НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 28.11.2019 № 33-8940/19

Дело № 33-8940/2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего: Моргунова Ю.В.,

судей: Дорожкиной О.Б., Тарасовой А.А.,

при секретаре Плиско Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 ноября 2019 года гражданское дело по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о возложении обязанности,

с апелляционной жалобой администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 сентября 2019 года,

заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации города Комсомольска-на-Амуре о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов.

В обоснование доводов иска ссылается на то, что в ходе проведения проверки по факту образования несанкционированных свалок, было установлено, что в границах муниципального образования – городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», на территории, на которой земельные участки не сформированы и государственная собственность на которую не разграничена, в нарушение требований закона, расположена несанкционированная свалка отходов, которая не оборудована в качестве объекта размещения отходов или площадки для временного хранения отходов. Указанные свалки выявлены на территории кадастрового района 27:22 слева от пересечения Индустриального, Комсомольского и Восточного шоссе. Среда отходов, складированных на свалке, находится муссов, отходы строительства и ремонта, отходы продукции из пластмасс, пластиковые бутылки, отходы из жилищ. Собственники отходов не установлены.

Поскольку несанкционированные свалки расположены на территории, государственная собственность на которую не разграничена, то собственником территории является администрация города.

С учетом уточнения требований, в окончательном виде просил суд организовать и осуществить мероприятия по вывозу мусора с несанкционированных свалок, расположенных в г. Комсомольске-на-Амуре в районе пересечения Индустриального, Комсомольского и Восточного шоссе в течение 2-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также организовать и провести рекультивацию загрязненных земель на месте несанкционированных свалок в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12.09.2019 года иск удовлетворен частично.

Судом постановлено обязать администрацию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» по истечению шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку на территории кадастрового района 27:22 от пересечения Индустриального, Комсомольского и Восточного шоссе в районе точек с географическими координатами - северная широта 50°35"43” восточная долгота 137°6" 23”; северная широта 50°35"45” восточная долгота 137°6" 22”.

В удовлетворении иных заявленных требований отказать.

В апелляционной жалобе администрация города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит решение суд отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В доводах жалобы ставят под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установленных по делу фактических обстоятельствах, примененных судом норм материального права и оценке, данной судом первой инстанции представленным сторонами доказательствам.

В письменных возражениях Комсомольский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 31.05.2019 старшим помощником Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора проведена проверка, в ходе которой установлено, что в районе пересечения Комсомольского и Восточного шоссе в г. Комсомольске-на-Амуре выявлено наличие свалки отходов. По содержанию отходы состоят из бытового и строительного мусора.

Земельный участок, который явился предметом проверки прокуратуры, учтен в сведениях ЕГРН с кадастровым с видом разрешенного использования: предназначенный для размещения объектов производственной деятельности – территория опережающего развития социально-экономического развития. Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют. 03.06.2019 в адрес администрации г. Комсомольска-на-Амуре вынесено представление и.о. прокурора Комсомольской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Согласно указанному представлению, в ходе проведения проверки по факту образования несанкционированных свалок отходов, было установлено, что на земельном участке, который не сформирован и государственная собственность на него не разграничена, расположены несанкционированные свалки отходов, при этом, участок не оборудован в качестве объекта размещения отходов. Свалка была выявлена на территории кадастрового участка 27:22 слева от пересечения Индустриального, Комсомольского и Восточного шоссе. Среди отходов находятся мусор, отходы строительства и ремонта, упаковка, пластмасса, отходы из жилищ, пластик. Собственники отходов не установлены. Вместе с тем, территории муниципальных образований подлежит регулярной очистке. В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 утилизация бытовых отходов предполагается в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, вместе с тем, проверкой установлено, что администрация города не обеспечивает условия для безопасного обращения с твердыми бытовыми отходами. Принимая во внимание, что несанкционированная свалка располагается на земельном участке, собственность на котором не разграничена, следовательно, полномочия осуществляет администрация г. Комсомольска-на-Амуре. Просили незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений.

В ответе на представление от 03.07.2019 администрация г. Комсомольска-на-Амуре указывает, что полномочия по ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО возложены на регионального оператора. Государственный надзор осуществляет Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу и управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края. У администрации города отсутствуют полномочия по уборке ТКО, при этом, на земельном участке собственные отходы администрация города не размещала. Также администрацией города направлено письмо в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края с просьбой привлечь нарушителей к административной ответственности. Кроме того, в связи с отсутствием регионального оператора, в 2019 году администрацией города проведен аукцион и заключен муниципальный контракт с МУП «КОБР ЛО» на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок ТКО на территории города в объеме 1727,67 тонн на сумму 1348,02 мл.руб.. На июль 2019 муниципальный контракт освоен в полном объеме, в связи с чем ликвидировать свалку на территории кадастрового участка 27:22 слева от пересечения Индустриального, Комсомольского и Восточного шоссе в 2019 не представляется возможным. При наличии финансирования очистка земельного участка будет выполнена во втором квартале 2020 года.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы местного самоуправления ответственны за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь приведенными нормами материального права, а также обоснованно применив соответствующие положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 24 части 1 статьи 16), часть 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (части 2 статьи 21, часть 1 статьи 22) и достоверно установив, что администрация г. Комсомольска-на-Амуре осуществляет полномочия собственника земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:4802 от пересечения Индустриального, Комсомольского и Восточного шоссе, отсутствия в зоне деятельности Регионального оператора Хабаровского края по обращению с ТКО, при этом, в силу закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к вопросам местного значения пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для возложения именно на администрацию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» обязанности ликвидировать свалку, и, как следствие, обоснованно удовлетворил иск частично.

При этом, принимая во внимание установленные по делу фактические обстоятельства, а именно отсутствие информации о лицах, чья деятельность привела к образованию несанкционированной свалке ТКО, отсутствия Регионального оператора Хабаровского края по обращению с ТКО, отсутствия возможности реализации указанных полномочий иными органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами, судебная коллегия считает необходимым отметить, что несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, не имеющего собственника в границах муниципального образования подлежат ликвидации органом местного самоуправления как уполномоченным на то законом участником деятельности в сфере оборота ТКО, в том числе и для обеспечения прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, которые гарантированы статьями 41,42 Конституции Российской Федерации соответственно.

По вышеизложенным основаниям доводы жалобы в части того, что организация, сбор, вывоз, утилизация и переработка ТКО не относится к полномочиям органа местного самоуправления, данная обязанность должна быть возложена на Регионального оператора оснований для отмены решения суда не содержат и признаются судебной коллегией не состоятельными.

Доводы жалобы об отсутствии у ответчика полномочий на выявление несанкционированных свалок, с учетом положений пунктов 4,5 статьи 2, части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются несостоятельными и во внимание судебной коллегией не принимаются.

Иные доводы жалобы, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 сентября 2019 года по гражданскому делу по иску Комсомольского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора к администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края без удовлетворения.

Председательствующий Моргунов Ю.В.

Судьи Дорожкина О.Б.

Тарасова А.А.

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы