Дело № 33a-6017/2023
в суде первой инстанции дело № 2а-2007/2023
УИД № 27RS0007-01-2023-001234-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Казариковой О.В.
судей: Хасановой Н.В., Зыковой М.В.
с участием прокурора Доськовой Т.Ю.
при секретаре: Иорданашвили Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 30 августа 2023 года административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании нормативно-правовых актов недействующими,
по апелляционной жалобе административного истца публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ПАО «ВымпелКом» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании постановления от 30 декабря 2020 года №2843-па «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей (далее – МУ ППЭС) на 2021 год» в части установления в п.4 Приложения стоимости в размере 728 рублей (без НДС) за предоставление части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования недействующим, ссылаясь на то, что ПАО «ВымпелКом», являясь федеральным оператором, оказывающим физическим и юридическим лицам услуги связи на основании соответствующих лицензий разместило 2015 году в рамках реализации планов развития сети связи на территории г.Комсомольска-на-Амуре кабель связи на опорах воздушной линии электропередач, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию «город Комсомольск-на-Амуре». МУ ППЭС владеет опорами на праве хозяйственного ведения. Между ПАО «ВымпелКом» и МУ ППЭС заключен договор оказания услуг №34 от 27 марта 2015 года с протоколом разногласий, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги по предоставлению места на опорах воздушной линии электропередач в г.Комсомольске-на-Амуре. Согласно п.3.2 стоимость услуг по предоставлению части конструктивных элементов определяется на основании Постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 28 октября 2014 года №3829-па «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемых муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2015г.» и составляет 368,16 руб. с учетом НДС. В соответствие с п.3.5 договора в случае изменения на основании правовых актов администрации Хабаровского края, г.Комсомольска-на-Амуре и управомоченных органов действующих ставок, размер оплаты услуг изменяется с учетом изменения общего уровня цен и изменения индекса инфляции не чаще одного раза в год, по письменному соглашению сторон. Стоимость по договору определялась на начало 2021 года на основании дополнительного соглашения от 16 марта 2020 года и составляла 478,8 руб. с НДС за одну опору. Стоимость с 1 января 2021 года на основании постановления администрации г.Комсомольска-на-Амуре №2843-па от 30 декабря 2020 года составляет в сумме 873,6 руб. с НДС за одну опору, увеличение составило на 82,5%. На 2022,2023 годы ими получены соглашения, включающие очередное повышение (индексация) стоимости до 910,9 руб. и 969,6 руб. с НДС за одну опору соответственно. Во избежание расторжения договорных отношений административный истец вынужденно подписал соглашения на 2022, 2023 года, указав на свое несогласие в письме от 02 декабря 2022 года ВР-04/84901. Полагают, что постановление администрации г.Комсомольска-на-Амуре №2843-па от 30 декабря 2020 года в указанной части нарушает их охраняемые законом права и интересы, противоречит федеральному законодательству, подлежит признанию недействующим в соответствующей части. Введение в действие оспариваемым правовым актом завышенной и экономически не обоснованной цены в размере 728 руб., установленной с нарушением федерального законодательства, накладывает на истца дополнительные несоразмерные расходы при фактическом использовании опор для размещения кабеля связи, создает препятствие в использовании муниципального имущества для размещения оборудования связи, влечет потерю прибыли и убытки. Значительное повышение стоимости услуг в 2021 году стало основанием для невозможности развития инфраструктуры города до настоящего времени. Просит признать недействующим с момента его принятия постановление администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 30 декабря 2020 года №2843-па «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2021 год» в части установления в п. 4 приложения стоимости в размере 728 рублей (без НДС) за предоставление части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования.
Также ПАО «ВымпелКом» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании постановления от 16 ноября 2022 года №2256-па «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2023 год» недействующим в части установления в п.4 приложения стоимости в размере 808 рублей (без НДС) за предоставление части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении об оспаривании постановления от 30 декабря 2020 года №2843-па.
