НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ивановского областного суда (Ивановская область) от 23.08.2023 № 2-137/2023

Судья Щепетков В.В. Дело №33-1855/2023

(дело №2-137/2023)

УИД: 37RS0023-01-2022-002409-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Иваново 23 августа 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:

председательствующего судьи Петуховой М.Ю.

судей Селезневой А.С., Воркуевой О.В.

при секретаре Смертиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Воркуевой О.В.

дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области на решение Шуйского городского суда Ивановской области от 9 февраля 2023 г. по иску Москвина Владимира Алексеевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права,

У С Т А Н О В И Л А:

Москвин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области о защите пенсионного права.

Требования мотивированы тем, что срок выхода Москвина В.А. на пенсию по старости наступил ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ отделением Пенсионного фонда за регистрационным номером было принято заявление истца о назначении пенсии, рассмотрев которое пенсионный орган принял решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении страховой пенсии по старости. Причиной отказа явилось отсутствие требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Из-за невнимательности и некомпетентности сотрудника отделения Пенсионного фонда, делавшего запрос в Шуйский городской архив, не нашли данные о размере заработной платы истца, что привело к нехватке требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), для формирования страховой пенсии и отказа ее в назначении. Это привело к нарушению срока предоставления государственной услуги на 116 дней. В связи с этим истцу пришлось лично обратиться в Шуйский городской архив и подать заявление в соответствии с его трудовой книжкой. ДД.ММ.ГГГГ Москвин В.А. получил справку о заработной плате за несколько лет и предоставил данные в пенсионный орган. Его данные по заработной плате находились в Шуйском городском архиве с 1992 г. После того, как он предоставил данные в отделение Пенсионного фонда, взятые им в архиве, ему была назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ с опозданием на 116 дней.

На основании вышеизложенного, Москвин В.А. в учетом заявления в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просит суд признать решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области (далее – ОПФР по Ивановской области) на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее – ОСФР по Ивановской области).

Решением Шуйского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Москвина В.А. удовлетворены. Суд признал незаконным решение ОСФР по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ; обязал ОСФР по Ивановской области назначить Москвину В.А. страховую пенсию по старости с момента возникновения права.

Дополнительным решением Шуйского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ с ОСФР по Ивановской области в пользу Москвина В.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

С решением суда не согласен ответчик ОСФР по Ивановской области, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств по делу, неправильное применение норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

От истца Москвина В.А. в суд поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований для ее удовлетворения.

Выслушав представителя ответчика ОСФР по Ивановской области Молеву А.М., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, истца Москвина В.А., возражавшего на жалобу, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Москвин В.А. обратился в ОПФР по Ивановской обла­сти с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Фе­дерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон о страховых пенсиях). Решением ОПФР по Ивановской обла­сти от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в установлении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пен­сионного коэффициента не ниже 21.

Учитывая, что в распоряжении ОПФР по Ивановской обла­сти на дату принятия решения об отказе в назначении пенсии имелись сведения о размере заработной платы истца за вышеука­занные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ размер ИПК был определен с учетом имеющихся документов.

ДД.ММ.ГГГГ Москвин В.А. повторно обратился в ОПФР по Ивановской обла­сти с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Федерального закона о страховых пенсиях, предоставив ар­хивную справку от ДД.ММ.ГГГГ о заработной плате за период работы Москвина В.А. в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Достоверность предоставленных сведений подтверждена архивной справкой от ДД.ММ.ГГГГ, направленной МУ «Архив городского округа Шуя», в адрес ОПФР по Ивановской обла­сти.

С учетом поступивших сведений о заработной плате истца за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. размер индивидуального пенсионного коэффициента истца составил <данные изъяты>, страховая пенсия по старости назначена Москвину В.А. с ДД.ММ.ГГГГ

Разрешая спор, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. №1015, Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» утвержденными приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. №546н (далее – Правил №546н), суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме, при этом исходил из того, что ответчиком при рассмотрении заявления истца о назначении пенсии не выполнен весь комплекс обязанностей, возложенных на пенсионный орган по разъяснению заявителю о необходимости предоставления дополнительных документов и сведений по спорному периоду работы для назначения страховой пенсии и осуществлению пенсионным органом их запроса в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациям, в распоряжении которых находятся такие документы.

