НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 07.12.2017 № 33-9950/17

Судья Ястребова Ю.В.

Судья-докладчик Николаева Т.В. по делу № 33-9950/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 декабря 2017 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Николаевой Т.В.,

судей: Аникеевой М.В., Сазонова П.А.,

при секретаре Андреевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Демидовой Н.А. к Государственному учреждению – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об определении размера среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определении размера причитающегося ежемесячного пособия по уходу за ребенком, взыскании разницы между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком и размером положенных выплат

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Братского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

В обоснование исковых требований Демидова Н.А. указала, что в период (данные изъяты) она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Расчетными периодами для назначения ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком являются 2012-2013 годы. В этот период её работодателем являлось ООО "СМК". Полагала, что размер её среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 749,66 руб. (104952 руб. / 140 дней). В октябре 2014 года она обратилась в Филиал № 9 ФСС РФ в г.Братске с заявлением о назначении и выплате ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в связи с недостаточностью денежных средств на счетах работодателя ООО «СМК» в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета. Ежемесячное пособие определено Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске в размере 3349,62 руб. в 2014 году, 3533,84 руб. в 2015-2016 годы. Пособие было начислено и выплачивалось ей на основании данных по запросу в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; тогда как справки, предоставленные ею с места работы о сумме заработной платы за 2 календарных года к сведению приняты не были. При расчете ежемесячного пособия Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске не принято во внимание решение Братского городского суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу (номер изъят), вступившее в законную силу, которым был определен размер пособия по беременности и родам, подлежащий выплате работодателем в размере 104952,40 руб., при этом расчет пособия по беременности и родам при рассмотрении дела был произведен третьей стороной Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске.

Просила определить размер её среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 749,66 руб., ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 9115,86 руб., взыскать с ответчика разницу между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и размером положенных выплат пособия в сумме 87312,67 руб.

Решением Братского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2016 года исковые требования Демидовой Н.А. удовлетворены частично. Размер среднего дневного заработка для исчисления размера ежемесячного пособия Демидовой Н.А. по уходу за ребенком до 1,5 лет определен в размере 749,66 руб., размер причитающегося Демидовой Н.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет определен в размере 9115,86 руб., с ГУ – Иркутского регионального отделения ФСС РФ в пользу Демидовой Н.А. взыскана разница между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет и размером положенных выплат данного пособия в сумме 87244,43 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов к отмене решения указано на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.

Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» определено, что в средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ.

ООО «СМК» не исполнены обязанности по правильному исчислению и своевременной уплате (перечислении) страховых взносов, возложенные на общество как на страхователя ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ, в связи с чем, расчет среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком следует производить из сумм предоставленной ООО «СМК» отчетности за 2012-2013 годы – 84 952,81 рублей и 109 820,09 рублей соответственно.

Данные выводы подтверждаются сведениями, установленными в результате выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ плательщиком страховых взносов ООО «СМК», проведенной в 2015 году по результатам деятельности общества за 2012-2014 годы.

Так, в ходе указанной выездной проверки региональным отделением Фонда проверены документы общества, согласно которым Демидовой Н.А. выплачено пособие по беременности и родам, расчет которого произведен из минимального размера оплаты труда, что также подтверждается представленными страхователем расчетами по форме 4-ФСС.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Демидова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 января 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Иркутского областного суда от 16 октября 2017 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 января 2017 года по настоящему гражданскому делу отменено. Постановлено направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе суда.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовыми уведомлениями. О причинах неявки сведений Демидовой Н.А. не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в её отсутствие.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения представителя Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации- Шевелевой О.В.,, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, (дата изъята) Демидовой Н.А. в ГУ – Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования филиал №9 в г. Братске подано заявление о выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком по форме, предусмотренной Приложением № 2 к Административному регламенту № 65Зн, а также заявление о направлении запроса в Пенсионный фонд Российской Федерации для предоставления данных о размере заработной платы, на которую её работодателем начислены страховые взносы за период 2012-2013 годы.

На основании представленныхПенсионным фондом Российской Федерации сведений Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске Демидовой Н.А. назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком в сумме 3240,03 руб., исходя из заработной платы за 2012 год в размере 84952,81 руб., за 2013 год в размере 109820,09 руб., в соответствии с условиями статьи 11.2, пунктов 3, 5.1, 5.2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ, исчисленного из среднедневного заработка 266,45руб.

В связи с тем, что расчетная сумма пособия оказалась меньше суммы минимального размера пособия в месяц, установленного статьей 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», для назначения пособия до 31 декабря 2014 года ей выплачивалось пособие в размере 3349,62 руб., с 1 января 2015 года по 31 января 2016 года в размере 3533,84 руб., с 1 февраля 2016 года в размере 3781,21 руб.

Удовлетворяя заявленные требования и определяя средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в размере 749,66 руб., а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 9115,86 руб., суд исходил из того, что заработная плата истца в 2012 году в размере 142000 руб., в 2013 году – 406000 руб. установлена решением Братского городского суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по ранее рассмотренному гражданскому делу по иску ДемидовойН.А. к ООО «СМК» о взыскании задолженности по заработной плате, по оплате отпуска, денежной компенсации за задержку выплат, пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда.

