РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-2770/2020 В суде 1 инстанции дело № 2-87/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 25 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.В.Флюг
судей С.П.Порохового, Г.И.Федоровой
при секретаре Э.С.Плиско
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Стерликова Е.В. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью «ВЭЛФОРЕСТ» Сабурову В. Ю., индивидуальному предпринимателю Таховскому А. А., Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании объектов строительства самовольными постройками, возложении обязанности произвести за свой счет снос самовольных построек, произвести рекультивацию земель по апелляционной жалобе представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края Турчан О.В. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., пояснения представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края Турчан О.В., представителя Таховского А.А. – Туниковой А.Л., Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Храмцовой Е.Б., представителя Министерства природоохранных ресурсов Хабаровского края Заяц С.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Заместитель Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Стерликов Е.В. обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к генеральному директору ООО «ВЭЛФОРЕСТ» Сабурову В. Ю., индивидуальному предпринимателю Таховскому А. А., Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании объектов строительства самовольными постройками, возложении обязанности снести самовольные постройки и произвести рекультивацию нарушенных земель. В исковом заявлении указал, что Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения КГКУ «Служба по охране животного мира и особо охраняемых природных территорий Хабаровского края» и Управлением лесами Правительства Хабаровского края требований законодательства об особо охраняемых природных территориях и лесного законодательства.
Проведенной проверкой установлено, что на особо охраняемой природной территории государственного природного заказника краевого значения «Бобровый» в нарушение указанных норм Сабуровым В. Ю. и Таховским А. А. на лесном участке в квартале 80 выделах 9, 3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества в границах Заказника эксплуатируется семь самовольных строений: жилой дом площадью 23,18 кв.м., беседка площадью 12 кв.м., жилой дом площадью 49,64 кв.м., навес (дровяник) площадью 16,56 кв.м., туалет площадью 10,8 кв.м., навес площадью 2,7 кв.м., летняя кухня площадью 16 кв.м.
Просил признать самовольными постройками объекты строительства, расположенные на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества: жилой дом площадью 23.18 кв.м., беседку площадью 12 кв.м., жилой дом площадью 49,64 кв.м., навес (дровяник) площадью 16,56 кв.м., туалет площадью 10,8 кв.м., навес площадью 2,7 кв.м., летнюю кухню площадью 16 кв.м, обязать генерального директора ООО «ВЭЛФОРЕСТ» Сабурова В. Ю., индивидуального предпринимателя Таховского А. А., Управление лесами Правительства Хабаровского края осуществить за свой счет снос самовольных построек, расположенных на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества: жилого дома площадью 23.18 кв.м., беседки площадью 12 кв.м., жилого дома площадью 49,64 кв.м., навеса (дровяника) площадью 16,56 кв.м., туалета площадью 10,8 кв.м., навеса площадью 2,7 кв.м., летней кухни площадью 16 кв.м, произвести работы по рекультивации нарушенных земель, расположенных на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества, обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года признаны самовольными постройками объекты строительства, расположенные на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества: жилой дом площадью 23.18 кв.м., беседка площадью 12 кв.м., жилой дом площадью 49,64 кв.м., навес (дровяник) площадью 16,56 кв.м., туалет площадью 10,8 кв.м., навес площадью 2,7 кв.м., летняя кухня площадью 16 кв.м.
На Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность осуществить за свой счет снос самовольных построек, расположенных на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества: жилого дома площадью 23.18 кв.м., беседки площадью 12 кв.м., жилого дома площадью 49,64 кв.м., навеса (дровяника) площадью 16,56 кв.м., туалета площадью 10,8 кв.м., навеса площадью 2,7 кв.м., летней кухни площадью 16 кв.м, произвести работы по рекультивации нарушенных земель, расположенных на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества.
В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Управления лесами Правительства Хабаровского края Турчан О.В. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме. В обоснование доводов об отмене решения суда ссылается на то, что в соответствии с положениями ст. 222 ГК РФ сносу подлежат самовольные постройки, являющиеся объектами капитального строительства. Вместе с тем, в решении суда отсутствуют выводы о признании самовольных построек на лесных участках объектами капитального строительства, также отсутствуют документы, содержащие сведения о характере капитальности данных построек. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а Управление лесами осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти субъектов в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ, которой установлено, что средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета и не могут быть использованы на другие цели. Приказом Минприроды России от 13.06.2018 № 257 утвержден перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются средства в виде субвенций. Полномочия по сносу самовольных построек на территории лесного фонда в перечне отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов, не установлены. Управление лесами не осуществляет полномочия собственника лесных участков, не является собственником возведенных построек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с ч.1,2 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (статья 5 ЛК РФ).
В соответствии со статьей 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Полномочия по предоставлению лесных участков в пользование, разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 83 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 13.06.2018 № 257 утвержден Перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются средства в виде субвенций.
В соответствии с ч.1,ч. 3, ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся 3емли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов на которых запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными зонами и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 №107-пр утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровый».
Согласно п.1.2 Положения о заказнике государственный природный заказник краевого значения «Бобровый» общей площадью 83 699,26 гектара организован в бассейнах рек Немта, Мухен, Обор, Юшки, Сидими на территории Нанайского, Хабаровского и имени Лазо муниципальных районов без изъятия занимаемых земельных участков у собственников, владельцев и пользователей земельных участков.
Заказник располагается на землях лесного фонда - Немптинского и Мухенского участковых лесничеств Мухенского лесничества, Озерного участкового лесничества Нанайского лесничества, Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества, Оборского, Сидиминского и Дурминского участковых лесничеств Оборского лесничества (п.1.8 Положения о заказнике).
В соответствии с п. 1.5 Положения о заказнике государственное управление в области функционирования заказника, обеспечение его охраны осуществляется Министерством природных ресурсов Хабаровского края.
Заказник является комплексным и биологическим, предназначенным для сохранения и восстановления природных комплексов в бассейнах рек Немта, Мухен, Обор, Юшки, Сидими, охраны популяций европейских и канадских бобров, а также редких и исчезающих видов растений и животных (и.1.3 Положения о заказнике).
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков и водных объектов, которые расположены в границах заказника, а также другие юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны, возмещать ущерб, причиненный заказникам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации и края (и.1.9 Положения о заказнике).
Запрет на строительство капитальных объектов, возведение временных построек установлен подпунктом 3.1.8 пункта 3.1 Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Бобровый", утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.04.2012 № 107-пр, вступившим в силу 12.05.2012 г.
На территории заказника допускается возведение временных построек (кордоны, избушки, навесы, кормушки, вышки, ловушки и др.) для обеспечения охраны заказника и выполнения задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения.
Действовавшим ранее Положением о государственном охотничьем заказнике краевого значения "Бобровый", утвержденным решением Хабаровского крайисполкома от 24.09.1982 № 589, запрета на строительство капитальных или временных объектов не устанавливалось.
Постановлением правительства Хабаровского края от 21.09.2007 N 185-пр "Об утверждении Положения об управлении лесами правительства Хабаровского края", действующим на день рассмотрения спора в суде первой инстанции, органом исполнительной власти края, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, названо Управление лесами правительства Хабаровского края.
В соответствии с Положением об Управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства края от 21.09.2007 № 185-пр "Об утверждении Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края" Управление обеспечивает государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (п. 3.1).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 21.04.2020 № 162-пр "Об утверждении Положения о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края" признано утратившим силу постановление Правительства края от 21.09.2007 N 185-пр "Об утверждении Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края" и утверждено Положение о Комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края.
К компетенции комитета отнесены: обеспечение государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения, предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда. Также комитет подготавливает, организует и проводит торги на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, аукционы на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений; принимает решения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков в составе земель лесного фонда; осуществляет на землях лесного фонда на территории края охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение. Согласовывает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов, осуществляет учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда, контролирует выполнение лицами, использующими леса, условий заключенных в установленном порядке договоров и осуществляет другие функции.
Судом установлено, что согласно акту о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков от 18.06.2019 года, 13.06.2019 года проведен осмотр лесных участков в Государственном природном заказнике «Бобровый» на территории Нанайского муниципального района в квартале 23 выделах 1-30 Озерного участкового лесничества Нанайского лесничества Хабаровского муниципального района, в квартале 80 выделах 1-80 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества муниципального района им. Лазо, в квартале 1 выделах 1-76 Немптинского участкового лесничества Мухенского лесничества.
В ходе проверки ведущим экспертом отдела федерального государственного лесного надзора в лесах Управления лесами Правительства Хабаровского края Зайцевым П.В. совместно с главным лесничим КГКУ «Оборское лесничество» Шпаком О.В., государственным инспектором КГКУ «Служба по охране животного мира и ООПТ» Чайковским О.Ю. осуществлен осмотр лесных участков, в том числе в квартале 80 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества Хабаровского муниципального района в выделах 9,3.
Установлено, что в квартале 80 выделах 9, 3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества в границах заказника «Бобровый» эксплуатируется семь самовольных строений: жилой дом площадью 23,18 кв.м., беседка площадью 12 кв.м., жилой дом площадью 49,64 кв.м., навес (дровяник) площадью 16,56 кв.м., туалет площадью 10,8 кв.м., навес площадью 2,7 кв.м., летняя кухня площадью 16 кв.м. разрешительные документы на использование указанного участка в Управлении лесами Правительства Хабаровского края не зарегистрированы.
Согласно объяснениям Сахнова С. В. он является сторожем и данные строения принадлежат гражданину Таховскому А. А..
