НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Калининградского областного суда (Калининградская область) от 22.06.2021 № 2А-703/20

УИД39RS0019-01-2020-001204-98

2а-703/2020

Судья: Зайцева Е.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 июня 2021 по делу № 33а-3044/2021

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Мариной С.В.,

судей Быстровой М.А., Яковлева Н.А.,

при секретаре Улюкаевой Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Калининградской области ФИО1 на решение Советского городского Калининградской области от 25 декабря 2020 года, которым административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Атлас-Маркет» к Государственной инспекции труда в Калининградской области о признании незаконным распоряжения о проведении плановой выездной проверки и действий, связанных с проведением плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства, удовлетворены.

Признаны незаконными распоряжение Государственной инспекции труда в Калининградской области № 39/12-1927-И/23-14 от 25.06.2020 о проведении плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства Обществом с ограниченной ответственностью «Атлас-Маркет» и действия Государственной инспекции труда в Калининградской области, связанные с проведением плановой выездной проверки Общества с ограниченной ответственностью «Атлас-Маркет» на основании распоряжения № 39/12-1927-И/23-14 от 25.06.2020.

Заслушав доклад судьи Быстровой М.А., объяснения представителя ООО «Атлас-Маркет» - ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Общество с ограниченной ответственностью «Атлас-Маркет» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Калининградской области о признании незаконным распоряжения № 39/12-1927-И/23-14 от 25.06.2020 о проведении плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства. Дополнив в ходе судебного разбирательства свои требования административного иска, ООО «Атлас-Маркет» также просило признать незаконными действия Государственной инспекции труда в Калининградской области, связанные с проведением плановой выездной проверки ООО «Атлас-Маркет» на основании распоряжения № 39/12-1927-И/23-14 от 25.06.2020.

В обосновании своих исковых требований ООО «Атлас-Маркет» указал, что Государственной инспекцией труда Калининградской области 25.06.2020 было вынесено распоряжение № 39/12-1927-И/23-14 о проведении плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Атлас-Маркет» с 13.07.2020, которое является незаконным. Поскольку ООО «Атлас-Маркет» включено в Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории значительного риска на 01.07.2020, размещённого на официальном портале Роструда сети «Интернет», деятельность ООО «Атлас-Маркет» решением Федеральной службы по труду и занятости от 25.06.2020 отнесена к категории «Значительного риска». Тогда как, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в 2020 году возможно только лишь проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска. Общество письмом исх. № 252 от 02.07.2020 уведомило Инспекцию об отсутствии правовых для проведения проверки и потребовало обосновать её проведение, на что было получен ответ о том, что объекты Общества, якобы, отнесены к категории высокого риска. При этом ссылка на включение Общества в ежегодный план проведения плановых проверок на 2020 год, размещённый на сайте Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет», не имеет под собой правовых обоснований. Полагает, что обжалуемое распоряжение административного ответчика в нарушение положений нормативных актов Правительства Российской Федерации возлагало на Общество незаконную обязанность участия в мероприятии государственного контроля, для которого правовые основания отсутствовали.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом материального закона. Указывает на то, что поскольку в 2019 году деятельность Общества имела категорию «высокого риска» и было включено в план проверки на 2020 год, а план проверки органами прокуратуры изменен не был, то проведение проверки является законным.

В возражениях на жалобу ООО Атлас-Маркет просит решение оставить без изменения, доводы жалобы – без удовлетворения.

Государственная инспекция труда в Калининградской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом, с заявлением об отложении рассмотрения жалобы не обращалась, с учетом положений ст. 150 и ст. 307 КАС РФ судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Положениями частей 1 – 2 статьи 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход, определяющий интенсивность (форму, продолжительность, периодичность) мероприятий по контролю с учётом категории риска либо класса опасности, присвоенных деятельности проверяемого лица и (или) используемым ими объектам.

В силу части 9.3 статьи названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает особую периодичность плановых проверок для таких видов государственного контроля в зависимости от категории риска, класса опасности проверяемых объектов.

Такая периодичность определена постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определённой категории риска или определённому классу (категории) опасности (далее – Правилами).Пунктами 14, 15 Правил установлено, что в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей включаются проверки только в отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска или 1 – 5 классам опасности (за исключением указанных в части 9 статьи 9 вышеуказанного Федерального Закона № 294-ФЗ проверок с особой периодичностью проведения).