Не соглашаясь с выводами суда, ответчик в апелляционной жалобе указывает на то, что в рассматриваемом случае все обязанности, предусмотренные Правилами №546н территориальным пенсионным органом были исполнены, необходимые запросы направлены, ответы получены, в связи с чем оснований для приостановления срока рассмотрения заявления не имелось. Решение пенсионного органа принято на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, в том представленной справки <данные изъяты> от 13 декабря 2021 г., из которой не следует иных правопреемников юридического лица и сведений о передаче документов о заработной плате в иные органы. Полагает, что право истца на назначение страховой пенсии по старости возникло с 5 апреля 2022 г., после предоставления заявителем документов о трудовой деятельности и заработке, которые подлежали предоставлению в пенсионный орган непосредственно заявителем. При этом указывает, что Правила №546н не предусматривают обязанности территориального пенсионного органа в направлении дублирующих запросов в адрес архивных организаций, если установлено, что документы о стаже и заработной плате находятся в распоряжении действующих организаций – работодателей.

Судебная коллегия отмечает, что указанные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно признаны несостоятельными по основаниям, подробно приведенным в мотивировочной части судебного решения. По существу жалоба сводится к изложению обстоятельств, исследованных в первой инстанции, и к выражению несогласия заинтересованной стороны с оценкой доказательств, произведенной судом, правовых оснований к отмене решения суда не содержит.

Оснований для переоценки доказательств и иного применения норм материального и процессуального права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции по делу полностью основаны на юридически значимых обстоятельствах данного дела, правильно установленных судом в результате исследования и оценки всей совокупности представленных по делу доказательств с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.

Проверяя законность и обоснованность обжалуемого решения по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона о страховых пенсиях.

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч.1 ст.21 Федерального закона о страховых пенсиях).

Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. №538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлен перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Согласно ч.7 ст.21 Федерального закона о страховых пенсиях необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст.21 Федерального закона о страховых пенсиях).

Частью 8.1 ст.21 Федерального закона о страховых пенсиях орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, оказывает содействие гражданину в истребовании документов, необходимых для назначения страховой пенсии, запрашиваемых у заявителя в соответствии с частью 7 настоящей статьи, подтверждающих обстоятельства, имевшие место на территории Российской Федерации, а также на территории иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, регулирующий правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н в соответствии с ч.6 ст.21 Федерального закона о страховых пенсиях были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действовали до 1 января 2022 г. Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.

С 1 января 2022 г. приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. №884н утратил силу на основании п.2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. №546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. №546н, действующих с 1 января 2022 г.

В соответствии со ст.22 Федерального закона о страховых пенсиях, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Частями 3,4 ст.22 Федерального закона о страховых пенсиях закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; осуществляет запрос необходимых для назначения страховой пенсии документов в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Как усматривается из материалов дела, Москвин В.А. заблаговременно обращаясь в отделение пенсионного фонда, представил необходимые документы для назначения ему страховой пенсии по старости, при этом ходатайствовал перед ответчиком о содействии в истребовании сведений о доходах и стаже работы, в том числе из <данные изъяты> за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г.

Получив ответы на запросы, в том числе <данные изъяты> и установив отсутствие требуемого страхового стажа и величины пенсионного коэффициента, принял решение об отказе в назначении пенсии.

Однако указанное решение ответчиком принято до истечения трехмесячного срока рассмотрения заявления, при том пенсионным органом истцу не было предложено представить дополнительные документы, необходимые для назначения пенсии, от представления таких документов истец не отказывался. Доказательств принятия пенсионным органом исчерпывающих мер по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых находятся необходимые документы не представлено.

Вместе с тем, после отказа в назначении пенсии истцом самостоятельно получены сведения из Муниципального учреждения «Архив городского округа Шуя» о периодах работы в <данные изъяты> и <данные изъяты> и произведенных отчислениях, которые им были представлены в пенсионным орган и явились основанием для назначения пенсии.

Оценив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами права, суд, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца, правомерно исходил из того, при рассмотрении заявления Москвина В.А. ответчиком не выполнен весь комплекс обязанностей, возложенных на пенсионный орган и осуществлению пенсионным органом их запроса в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

При этом, располагая сведениями о работе истца с 1982 г. в «Ивоблтелерадиобыттехника», пенсионный орган в нарушении положений ч.8 ст.21 Федерального закона о страховых пенсиях, а также при наличии заявления о содействии в истребовании сведений не обеспечил истребование необходимых документов из архива городского округа, ограничившись получением сведений от <данные изъяты>, что указывает на формальный подход ответчика к возложенной на него обязанности по истребованию и проверки документов. Получение ответа на запрос пенсионным органом от юридического лица <данные изъяты>, который подтверждал не все периоды работы истца в данной организации, не препятствовал ответчику принять меры по установлению соответствующих обстоятельств, путем как направления запроса в иные организации, так и предложения истцу представить дополнительные документы, поскольку имеющиеся несоответствия по существу порождали правовую неопределенность в части реализации предоставленных Москвину В.А. социальных гарантий на получение страховой пенсии.