С данными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, а также условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Частью 1 статьи 14 данного Закона предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ (часть 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Пунктом 3 части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ на страхователя возложена обязанность по выдаче застрахованному лицу справки о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ не начислялись, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 года № 182н утвержден Порядок выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись (далее, Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка сведения, содержащиеся в справке, заполняются на основании данных бухгалтерского учета и отчетности страхователя.

Частью 7.2 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) в связи с прекращением деятельности этим страхователем (этими страхователями) либо по иным причинам территориальный орган страховщика, назначающий и выплачивающий пособие в случаях, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи настоящего Федерального закона, по заявлению застрахованного лица направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя (соответствующих страхователей) на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Предоставление Фондом социального страхования Российской Федерации и его территориальными органами государственных услуг осуществляется в порядке, предусмотренном соответствующими административными регламентами.

Предоставление государственной услуги по назначению и выплате застрахованным лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ежемесячным пособием по уходу за ребенком либо в случае отсутствия возможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22сентября 2014 года № 653н (далее, Административный регламент № 65Зн).

Пунктом 45 Административного регламента № 65Зн определено, что основанием для начала административной процедуры (действий) (запрос в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях) является непредставление заявителем по собственной инициативе справки (справок) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и подача в территориальный орган Фонда лично либо через представителя заявления о направлении запроса в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о предоставлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях, указанного в пункте 13 настоящего Административного регламента, в случае, если заявитель не имеет возможности представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) в связи с прекращением деятельности страхователем (страхователями) либо по иным причинам.

Из приведенных положений закона и подзаконных актов следует, что в любом случае размер среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком должен быть исчислен исключительно из сумм заработка, на которые начислены страховые взносы, сведения, отраженные в справке, выданной в соответствии с Порядком, должны соответствовать отчетности, предоставленной страхователем в контролирующие органы.

Как следует из материалов гражданского дела (номер изъят) по иску ДемидовойН.А. и др. к ООО «СМК» о взыскании задолженности по заработной плате, по оплате отпуска, денежной компенсации за задержку выплат, пособия по беременности и родам, компенсации морального вреда, и решения Братского городского суда Иркутской области от 28 августа 2014 года, определяя размер заработной платы ДемидовойН.А. в ООО «СМК» в 2012 году в размере 142000 руб., в 2013 году в размере 406000 руб. суд исходил из представленного ДемидовойН.А. расчета.

Вместе с тем, обстоятельства начисления страхователем страховых взносов на указанную сумму заработной платы ДемидовойН.А. при рассмотрении данного гражданского дела не установлены.

В то время как из справки на листах дела (номер изъят) 108-110 тома 3 от 27 августа 2017 года, выданной генеральным директором ООО «СМК» Гритчиным С.Г., следует, что суммы заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которые были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, или суммы заработной платы, выплат и вознаграждений, которые включались в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», составляет у ДемидовойН.А. за 2012 год 78213,72 руб., за 2013 год – 109820,09 руб.

Данные этой справки соответствуют сведениям, полученным Филиалом № 9 ФСС РФ в г. Братске из Пенсионного фонда Российской Федерации и положенным в основание расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком, назначенного Демидовой Н.А.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установленные судом при рассмотрении гражданского дела (номер изъят) обстоятельства относительно размера заработной платы Демидовой Н.А. за 2012-2013 годы, сделанные только на основании представленного ею расчета и вопреки справке работодателя, обязательны для суда при рассмотрении данного гражданского дела, является ошибочным.

Таким образом, учитывая, что на сумму взысканной решением Братского городского суда Иркутской области от 28 августа 2014 года в пользу Демидовой Н.А. заработной платы страховые взносы не начислены, основания для исчисления ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет из размера заработной платы, установленной данным решением, у суда первой инстанции отсутствовали.

Вывод суда о том, что виновное неисполнение работодателем обязанности по начислению и уплате страховых взносов в Фонд социального страхования РФ на доход, фактически начисленный истцу в рамках трудовых отношений, не может повлечь нарушения права истца на получение социального обеспечения в связи с беременностью и родами в полном объеме, не соответствует обязательным требованиям части 2 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ об исчислении среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, с учетом всех видов выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, а по делу надлежит вынести новое решение об отказе Демидовой Н.А.в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329, п.п. 3, 4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Братского городского суда Иркутской области от 27 сентября 2016 года по данному гражданскому делу отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Демидовой Н.А. к Государственному учреждению – Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об определении размера среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком, определении размера причитающегося ежемесячного пособия по уходу за ребенком, взыскании разницы между фактически выплаченными суммами пособия по уходу за ребенком и размером положенных выплат, отказать.

Судья-председательствующий

Т.В. Николаева

Судьи

М.В.Аникеева

П.А.Сазонов