НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 17.01.2019 № 33-65/19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 января 2019 года по делу № 33-65/2019

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Разуваевой Т.А.,

судей Серёгиной А.А., Сенотрусовой И.В.,

при секретаре Вигуль А.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Трофимова С.В., Соболевой Н.И. на решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2018 года по иску Трофимова С.В., Соболевой Н. И. к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровский детский психоневрологический интернат» о признании незаконными действий по возложению трудовой обязанности сверх нормы численности, установленной пунктом 2.8.2 Постановления Правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 (30 коек на одну медсестру).

Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителей истцов, ответчика, министерства социальной защиты населения Хабаровского края, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Трофимова С.В. и Соболева Н.И. обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что они работают в интернате <данные изъяты>. Количество воспитанников данного учреждения составляет: отделение «Милосердия» - 53 ребенка, отделение «Медико-социальной реабилитации» - 115 детей. Данное количество детей при распределении численности на 1 медсестру превышает нормы численности, установленные пунктом 2.8.2. постановления Правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 (30 коек на 1 медсестру). В начале 2018 года истцам было указано на то, что при исполнении своих обязанностей они будут без всяких дополнительных оплат нести непредусмотренную должностными обязанностями и нормативными документами нагрузку - совмещение и сверхурочные. Также работодатель сообщил, что администрацией учреждения направлялись обращения в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с расчетами, подтверждающими необходимость увеличения штатной численности медицинских сестер до 28 ставок для обслуживания 170 коек. Однако никаких мер принято не было. Должностные обязанности медицинской сестры представляют собой длинный перечень работ - 49 пунктов, который должен быть неукоснительно выполнен. Должностные обязанности с огромным превышением нормативов истцы выполняют под постоянным давлением со стороны руководства, которое пытается указать им, что они не слишком заняты, произвести хронометраж их действительной занятости. Истцы имеют право отказаться от работы, возложенной на них сверх установленных законом нормативов, но не делают этого, поскольку от их действий зависит жизнь вверенных им подопечных.

Определением от 11.09.2018 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено министерство социальной защиты населения Хабаровского края.

Решением суда от 16.10.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда как незаконное. Жалоба мотивирована тем, что суд не дал оценки представленным доказательствам, в частности, ответу работодателя на письмо работников от 23.01.2018, в котором указано, что администрацией учреждения направлялись обращения в Министерство социальной защиты населения Хабаровского края с расчетами, подтверждающими необходимость увеличения штатной численности медицинских сестер до 28 ставок для обслуживания 170 коек; этим же письмом работодатель указывает, что в целях материальной компенсации в состав надбавки за интенсивность и высокие результаты работы введено стимулирование за превышение установленной численности обслуживаемых воспитанников сверх 30 коек на 1 медсестру. Суд необоснованно отказал в принятии заявления об увеличении исковых требований, в котором истец Трофимова С.В. просила признать незаконным наложенное на нее дисциплинарное взыскание, со ссылкой на то, что это может и должно быть предметом отдельного судебного разбирательства. Жалоба на определение об отказе в принятии заявления была судом первой инстанции возвращена как несоответствующая требованиям, однако, документа, подтверждающего это обстоятельство, истцы не получили до настоящего времени.

В письменных возражениях министерство социальной защиты населения Хабаровского края указывает на несостоятельность доводов жалобы.

В апелляционной инстанции представитель Трофимова С.В., Соболевой Н.И. доводы и требования жалобы поддержал, представители КГКУ «Хабаровский детский психоневрологический интернат», министерства социальной защиты населения Хабаровского края с жалобой не согласились.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

Из материалов дела следует, что согласно Уставу КГКУ «Хабаровский детский психоневрологический интернат» учредителем интерната является Хабаровский край, органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является министерство социальной защиты населения Хабаровского края (п. 1.6).

