НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 21.09.2020 № 2-1462/20

Судья Варгас О.В

Судья-докладчик Губаревич И.И. по делу № 33-6333/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2020 года г.Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Губаревич И.И.,

судей Васильевой И.Л., Сальниковой Н.А.,

при секретаре Васильевой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1462/2020 по исковому заявлению Багрий Татьяны Викторовны к областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Иркутску» о признании незаконным решения, обязании назначить выплату

по апелляционной жалобе представителя ОГКУ «УСЗН по г. Иркутску» Мичник Л.А. на решение Октябрьского районного суда г.Иркутска от 10 июня 2020 года,

установила:

Багрий Т.В. обратилась в суд с иском к ОГКУ «УСЗН по г.Иркутску», указав в обоснование требований, что с Дата изъята истец являлась приемным родителем М.. Дата изъята . М. умерла. На ее погребение истцом были понесены расходы в размере 59 958 руб. За компенсацией расходов на погребение истец обратилась в ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску», получила письменный отказ в возмещении расходов. Также обратилась в Фонд социального страхования Российской Федерации и также получила отказ в возмещении расходов на погребение.

В связи с чем, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просила суд признать незаконным отказ ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от 17 июля 2019 г. Номер изъят об отказе в выплате социального пособия на погребение в связи со смертью М., обязать ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» назначить выплату социального пособия на погребение в связи со смертью М. на основании заявления от 08 июня 2019 г.

Решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 10 июня 2020 г. исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным решение ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от 17 июля 2019 г. Номер изъят об отказе в назначении выплаты социального пособия на погребение в связи со смертью М., Дата изъята г. рождения, умершей Дата изъята ; на ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» возложена обязанность назначить выплату социального пособия на погребение в связи со смертью М. на основании заявления Багрий Т.В. от 08 июня 2019 г.

В апелляционной жалобе представитель ОГКУ «УСЗН по г.Иркутску» Мичник Л.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда о том, что на момент обращения Багрий Т.В. с заявлением о назначении социального пособия на погребение, умершая несовершеннолетняя М., Дата изъята г.рождения, на день смерти не подлежала обязательному социальному страхованию и не являлась пенсионером, истец как приемный родитель также не была зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, истец Багрий Т.В., умершая М., соответствовали категориям граждан, указанным в п.4 административного регламента, в связи с чем, в силу ч.2 ст.10 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ орган социальной защиты населения по месту жительства является компетентным органом для рассмотрения заявления Багрий Т.В. о выплате социального пособия на погребение. Поскольку, исходя из смысла ст. 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ, социальное пособие на погребение в связи со смертью несовершеннолетнего выплачивается организацией, в которой работает один из родителей или другой член семьи несовершеннолетнего умершего. Согласно свидетельству о смерти, выданному 11 апреля 2019 г., М.Дата изъята , на дату смерти являлась несовершеннолетней. Тот факт, что умершая не являлась пенсионером, не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, опекун умершей – Багрий Т.В. также не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не порождает для учреждения обязанности по выплате пособия на погребение истцу.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Багрий Т.В., представитель Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Енина О.П. просили решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуев Е.А. просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Заслушав доклад судьи Губаревич И.И., объяснения истца Багрий Т.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч.2 ст.10 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.

Согласно п.4 административного регламента, утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 03 мая 2012 г. № 69-мпр, вышеназванная государственная услуга предоставляется следующему кругу заявителей: супругам, близкому родственнику, иному родственнику, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение указанных лиц.

Указанным лицам выплачивается социальное пособие на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являвшихся пенсионерами, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

В силу п.43 административного регламента основаниями отказа в выплате социального пособия на погребение является: несоответствие заявителя категории граждан, указанной в пункте 4 настоящего административного регламента; несоответствие умершего категориям граждан, указанным в пункте 4 настоящего административного регламента; наличие обстоятельств, указанных в пункте 23 настоящего административного регламента.