Доводы жалобы о том, что истцом не было указано на необходимость истребования сведений в Шуйском горбытуправлении не освобождала ответчика о необходимости истребования указанных документов с целью полной и всесторонней проверки наличия права истца на назначение ему страховой пенсии. Кроме того, в представленной по запросу пенсионного органа справке от ДД.ММ.ГГГГ были указаны предшественники <данные изъяты>, изменение их наименований и реорганизация, в связи с чем при должном подходе пенсионный орган имел возможность самостоятельно установить юридическое лицо либо орган у которого надлежало получить необходимые сведения в отношении страхового стажа истца.

Доводы жалобы, что документы о заработке за период до регистрации в качестве застрахованного лица должны быть представлены истцом самостоятельно, не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Как следует из п.27 Правил №546н в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для подтверждения права на пенсию, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день, указанный в пунктах 21 - 24 настоящих Правил.

Предусмотренная обязанность органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в разъяснение лицу, обратившемуся за страховой пенсией, какие документы он должен представить дополнительно, также отражена в ч.3 ст.22 Федерального закона о страховых пенсиях.

Вместе с тем, пенсионным органом каких-либо разъяснений относительно необходимости предоставления сведений о страховом стаже в адрес заявителя направлено не было, доказательств тому, ни в суд первой, ни апелляционной инстанции не представлено. При этом оспариваемое решение об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено до истечении трех месячного срока, установленного законом, в связи с чем судебная коллегия полагает, что у ответчика имелось достаточно времени для проведения полной и всесторонней проверки и истребования дополнительных документов, что ответчиком сделано не было.

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что пенсионным органом были предприняты все меры, направленные на истребование и установление страхового стажа истца, а в их отсутствие разъяснено заявителю о необходимости их самостоятельного предоставления, не представлено.

Судебной коллегией в качестве новых (дополнительных) доказательств по делу принято выплатное дело получателя пенсии по старости Москвина В.А., из которого также не следует, что ответчиком выполнен весь комплекс законодательно возложенных на него обязанностей.

Доводы жалобы ответчика, что право истца на назначение страховой пенсии по старости возникло с ДД.ММ.ГГГГ, после предоставления заявителем документов о трудовой деятельности и заработке, которые подлежали предоставлению в пенсионный орган непосредственно заявителем, судебной коллегией обоснованными признаны быть не могут.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

В соответствии с ч.7 ст.22 Федерального закона о страховых пенсиях заявление о назначении страховой пенсии, заявление о переводе на страховую пенсию или заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 настоящего Федерального закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что момент назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение. Если хотя бы одно из указанных условий не было соблюдено, то оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

В соответствии с ч.2 ст.26 Федерального закона о страховых пенсиях начисленные суммы страховой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем, в котором он обратился за получением начисленной страховой пенсии. Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении страховой пенсии по старости, суд проверяет обоснованность решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

В связи с установленными по делу обстоятельствами невыполнения пенсионным органом возложенных на него законом обязанностей, приведших к несвоевременному установлению гражданину, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, требования истца о назначении ему пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, вопреки доводам жалобы являются законными и обоснованными.

В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, в связи с чем не могут быть служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

В целом доводы апелляционной жалобы истца повторяют его позицию в суде первой инстанции, получившую судебную оценку, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Поскольку, с учетом вышеприведенных норм, право на назначение пенсии по старости у истца возникло с ДД.ММ.ГГГГ, а органом, вынесшим обжалуемое решение об отказе установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, являлся Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области, судебная коллегия приходит к выводу, что абзац второй и третий резолютивной части решения подлежит уточнению в данной части, однако суть состоявшегося решения от этого не изменяется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шуйского городского суда Ивановской области от 9 февраля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области – без удовлетворения.

Абзацы второй и третий резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Москвиным Владимиром Алексеевичем (СНИЛС ) право на назначение страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий

Судьи