Положением о КГКУ «Хабаровский ДПНИ» предусмотрено, что предметом деятельности Учреждения является стационарное социальное обслуживание детей-инвалидов в возрасте от 4 до 18 лет, страдающих психическими хроническими заболеваниями, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, социально-трудовой адаптации в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Лечебно-восстановительные мероприятия в Учреждении проводятся в отделениях постоянного проживания: отделение «Медико-социальной реабилитации» (общее отделение) на 110 коек; отделение «Милосердия» на 45 коек. Отделение «Медико-социальной реабилитации» включает в себя группы № 1-8, куда помещаются наиболее сохранные воспитанники, у которых интеллектуальный дефект сочетается с выраженными или умеренно выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, дезорганизацией целенаправленной деятельности и поведения. Они способны частично овладеть санитарно-гигиеническими навыками, частичным самообслуживанием, простейшими трудовыми навыками, но только при постоянной стимуляции со стороны персонала и коррекции их поведения и целенаправленной деятельности. Отделение «Милосердия» включает группы № 9-11, предназначенные для лиц с тяжелыми неврологическими и соматическими расстройствами, с глубокой умственной отсталостью, дезориентированные в месте, времени, окружающей обстановке, не способных к самообслуживанию, к общению с окружающими, нуждающихся в полном медицинском и бытовом уходе, с ограниченными возможностями к передвижению, нуждающихся в зондовом питании, дополнительном уходе за гастростомой, трахеостомой, колостомой (п. 412-413).

Государственным заданием министерства социальной защиты населения на 2018 и плановые 2019 и 2020 г.г. определены показатели для интерната в виде обслуживания 170 человек, в том числе 55 граждан, полностью утративших способность либо возможность осуществлять самообслуживание, передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности.

Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом директора интерната от 28.04.2017 (с дополнениями и изменениями), установлен режим работы медицинской сестры: график сменный, 36-часовая рабочая неделя.

Положением об оплате труда работников КГКУ «Хабаровский ДПНИ» предусмотрены дополнительные баллы критериев оценки медицинских сестер за превышение количества обслуживаемых коек сверх 30.

Соболева Н.И. и Трофимова С.В. занимают должности <данные изъяты> (приказы о приеме на работу от 28.11.2010 и от 02.04.2012, соответственно).

Разделом 3 должностной инструкции определены должностные обязанности медицинской сестры, направленные на обеспечение комплекса социально-медицинских услуг (п. 3.1- 3.49).

Согласно табелям учета рабочего времени Трофимова С.В., Соболева Н.И. работали сменно, смена 24 часа, в период январь - июль 2018 года в смены со второй медсестрой. Трофимова С.В. в суточные смены 15, 26 и 29 августа 2018 г. по 16 часов работала без второй медсестры (одна медсестра в вечерне-ночное время суток). Соболева Н.И. в суточные смены 17 и 21 августа 2018 г. работала по 16 часов без второй медсестры (одна медсестра в вечерне-ночное время суток).

Положением об оплате труда КГКУ «Хабаровский ДПНИ» установлено, что численный состав работников Учреждения и его структура определяются в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2014 г. № 476-пр «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания населения Хабаровского края».

Постановлением № 476-пр установлено, что нормативы штатной численности детских психоневрологических интернатов разработаны для определения и обоснования численности работников детских психоневрологических интернатов.

Для оказания социально-медицинских услуг норматив штатной численности медицинских сестер (количество ставок) в соответствии с пунктом 2.8.2. Постановления № 476-пр определяется из расчета 1 медсестра на 30 коек.

Согласно пункту 1.3 Постановления № 476-пр штатное расписание организации утверждает ее директор в пределах средств, выделенных на оплату труда, и с учетом конкретных условий (экономических условий местности, эпидемической ситуации, комплектности других подразделений).

Штатным расписанием КГКУ «Хабаровский ДПНИ» установлено 10 штатных единиц медицинских сестер.

При постановке решения суд руководствовался положениями Трудового кодекса РФ, постановлением Правительства Хабаровского края от 12.12.2014 № 476-пр «Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания населения Хабаровского края», постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда», распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «О плане мероприятий (дорожной карте) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения», Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда», а также локальными актами ответчика.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что норматив штатной численности медицинских сестер, указанный в п. 2.8.2. постановления правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 относится не к нормам обслуживания, а к нормам численности работников, которые должны быть взяты за основу при определении штатной численности специалистов, выполняющих данные услуги. Указанным пунктом 2.8.2. постановления Правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 (30 коек на 1 медсестру) права истцов не нарушены.