Вместе с тем, в целях защиты здоровья населения и нераспространения короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации, поддержки и обеспечения законных интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности Федеральным законом от 01.02.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – Закон № 98-ФЗ) установлен мораторий на проведение с 01.04.2020 по 31.12.2020 контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Мораторий не распространяется на проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также проверки, разрешённые к проведению Правительством Российской Федерации.

Статьёй 17 Закона № 98-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации в 2020 и 2021 годах вправе принимать решения, предусматривающие особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», включая особенности осуществления видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 3.1 и 4 статьи 1 указанного Федерального закона, в том числе в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок и иных мероприятий по контролю, сроков и периодичности их проведения, и иных составляющий деятельность по проведению проверок.

Подпунктом «б» пункта 2 Постановления № 438 от 03.04.2020 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 438 от 03.04.2020), в 2020 году возможно только лишь проведение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Ограничения на осуществление внеплановых мероприятий по контролю (в том числе в части согласования с прокурором) установлены постановлением в отношении остальных категорий, хозяйствующих субъектов и определено, что в 2020 году плановым проверкам могут быть подвергнуты лишь те из них, чьи деятельность и (или) используемые производственные объекты отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо 1 классу (категории) опасности, 1 классу опасности опасных производственных объектов, I классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора).

Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом руководителя Государственной инспекции труда в Калининградской области № 21 от 14.06.2019 деятельность «Атлас-Маркет» отнесена к категории «высокого риска».

В размещённом до 1 июля 2019 года на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Перечне работодателей, деятельность которых отнесена к категории «высокого риска», в разделе «Работодателю» содержалась информация об отнесении деятельности ООО «Атлас-Маркет» в категории «высокого риска» решением Федеральной службы по труду и занятости от 26.06.2019.

ООО «Атлас-Маркет» было в установленном законоположениями порядке включено в ежегодный план проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, размещённый на официальной сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (номер проверки 392003542310, номер пункта плана 20200023772).

Решением Федеральной службы по труду и занятости от 25.06.2020 на её официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» были размещены обновлённые списки работодателей, деятельность которых относится к группе высокого риска, в который отсутствуют сведения в отношении ООО «Атлас-Маркет», а также были размещены обновлённые списки работодателей, деятельность которых относится к группе значительного риска, в котором деятельность ООО «Атлас-Маркет» отнесена к категории значительного риска.

Вместе с тем, 25 июня 2020 года Государственной инспекцией труда в Калининградской области было вынесено распоряжение № 39/12-1927-И/23-14-14 о проведении плановой выездной проверки соблюдения трудового законодательства в ООО «Атлас-Маркет» с 13.07.2020 (далее, в том числе, - распоряжение о проверке от 25.06.2020). 25 июня 2020 исх № 39/12-1927-И/23-14/1на имя директора ООО «Атлас-Маркет» было направлено уведомление о проведении проверки.

Письмом от 02.07.2020 исх. № 252 Общество довело свою позицию до Инспекции относительно незаконности проверки до начала её проведения.

Однако, несмотря на указанные обстоятельства в период с 13.07.2020 по 07.08.2020 должностным лицом Государственной инспекции труда в Калининградской области была проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства ООО «Атлас-Маркет», по итогам проверки 07.08.2020 было выдано предписание № 39/12-2246-И/23-14, 07.08.2020 в отношении директора ООО «Атлас-Маркет» и самого Общества были составлены протоколы об административном правонарушении.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств по делу с учетом положений п.14 Постановления № 438, которым внесены изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических ли и индивидуальных предпринимателей, пришел к правильному выводу о том, что вынесенное распоряжение Государственной инспекции труда является незаконным, нарушает права юридического лица ООО «Атлас-Маркет».

Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательствах, которым суд дал в соответствии со ст.84 КАС РФ правильную оценку, с чем судебная коллегия соглашается.

Доводы жалобы при установленных обстоятельствах по делу на правильность выводов суда первой инстанции не влияют, отмену решения не влекут, основаны на ошибочном толковании закона и переоценке доказательств.

Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, судом при рассмотрении дела исследованы, им дана правильная оценка, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права судом допущено не было.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии со ст. 84 КАС РФ, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену решения не допущено, соответственно, предусмотренных ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского городского суда Калининградской области от 25 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана жалоба в Третьий кассационный суд общей юрисдикции через Советский городской суд Калининградской области в течение 6 месяцев.

Председательствующий:

Судьи