НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 30.11.2016 № 33-15653/2016

Судья Баканова О.А.

Судья-докладчик Алсыкова Т.Д. № 33-15653/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2016 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Апхановой С.С.,

судей Ринчинова Б.А., Алсыковой Т.Д.,

при секретаре Кауровой В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеилимского района Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области о возложении обязанности обеспечить условия для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Нижнелимского района, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов

по апелляционной жалобе представителя ответчика Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области Алексеевой А.И. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Алсыковой Т.Д., судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда,

УСТАНОВИЛА:

обратившись в суд с иском к Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор Нижнеилимского района Иркутской области указал, что прокуратурой проведена проверка законности взимания комиссии при уплате собственниками жилых помещений в многоквартирных домах взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов. В ходе проверки установлено, что для обеспечения внесения взносов на капитальный ремонт Фондом в соответствии со ст. 155 ч. 15 ЖК РФ заключены договоры с платежными агентами. Комиссия при приеме взносов на капитальный ремонт составляет:

- по договору о переводе денежных средств физических лиц в валюте РФ с ПАО «Сбербанк России»: Сбербанк – онлайн – 1%, терминал банковской карты – 1%, терминал наличными – 1,5 %, операционное окно с банковской карты – 2%, операционное окно наличными –3 %;

- по договору присоединения получателя к системе сбора и обработки платежей «Город» с ЗАО «Управляющая компания «Сиброн» - 2 %, но не менее 10 рублей;

- по договору на осуществление деятельности по приему платежей с УПС Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» - 5%;

- по договору на осуществление деятельности по приему платежей с ООО «Телеком – сервис» от Дата изъята – 1,8%, но не менее 10 рублей;

- по договору на осуществление деятельности по приему платежей с МУП «Информационно-расчетный центр» от Дата изъята – 2%.

При этом возможность внесения взноса в Фонд капитального ремонта без уплаты комиссии в настоящее время для собственников жилых помещений многоквартирных домов в Нижнеилимском районе отсутствует. Указанное приводит к тому, что собственники жилых помещений в Нижнеилимском районе, не имея возможности выбора иного способа оплаты за капитальный ремонт многоквартирных домов без несения дополнительных расходов, вынуждены оплачивать комиссионные сборы, то есть, лишены права действовать свободно и в соответствии со своим волеизъявлением при внесении взносов в Фонд. В противном случае обязанность по внесению средств на капитальный ремонт не будет исполнена, что повлечет необходимость уплаты процентов в соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ.

Как указывает истец, на граждан законом возложена обязанность по оплате средств на капитальный ремонт, исходя из минимального установленного размера взноса, однако, закон не обязывает их оплачивать комиссию за перечисление денежных средств.

В Нижнеилимском районе возможность внесения взноса в Фонд капитального ремонта без уплаты комиссии в настоящее время отсутствует, что понуждает граждан соглашаться на заключение договора с платежным агентом и оплачивать его услуги.

Фондом не созданы условия для беспрепятственного исполнения на территории Нижнеилимского района обязанностей по внесению взносов на капитальный ремонт для неопределенного круга лиц – собственников жилых помещений, расположенных на территории Нижнеилимского района, в связи с чем, нарушаются жилищные права граждан.

Просит суд возложить на Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области обязанность обеспечить условия для внесения собственниками жилых помещений, расположенных на территории Нижнеилимского района, взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов без уплаты комиссионных сборов.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 06 октября 2016 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Фонда капительного ремонта многоквартирных домов Иркутской области Алексеева А.И. подала апелляционную жалобу, просит отменить решение Кировского районного суда Иркутской области от 06.10.2016.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что Фонд является некоммерческой организацией не извлекающей прибыли, осуществляющей свою хозяйственную деятельность только на выделенную учредителем субсидию, полагает, что данное гражданское дело не могло быть рассмотрено без участия Министерства жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области, как учредителя Фонда и исполнительного органа государственной власти Иркутской области, осуществляющего функции по обеспечению реализации на территории Иркутской области государственной политики и жилищной сфере.

В силу ч. 3 ст. 179 ЖК РФ средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.

Использование данных средств на оплату услуг платежных агентов по приему платежей не допускается.