Судебная коллегия считает такой вывод суда правильным, основанным на обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства.

Так, согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 «О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда» типовые межотраслевые нормы труда утверждаются Министерством труда и социального развития РФ.

Согласно п. 19 распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р «О плане мероприятий (дорожной карте) «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» совершенствование норм труда в сфере здравоохранения позволит определить прогнозную численность работников медицинских организаций, необходимую для предоставления гарантированных по стандарту услуг, и повысить производительность труда в медицинских организациях. Данный документ устанавливает ежегодную коррекцию и утверждение отраслевых норм труда в сфере здравоохранения Минздравом России.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.09.2013 № 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда» определены основные цели системы нормирования труда в учреждении (создание условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда; обеспечение нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказании государственных (муниципальных) услуг); повышение эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг), и даны определения норм труда, применяемых в учреждении:

нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации);

нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);

нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Согласно пункту 1.3 Постановления № 476-пр штатное расписание Организации утверждает ее директор в пределах средств, выделенных на оплату труда, и с учетом конкретных условий (экономических условий местности, эпидемической ситуации, комплектности других подразделений).

Поскольку штатным расписанием КГКУ «Хабаровский ДПНИ» установлено 10 штатных единиц медицинских сестер, и на 2018 год государственное задание для Учреждения установлено министерством социальной защиты населения Хабаровского края в объеме 170 койко-мест, то указанное количество штатных единиц соответствует положениям 2.8.2. Постановления № 476-пр, так как количественно превышает его из расчета: минимальное количество штатных единиц 170:30=5,6 ставок, однако фактическое количество ставок составляет 10.

При таком положении требования истцов о признании незаконными действий по возложению трудовой обязанности сверх нормы численности, установленной пунктом 2.8.2 Постановления Правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 (30 коек на одну медсестру) не основаны на законе и обстоятельствах дела.

По сути, доводы истцов сводятся к большой нагрузке на одну медсестру в виде 30 коек, вместе с тем, как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель истцов, Постановление Правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 в части установления норматива 30 коек на одну медсестру (пункт 2.8.2) ими не обжаловано и не отменено.

При таком положении довод жалобы о том, что необходимо увеличить штатную численность медицинских сестер до 28 ставок для обслуживания 170 коек, не заслуживает внимания по указанным выше основаниям.

Кроме того, у суда не имеется законных полномочий определять для медицинских сестер ответчика нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации); нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т.п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени); нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ), поскольку указанная прерогатива отнесена законодательно к органам исполнительной власти РФ и учреждению, в котором работают истцы.

Доводы жалобы о неполучении материальной компенсации, в состав которой включены надбавки за интенсивность и высокие результаты работы, о введении работодателем стимулирования за превышение установленной численности обслуживаемых воспитанников сверх 30 коек на 1 медсестру, не заслуживают внимания. Указанные требования не являлись предметом рассмотрения спора в суде. В силу ст. 327.1 ГПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Не заслуживает внимания и довод жалобы о том, что суд необоснованно отказал в принятии заявления об увеличении исковых требований, в котором Трофимова С.В. просила признать незаконным наложенное на нее дисциплинарное взыскание, так как основание исков является одинаковым.

В связи с этим суд в определении от 26.09.2018 правильно указал, что требование Трофимова С.В. об обжаловании приказа о привлечении в дисциплинарной ответственности не связано с настоящим иском, поскольку предмет и основания исков различен и положения ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, из которой следует, что истец вправе увеличить размер исковых требований, к заявленному новому иску не применим.

Требование Трофимова С.В., в котором она просила признать незаконным наложенное на нее дисциплинарное взыскание, является новым иском, отличным от настоящего спора, с новым предметом и основанием.

Поскольку неправомерные действия работодателя по возложению трудовой обязанности на истцов сверх нормы численности, установленной пунктом 2.8.2 Постановления Правительства Хабаровского края № 476-пр от 12.12.2014 (30 коек на одну медсестру), не установлены, то судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, оно постановлено в рамках заявленных требований истцов.

Исходя из вышеуказанного и принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции не допущено, судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Т.А. Разуваева

Судьи А.А. Серёгина

И.В. Сенотрусова