Определением суда от 27 апреля 2023 года административные дела объединены в одно производство, делу присвоен номер №2а-2007/2023.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 мая 2023 года ПАО «ВымпелКом» в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ПАО «ВымпелКом» с решением районного суда не согласны, считают его незаконным и необоснованным, не согласны с выводами суда об экономической обоснованности расчета стоимости тарифов, методы при формировании тарифов на 2021 и 2023 гг. применены администрацией некорректно, с грубейшими нарушениями, тариф определен на основании расчета исходя из стоимости затрат на опору в целом, а не части опоры для подвеса электрического кабеля или другого оборудования, в расчет тарифа положены расходы, которые фактически предприятием не понесены. Просят решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 мая 2023 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца ПАО «Вымпел-Коммуникации» Страфун Т.В., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, представителя административного ответчика администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Трубниковой И.В., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, заключение прокурора Доськовой Т.Ю., судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), иных федеральных законах.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судом установлено и из материалов административного дела следует, что 27.03.2015 между МУ ППЭС (Исполнитель) и ОАО «Вымпел-Коммуникации» (Заказчик) заключен договор оказания услуг № 34, по условиям которого Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать услуги по предоставлению во временное владение и пользование Заказчику части конструктивных элементов опор (далее - имущество), перечисленных в приложении №1 к договору, для размещения волоконно-оптического кабеля (п. 1.1). Исполнитель своевременно уведомляет Заказчика об изменении платы на услуги, предоставляемые Исполнителем (п. 2.1.2).
По условиям договора стоимость услуг по предоставлению части конструктивных элементов одной опоры в месяц определяется на основании постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.10.2014 № 3829-па «Об установлении тарифа на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2015 год», и составляет 312 руб. (без учета НДС). НДС составляет 56 руб. 16 к. Полная месячная стоимость услуг по предоставлению части одной опоры составляет 368 руб. 16 к. (с учетом НДС)… (п. 3.2). В случае изменения на основании правовых актов администрации Хабаровского края, города Комсомольска-на-Амуре и уполномоченных органов действующих ставок (тарифов), размер оплаты услуг изменяется, начиная с указанного в правовом акте срока с направлением письменного извещения Заказчику (п. 3.5).
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 30.12.2020 № 2843-па установлены тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2021 год, согласно приложению (п. 1 постановления). Согласно п. 4 приложения к постановлению от 30.12.2020 № 2843-па стоимость предоставления части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования за 1 опору в месяц составляет 728 руб. (без НДС).
Постановление от 30.12.2020 № 2843-па опубликовано в газете «Дальневосточный Комсомольск», а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Вступило в силу с 01.01.2021.
Далее постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 16.11.2022 № 2256-па установлены тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2023 год, согласно приложению к постановлению (п. 1). Согласно п. 4 приложения к постановлению от 16.11.2022 № 2256-па стоимость предоставления части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования за одну опору в месяц составляет 808 руб. (без НДС).
Постановление от 16.11.2022 № 2256-па опубликовано в газете «Дальневосточный Комсомольск», а также размещено на официальном сайте органов местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Вступило в силу с 01.01.2023.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые ПАО «ВымпелКом» постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре приняты уполномоченным органом в пределах установленной законом компетенции, с соблюдением процедуры и порядка принятия. Несогласие административного истца с порядком расчета платы по договору об оказании услуг само по себе не является основанием для признания постановления недействующим в части установления тарифа.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 03.09.1996 N 55 принят Устав городского округа города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее - Устав).
В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 36, статьи 39 Устава муниципальные правовые акты издаются в виде решений городской Думы, постановлений и распоряжений председателя городской Думы, постановлений и распоряжений главы города, постановлений и распоряжений администрации города, распоряжений председателя контрольно-счетной палаты. Об опубликовании (обнародовании) муниципального нормативного правового акта в тексте правового акта делается указание. Официальным опубликованием (обнародованием) муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Дальневосточный Комсомольск". Правовые акты администрации города считаются принятыми после их подписания. Правовые акты администрации города подписывает глава города. В отсутствие главы города правовые акты администрации города подписывает должностное лицо, исполняющее обязанности руководителя администрации города.
Порядок проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", утвержденный решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 10.12.2015 N 116 (утратил силу 01.11.2022), предусматривал также проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.15 Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов при проведении экспертизы правового акта рассмотрению подлежат предложения, поступившие в ходе публичных консультаций, анализируются положения правового акта во взаимосвязи со сложившейся практикой его применения, учитывается его соответствие принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, определяется характер и степень воздействия положений акта на регулируемые отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, устанавливается наличие затруднений в ее осуществлении, вызванных применением положений акта, а также их обоснованность и целесообразность.