В целях обеспечения поступления средств граждан в счет взносов на капительный ремонт общего имущества многоквартирных домов Фондом заключен ряд договоров с платежными агентами. Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, кроме того законодательство не содержит норм, возлагающих именно на Фонд обязанность по организации пунктов приема взносов на капитальный ремонт без взимания комиссии, а также принятию мер к обеспечению условий для внесения собственниками помещений в многоквартирных домах без взимания комиссионных сборов. Полагает, что Фондом не нарушены нормы права и наложенные на него функции исполняются в соответствии с действующим законодательством.

В целях фактического исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 06.10.2016 на территории Нижнеилимского района Иркутской области, Фонду необходимо организовать пункты приема платежей взносов на капитальный ремонт без комиссии для чего потребуется открытие представительства Фонда, что запрещено ч. 3 ст. 178 ЖК РФ.

Следовательно, исполнение Фондом решения Кировского районного суда от 06.10.2016 влечет за собой нарушение Жилищного законодательства.

От прокурора Нижнеилимского района Иркутской области на апелляционную жалобу поступили письменные возражения, дополнительные письменные возражения, просит оставить решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06.10.2016 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда по существу спора. Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения. Судом первой инстанции при постановке решения верно определены нормы процессуального и материального права, верно применены нормы процессуального и материального права, установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения настоящего гражданского дела, выводы суда подтверждены, имеющимися в деле доказательствами.

Иных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Алексеевой А.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Нарижняк О.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах изложенных в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт.

Согласно п.1 ч. 2 ст. 181 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с положением п.6 ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются иные предусмотренные ЖК РФ, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

Как установлено судом первой инстанции, а также подтверждается материалами дела, в Иркутской области в соответствии с распоряжением Правительства Иркутской области от Дата изъята Номер изъят-рп «О создании Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области» создан Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от Дата изъята № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими нормативными правовыми актами РФ, Иркутской области и Уставом. Фонд создан в целях осуществления деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области и является региональным оператором региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на территории Иркутской области (п.1.1 Устава).

Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителем и работниками Фонда в качестве их доходов. При получении в результате деятельности Фонда дохода он направляется на реализацию уставной цели деятельности (п. 1.7 Устава).

Основной целью деятельности Фонда является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 3.1 Устава).

В силу положений пп. 3.4.1 п. 3.4 Устава Фонд в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан организовать начисление, сбор и учет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, подлежащих зачислению в фонд капитального ремонта, формируемый на счете, счетах Фонда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Нижнеилимского района Иркутской области проведена проверка законности сбора комиссионных сборов при внесении взносов собственниками жилых помещений в Нижнеилимском районе на капитальный ремонт многоквартирных домов. Проверкой установлено, что на территории Нижнеилимского района Иркутской области сбор взносов на капитальный ремонт организован исключительно с участием платежных агентов, при этом возможность внесения взноса без оплаты комиссии отсутствует. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения прокурора в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, обоснованно указал, что Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, на который законом, Уставом возложена обязанность по организации сбора взносов на капитальный ремонт, не созданы условия для беспрепятственного исполнения гражданами обязанностей по внесению взносов на капитальный ремонт, что является нарушением положений ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, ст. 1 ГК РФ, ч. 1 ст. 9, ст. 421 ГК РФ, пп.3.4.1 п. 3.4 Устава. На граждан не возложена обязанность по уплате комиссий платежным агентам при оплате взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, отсутствие альтернативного способа внесения взноса на капитальный ремонт, без оплаты комиссий платежным агентам, нарушает права неопределенного круга лиц собственников жилых помещений.

Доказательств, опровергающих указанный вывод суда, ответчиком не представлено.

Судебная коллегия соглашается с решением суда, так как оно полностью согласуется с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими веем требованиям закона.

Довод апелляционной жалобы о невозможности исполнения принятого судом решения в связи с отсутствием у ответчика права открытия филиалов и представительств судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку обжалуемым решением на ответчика такой обязанности не возложено.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, к переоценке доказательств по делу, не содержат фактов, которые не проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Такие доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.

Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела в обжалуемом решении дана надлежащая оценка, юридически значимые обстоятельства по делу были установлены судом с учетом требований указанного законодательства, нарушений норм материального или процессуального права при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к его отмене.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 06.10.2016 по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий С.С.Апханова

Судьи Б.А.Ринчинов

Т.Д.Алсыкова