Как установлено судом и следует из письменных материалов дела, Дата изъята . умерла В., Дата изъята г. рождения, находящаяся под опекой истца Багрий Т.В., которая исполняла свои обязанности возмездно по договору о приемной семье на основании распоряжения Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по опеке и попечительству г.Иркутска Номер изъят г.

Согласно справке ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» от 14 августа 2019 г., Багрий Т.В. в соответствии с договором о передаче ребенка на воспитание в приемную семью Номер изъят от Дата изъята . получала ежемесячную выплату вознаграждения приемному родителю Дата изъята .

Из материалов гражданского дела также усматривается, что захоронение М.., Дата изъята г.рождения, производилось истцом Багрий Т.В. - приемным родителем умершей М.

Письмом от 27 июня 2019 г. Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Багрий Т.В. отказано в выплате социального пособия на погребение по причине того, что умершая М., Дата изъята г.рождения, на день смерти не зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении Фонда. Заявитель Багрий Т.В. также не зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении Фонда.

17 июля 2019 г. ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску» на заявление Багрий Т.В. о выплате социального пособия на погребение приемного ребенка несовершеннолетней М.., Дата изъята г.рождения, умершей Дата изъята , отказано в выплате социального пособия на погребение по причине того, что в трудовых отношениях приемные родители с органами социальной защиты населения не состоят, вознаграждение приемному родителю выплачивается на основании договора о приемной семье, который по своему характеру является гражданско-правовым; учреждение не является работодателем заявителя, а также страхователем на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В письме от 23 июля 2019 г. Минсоцразвития Иркутской области на обращение Багрий Т.В. по вопросу выплаты социального пособия на погребение, указано, что согласно положениям ст.10 Закона №8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не является пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. По смыслу ст.10 Закона №8-ФЗ социальное пособие на погребение в связи со смертью несовершеннолетнего выплачивается организацией, в которой работает один из родителей или другой член семьи несовершеннолетнего умершего. Вместе с тем, на территории Иркутской области сложилась судебная практика, исходя из которой следует, что в случае смерти у неработающего родителя несовершеннолетнего ребенка, на день смерти не подлежащего обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не являющегося пенсионером, выплата социального пособия на погребение осуществляется территориальным органом социальной защиты населения на основании судебного решения.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных доказательств, обоснованно пришел к выводу о том, что истец Багрий Т.В. и умершая М., соответствовали категориям граждан, указанным в п.4 административного регламента, утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 03 мая 2012 г. № 69-мпр, поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении социального пособия на погребение, умершая несовершеннолетняя М., на день смерти не подлежала обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлась пенсионером, также истец как приемный родитель не была зарегистрирована в качестве страхователя в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации. В связи с чем, решение ОГКУ УСЗН по г. Иркутску» от 17 июля 2019 г. Номер изъят об отказе в назначении выплаты социального пособия на погребение в связи со смертью М., Дата изъята г. рождения, умершей Дата изъята , признано судом незаконным; на ответчика возложена обязанность назначить истцу выплату социального пособия на погребение в связи со смертью Вознюк А.К. на основании заявления от Дата изъята

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права при разрешении данного спора судом применены верно, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы жалобы о несогласии с выводами суда о том, что истец Багрий Т.В. и умершая М. соответствовали категориям граждан, указанным в п.4 административного регламента, отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.

Судом достоверно установлено, что оснований для отказа в выплате социального пособия на погребение, указанных в п.43 административного регламента, утвержденного Приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 03 мая 2012 г. № 69-мпр, не имеется. Кроме того, п.п. 41 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе решение вопросов предоставления материальной и иной помощи для погребения. В связи с чем, в силу ч.2 ст.10 Закона №8-ФЗ орган социальной защиты населения по месту жительства является компетентным органом для рассмотрения заявления Багрий Т.В. о выплате социального пособия на погребение.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые, по смыслу ст.330 ГПК РФ, могли бы служить основанием для отмены обжалуемого решения, не установлено.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда, проверенное в силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 10 июня 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий И.И. Губаревич

Судьи И.Л. Васильева

Н.А. Сальникова