Методы установления и расчета тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений определяет Порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденный решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 27.05.2005 № 80 (далее - Порядок). Названный Порядок распространяется на все виды услуг, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями во всех сферах их деятельности, кроме услуг, тарифы на которые устанавливаются в ином порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений производится по инициативе администрации города или муниципальных предприятий и учреждений. Формирование тарифов и их экономическое обоснование производится предприятиями и учреждениями самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. 2, 3 Порядка).
Срок действия тарифов устанавливается не менее одного года. Тарифы вводятся в действие с начала нового финансового года. Объективное изменение условий деятельности муниципальных предприятий и учреждений в течение финансового года влечет за собой установление новых тарифов. Срок предоставления муниципальными предприятиями и учреждениями документов для установления тарифов, предусмотренных пунктами 15, 16, 17 Порядка, определяется администрацией города (п. 6 Порядка).
Основания для установления (пересмотра) тарифов в числе прочего являются: изменение более чем на 5% суммарных затрат по сравнению с затратами действующих тарифов; изменение более чем на 5% суммы налогов и сборов, подлежащих уплате муниципальными предприятиями и учреждениями в соответствии с действующим законодательством; окончание срока действия установленных тарифов (п. 9 Порядка). При установлении тарифов может применяться метод экономически обоснованных затрат; метод индексации тарифов на основе прогнозируемых дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации. Индексации подлежат ранее установленные на основе метода экономически обоснованных затрат тарифы на услуги предприятий и учреждений. Метод установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений определяет администрация города (п.п. 11, 12 Порядка).
Ранее пункт 11 раздела 4 Порядка в редакции решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 09.12.2020 N 133 предусматривал также метод сравнительного анализа тарифов, основанный на анализе данных о стоимости аналогичных товаров, работ (услуг), оказываемых другими подобными организациями различных форм собственности.
При установлении тарифов на услуги, оказываемые МУ ППЭС на 2021 год, в том числе на услугу «Предоставление части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования» применен метод экономически обоснованных затрат предприятия. Также применялся метод сравнительного анализа тарифов, основанный на анализе данных о стоимости аналогичных товаров, работ (услуг), оказываемых аналогичной территориальной сетевой организации. Предложенный МУ ППЭС тариф на 2021 год входит в диапазон сравниваемых тарифов.
При установлении тарифов на услуги, оказываемые МУ ППЭС на 2023 год, применен метод индексации тарифов на основе прогнозируемых дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития Российской Федерации; прогнозируемый индекс на 2023 год составил 6,5%.
Из материалов административного дела также следует, что проект постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2021 год» получил положительное экспертное заключение (Т.2 л.д. 21).
Согласно пунктам 3, 4 экспертного заключения проект акта не содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению; не содержит положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Проект постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре «Об установлении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным унитарным производственным предприятием электрических сетей на 2023 год» также получил положительное экспертное заключение (Т.3 л.д. 73).
В соответствии с пунктом 3 экспертного заключения проект акта не содержит положения, которые вводят избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении административным ответчиком порядка и процедуры принятия оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном экономическом расчете стоимости тарифов, в том числе, что в расчет стоимости тарифа положены расходы, которые фактически не понесены предприятием, о включении в расчет стоимости тарифа одних и тех же затрат по видам деятельности были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для иной оценки указанных обстоятельств у судебной коллегии не имеется.
Учет при формировании стоимости тарифов Методических рекомендаций по нормированию труда на работы по обслуживанию и ремонту электрических сетей, электроэнергетических устройств и оборудования само по себе не исключает включение в стоимость тарифа затрат на выезд бригады оперативно-диспетчерской службы по заявкам потребителей.
Как справедливо указано судом первой инстанции, специальные положения, регулирующие вопросы установления тарифов на оказываемые унитарными предприятиями услуги, методики ее расчета, требования к определению размера платы, законодателем не определены. В свою очередь, со стороны административного ответчика представлены доказательства экономической обоснованности спорных тарифов, обстоятельств, свидетельствующих о необоснованных расходах субъектов предпринимательской деятельности, судом не установлено.
Изменение стоимости тарифа за предоставление части конструктивных элементов (опор) для подвески электрического кабеля или другого оборудования один раз в год, с учетом соблюдения Порядка установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, утвержденного решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 27.05.2005 № 80, соответствует условиям договора оказания услуг № 34 от 27.03.2015, заключенного между МУ ППЭС и ОАО «Вымпел-Коммуникации», права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 10 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда абзацем два:
«Обязать администрацию г.Комсомольска-на-Амуре опубликовать сообщение о принятом судом решении в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи