года, однако в срок, установленный таможенным органом, транспортное средство не вывезено с территории Российской Федерации. По информации, размещенной в АС «Авто-Транспорт» ПЗ», спорное транспортное средство было вывезено лишь 27 февраля 2022 года. Таможенным органом проведена камеральная проверка, по результатам которой составлен акт и вынесено решение от 1 сентября 2022 года , установлен факт нарушения условий помещения спорного транспортного средства под таможенную процедуру временного ввоза транспортных средств международной перевозки. Вместе с тем, ФИО1, получив вышеуказанное решение, продолжает уклоняться от исполнения обязанности по уплате таможенных платежей и пени.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель административного истца ФИО2 поддержала требования административного искового заявления, административный ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 возражали против удовлетворения административного иска.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 11 августа 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, постановлено взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, задолженность по уплате таможенных платежей и пени в сумме 2 827 430 рублей 67 копеек; взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход местного бюджета госпошлину в сумме 20337 рублей 15 копеек.

В апелляционной жалобе административным ответчиком ФИО1 ставится вопрос об отмене решения районного суда.

Выслушав представителя административного ответчика ФИО3, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО2, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовое регулирование таможенных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - это перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах.

В соответствии с подпунктами 45, 49 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС к товарам относится любое движимое имущество, в том числе транспортные средства.

В силу подпункта 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, которые используются для международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа.

Пунктом 2 статьи 273 ТК ЕАЭС установлено, что временно ввезенные транспортные средства международной перевозки, ввезенные на таможенную территорию Союза, сохраняют статус иностранных товаров.

Товары, исходя из положений статьи 104 и части 3 статьи 105 Таможенного кодекса ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 указанного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено данным Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Согласно положениям статьи 274 ТК ЕАЭС срок нахождения на таможенной территории Союза временно ввозимого транспортного средства международной перевозки устанавливается таможенным органом на основании заявления перевозчика исходя из времени, необходимого для вывоза такого транспортного средства международной перевозки с таможенной территории Союза после завершения операций перевозки, в связи с которыми оно было ввезено на таможенную территорию Союза, с учетом статьи 144 настоящего Кодекса и пункта 2 настоящей статьи (пункт 1).

Срок нахождения на таможенной территории Союза временно ввозимого транспортного средства международной перевозки, которое в соответствии с пунктом 5 статьи 275 настоящего Кодекса может использоваться для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Союза (далее в настоящей главе - внутренняя перевозка), устанавливается на время, необходимое для осуществления такой внутренней перевозки, но не более чем на 90 календарных дней нахождения временно ввезенного транспортного средства международной перевозки на территории одного из государств-членов (пункт 2).

В силу пункта 3 статьи 273 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства международной перевозки до истечения срока, установленного (продленного) в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса, подлежат обратному вывозу с таможенной территории Союза либо помещению под таможенные процедуры, применимые к иностранным товарам, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС на таможенной территории Союза не допускаются использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 настоящей статьи.

Пунктом 7 статьи 279 ТК ЕАЭС предусмотрено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящей статьи.

В силу пункта 8 статьи 279 ТК ЕАЭС в случае совершения действий, указанных в пункте 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин считается первый день совершения указанных действий (использование транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки), а если этот день не установлен, - день выпуска таких товаров в качестве временно ввезенных транспортных средств международной перевозки.

Согласно пункту 9 статьи 279 ТК ЕАЭС при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению лицом, совершившим действия, указанные в пункте 4 статьи 275 настоящего Кодекса, либо утратившим временно ввезенные транспортные средства международной перевозки.

Пунктом 10 статьи 279 ТК ЕАЭС при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы временно ввезенное транспортное средство международной перевозки помещалось под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иной размер не предусмотрен пунктами 11 и 12 настоящей статьи.Для исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин применяются ставки ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.

На основании пункта 2 статьи 56 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза возникает у лиц, незаконно перемещающих товары. Лица, участвующие в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию Союза - также лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности их ввоза на таможенную территорию Союза, несут солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов с лицами, незаконно перемещающими товары.

Как следует из материалов дела, в регионе деятельности Краснодарской таможни гражданином Российской Федерации ФИО1 осуществлено оформление временного ввоза транспортного средства <данные изъяты>, с использованием таможенной декларации на транспортное средство .

При пересечении таможенной границы таможенному органу были представлены свидетельство о регистрации транспортного средства от 26 февраля 2021 года, трудовой договор ООО «Гарант 2020» с водителем ФИО1 от 2 марта 2021 года , командировочное удостоверение от 6 марта 2021 года , договор на оказание услуг по перевозке пассажиров от 4 марта 2021 года.

Из содержания представленных документов следует, что собственником транспортного средства является ООО «ВИРАЖ 2021», с которым ООО «ГАРАНТ 2020» заключен договор аренды транспортного средства без экипажа с физическим лицом от 2 марта 2021 года . ФИО1 в рамках осуществления трудовой деятельности по договору с ООО «Гарант 2020» должен направиться в город Москву с целью осуществления перевозки пассажира - гражданки Российской Федерации ФИО11 в город Сухум в течение 10-ти календарных дней с 6 марта по 16 марта 2021 года.

Выпуск транспортного средства разрешен таможенным органом 6 марта 2021 года с освобождением от уплаты таможенных платежей.

В таможенной декларации на транспортное средство в качестве лица, осуществляющего перевозку с использованием транспортного средства, в графе 4 таможенной декларации на транспортное средство указан ООО «Гарант 2020», а лицом ответственным за использование транспортного средства - ФИО1 Согласно графе 11 таможенной декларации на транспортное средство цель ввоза транспортного средства - для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории.

Срок временного ввоза на таможенную территорию ЕАЭС установлен до 16 марта 2021 года.

Однако ФИО1 в срок, установленный таможенным органом, транспортное средство не было вывезено с территории Российской Федерации. По информации, размещенной в АС «Авто-Транспорт» ПЗ», транспортное средство вывезено 27 февраля 2022 года.

Таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка, в ходе которой 23 марта 2022 года ФИО1 даны объяснения. Из объяснений следует, что он работал в организации «Гарант 2020» в должности водителя; на спорном транспортном средстве по поручению ООО «Гарант 2020» он осуществлял перевозку труб в город Тарусу, занимался перевозкой документов и пассажиров в город Волгоград через город Воронеж; все поручения по осуществлению перевозок получал от работодателя посредством телефонной связи.

В рамках проверки таможенным органом были получены объяснения предполагаемого заказчика услуг по договору на оказание услуг по перевозке пассажиров ФИО7, которая пояснила, что с гражданами ФИО1 и ФИО8 она не знакома, договор международной перевозки с ООО «Гарант 2020» и договор международной перевозки пассажира от 04 марта 2021 года она не подписывала.

Из сведений, полученных таможенным органом от УМВД России по Калужской области, по данному транспортному средству зафиксировано 18 случаев автоматической фото- и видеофиксации на территории Калужской области по различным адресам за период с 19 марта 2021 года по 23 ноября 2021 года.

1 сентября 2022 года административным ответчиком по результатам таможенного контроля принято решение о выявлении нарушения регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании: использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для внутренней перевозки, за исключением такой перевозки в случаях, указанных в пунктах 5, 7 и 8 статьи 275 ТК ЕАЭС.

Указанным решением установлено, что ФИО1 при совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием транспортного средства, в таможенной декларации транспортного средства указаны недостоверные сведения о цели ввоза транспортного средства и маршруте перевозки, а также нарушены требования положений подпункта 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС, в отношении ФИО1 установлена обязанность по уплате ввозных таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в общей сумме 2 450 865,38 рублей.

Сумма по уплате ввозных таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в размере 2 450 865,38 рублей рассчитана таможенным органом, исходя из мощности двигателя транспортного средства, кода товара по ТН ВЭД, таможенной стоимости, ставки ввозной таможенной пошлины, объема двигателя, курса на дату ввоза (6 марта 2021 года), суммы ввозной таможенной пошлины, ставки НДС, суммы НДС, ставке акциза, суммы акциза.

Уведомлением от 2 сентября 2022 года ФИО1 сообщено о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в общей сумме 2450865,38 рублей.

Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 9 марта 2023 года ФИО1 отказано в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения Калужской таможни от 1 сентября 2022 года. При этом судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по истечении срока временного ввоза транспортного средства международной перевозки, то есть до 16 марта 2021 года, ФИО1 не осуществил его вывоз, за продлением срока временного ввоза в таможенный орган не обращался, по истечении срока помещения транспортного средства под заявленную таможенную процедуру временного ввоза не осуществил помещение транспортного средства под иную процедуру, в связи с чем ввезенное ФИО1 транспортное средство международной перевозки, оставаясь иностранным товаром, приобрело статус незаконно перемещенного товара, ввезенного без уплаты таможенных платежей. ФИО1 в таможенной декларации транспортного средства указал недостоверные сведения о цели ввоза транспортного средства, нарушив требования положений подпункта 1 пункта 4 статьи 275 ТК ЕАЭС о запрете использования транспортного средства международной перевозки для внутренней перевозки, тем самым, используя транспортное средство для внутренней перевозки без уплаты таможенных платежей. Исчисление налоговых пошлин произведено таможенным органом в соответствии с требованиями статьи 52 ТК ЕАЭС.

Уведомлением от 9 декабря 2022 года ФИО1 сообщено о неисполнении обязанности по уплате таможенных платежей, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в общей сумме 2 827 430 рублей 67 копеек, которая включает в себя сумму таможенных пошлин 2 450 865 рублей 38 копеек и пени в размере 376 565 рублей 29 копеек.

Разрешая административный иск, суд первой инстанции, установив наличие у административного ответчика задолженности по уплате таможенных платежей и пени и отсутствие оснований для освобождения от их уплаты, пришел к выводу об удовлетворении административного иска.

Судебная коллегия соглашается с решением районного суда, поскольку оно вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права с учетом установленных по делу обстоятельств.

Ссылка в апелляционной жалобе на положения пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» не может повлечь отмену решения районного суда, поскольку в таможенной декларации на транспортное средство ФИО1 указан лицом, ответственным за использование транспортного средства. При этом вступившим в законную силу решением суда признано законным вынесенное в отношении административного ответчика решение таможенного органа от 1 сентября 2022 года.

ФИО1 обоснованно признан лицом, на которое должна быть возложена обязанность по уплате таможенных платежей.

Вопреки доводам представителя административного ответчика предусмотренных законом оснований для уменьшения размер подлежащей взысканию с ФИО1 суммы задолженности не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы повлечь отмену постановленного судом первой инстанции решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного решения, а потому оснований к отмене решения районного суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации абзац второй резолютивной части решения Калужского районного суда Калужской области от 11 августа 2023 года следует изложить в следующей редакции: «Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Калужской таможни сумму таможенных пошлин в размере 2 450 865 рублей 38 копеек и пени в размере 376 565 рублей 29 копеек, а всего 2 827 430 рублей 67 копеек».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

абзац второй резолютивной части решения Калужского районного суда Калужской области от 11 августа 2023 года изложить в следующей редакции: «Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Калужской таможни сумму таможенных пошлин в размере 2 450 865 рублей 38 копеек и пени в размере 376 565 рублей 29 копеек, а всего 2 827 430 рублей 67 копеек».

В остальном решение Калужского районного суда Калужской области от 11 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калужской таможни – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий

Судьи