В квартале 1 выдела 74 Немптинского участкового лесничества Мухенского лесничества муниципального района им. Лазо обнаружены шесть строений. Согласно объяснениям гражданина Поваляева А. В. он является сторожем, и данные строения принадлежат Таховскому А. А. и Сабурову В. Ю..
К акту приложены схема расположения построек на самовольно занятом лесном участке в квартале 80 выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества. 18.06.2019 года составлен акт о лесонарушении с фототаблицей.
Как следует из акта проверки, строения, которые сторожил Поваляев А.В., предположительно принадлежащие Сабурову В.Ю., находятся в Мухенском лесничестве муниципального района им. Лазо, за пределами Хабаровского муниципального района.
Кроме объяснений сторожей Сахнова и Поваляева, документов, подтверждающих, что спорные строения принадлежат ответчикам Сабурову и Таховскому, не представлено.
Разрешая спор, суд исходил из того, что на особо охраняемой природной территории государственного природного заказника краевого значения «Бобровый» в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества находятся самовольные постройки, указанные в иске, разрешения на строительство указанных построек не выдавались. Собственник или лицо, которое возвело эти постройки, не установлено. Ответчик ИП Таховский А.А. отрицает принадлежность самовольных построек ему. Государственное управление в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения возложено на Управление лесами Правительства Хабаровского края.
По этим основаниям суд признал самовольными постройками объекты строительства, расположенные на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества: жилой дом площадью 23.18 кв.м., беседку площадью 12 кв.м., жилой дом площадью 49,64 кв.м., навес (дровяник) площадью 16,56 кв.м., туалет площадью 10,8 кв.м., навес площадью 2,7 кв.м., летнюю кухню площадью 16 кв.м и возложил на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанность осуществить за свой счет снос самовольных построек, расположенных на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества: жилого дома площадью 23.18 кв.м., беседки площадью 12 кв.м., жилого дома площадью 49,64 кв.м., навеса (дровяника) площадью 16,56 кв.м., туалета площадью 10,8 кв.м., навеса площадью 2,7 кв.м., летней кухни площадью 16 кв.м; на Управление лесами Правительства Хабаровского края возложил обязанность произвести работы по рекультивации нарушенных земель, расположенных на лесном участке в квартале 80, выделах 9,3 Елабужского участкового лесничества Хабаровского лесничества. В удовлетворении иска к Таховскому А. А. и Сабурову В. Ю. о признании объектов строительства самовольными постройками, возложении обязанности произвести за свой счет снос самовольных построек, произвести рекультивацию земель суд отказал, сославшись на то, что доказательств, свидетельствующих о создании ими данных построек, суду не представлено.
С такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
В силу статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).
Пункт 2 ст. 62 ЗК РФ не устанавливает каких-либо специальных способов восстановления нарушенных прав. Такой способ защиты нарушенных прав и законных интересов правообладателей земельных участков, как возложение обязанности освободить земельный участок от незаконно возведенных на нем строений, может быть применен только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством (ст. ст. 222, 304 ГК РФ).
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Согласно п. 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 222 ГК РФ. Исходя из буквального толкования названной нормы следует, что самовольной постройкой может быть признано только недвижимое имущество.
Как разъяснено в п. п. 22, 24 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки. Ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что самовольно возведенные на лесных участках постройки являются недвижимым имуществом, предусмотренный ст. 222 Гражданского кодекса РФ способ защиты права (снос самовольной постройки) не подлежит применению по настоящему спору.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ способом защиты нарушенного права является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, в данном случае таким способом защиты права является требование об освобождении лесных участков от возведенных без разрешения построек к лицам, виновным в допущенном нарушении.
Обращаясь в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором не представлено допустимых доказательств возведения самовольных построек Сабуровым В.Ю., Таховским А.А.
Управление лесами Правительства Хабаровского края вышеуказанных построек не возводило, требований природоохранного законодательства не нарушало, полномочия по сносу самовольных построек на территории лесного фонда в перечне отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов, не установлены, эти полномочия на Управление лесами Хабаровского края ни законом, ни Положением не возложены.
При таких фактических обстоятельствах у суда первой инстанции оснований для признания самовольными постройками на основании ст. 222 Гражданского кодекса РФ объектов строительства, расположенных на лесных участках, возложения на Управление лесами Правительства Хабаровского края обязанности осуществить за свой счет снос самовольных построек, расположенных на лесных участках, произвести работы по рекультивации нарушенных земель на этих участках нре имелось.
В связи с неправильным применением норм материального права решение суда подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 20 января 2020 года отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления заместителя Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Стерликова Е.В. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к генеральному директору Общества с ограниченной ответственностью «ВЭЛФОРЕСТ» Сабурову В. Ю., индивидуальному предпринимателю Таховскому А. А., Управлению лесами Правительства Хабаровского края о признании объектов строительства самовольными постройками, возложении обязанности снести самовольные постройки и произвести рекультивацию нарушенных земель отказать.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Т.В.Флюг
Судьи: С.П.Пороховой
Г.И.Федорова