НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции от 08.02.2022 № 66А-446/2022

Судья Хузяхралов Д.О. Дело №66а-446/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-821/2021)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 8 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Мироновой Н.В., Рогачёвой Ю.А.

при секретаре Кулагиной А.А.

с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шардина А.А. к Правительству Пермского края о признании недействующим со дня принятия пункт 5287 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3306 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1656 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»

по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Пермского краевого суда от 4 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А., объяснения представителя административного истца Шардина А.А. – ФИО7, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора – ФИО6, полагавшего необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

на основании статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» Правительством Пермского края принято Постановление от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п).

Нормативный правовой акт опубликован 03 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, часть 2, а также размещен 30 ноября 2018 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 5287 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Правительством Пермского края принято Постановление от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п). Нормативный правовой акт опубликован 09 декабря 2018 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 48, том 2, а также размещен 02 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 3306 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Правительством Пермского края принято Постановление от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее - Постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п).

Нормативный правовой акт опубликован 07 декабря 2020 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 49, том 1, а также размещен 30 ноября 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 названного Постановления Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год согласно приложению к настоящему Постановлению.

Под пунктом 1656 таблицы 1 приложения «Перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п включено здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Шардин А.А. обратился в Пермский краевой суд к Правительству Пермского края с административным иском о признании не действующими со дня принятия пункт 5287 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 3306 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», пункт 1656 таблицы 1 Приложения к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В обоснование заявленных требований указал, что вышеуказанное здание, принадлежащее ему на праве общей долевой собственности (1/2 доля в праве), не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в большем размере.

Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края, заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО8 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях

Представитель заинтересованного лица ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» ФИО9 в судебном заседании по существу поддержал позицию административного ответчика.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.

Решением Пермского краевого суда от 4 октября 2021 года постановлено: административные исковые требования Шардина А.А. удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 5287 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 3306 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Признать не действующим со дня принятия пункт 1656 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», определенного Постановлением Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Возложить на Правительство Пермского края обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» либо на «Официальном интернет-портале правовой информации».

Взыскать с Правительства Пермского края в пользу Шардина А.А. расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 900 рублей.

В апелляционной жалобе Правительство Пермского края просит решение Пермского краевого суда от 4 октября 2021 года отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Указывает, что спорный объект признан соответствующим критериям, определенным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Пермского края №141-ПК от 13 ноября 2017 года «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермского края «О налогообложении в Пермском крае», на основании сведений Единого государственного реестра недвижимого имущества о наименования нежилого здания указанного как «здание», что являлось достаточным основанием для включения его в Перечень на 2019, 2020 и 2021 годы. Кроме того, по результатам проверки фактического использования спорного нежилого здания общая площадь нежилых помещений, используемых для размещения торговых, офисных объектов, объектов общественного питания, составляет 2481,8 кв.м – 51,2% от общей площади здания.

Прокурор, участвующий в деле и административный истец, представили возражения, в которых просят решение Пермского краевого суда от 4 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель административного истца Шардина А.А. – ФИО7 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Исходя из статьи 3, подпункт 1 статьи 14, пункта 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными; налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество организаций являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, которая к объектам налогообложения относит недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2).

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Согласно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (пункты 1,2).

Законом Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» с 1 января 2018 года на территории Пермского края введен указанный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (статья 8), на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закон Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», постановление Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», суд первой инстанции пришел правильному выводу о том, что постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года №756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановление Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года №874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», постановление Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года №896-п «Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», приняты в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства об их принятии и введении в действие.

По указанным основаниям решение суда первой инстанции не оспаривается и судебной коллегией не проверяется.

Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1).

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

- здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года №141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 300 кв. метров и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края.

По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.

Рассматривая административное исковое заявление по существу, судом первой инстанции установлено, что Шардин А.А. является собственником объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером , назначение нежилое, наименование: здание, площадью 5970,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>,

Указанное здание находится в пределах земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 840 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под существующие здания.

Спорное здание включено в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п под пунктом 5287; в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п под пунктом 3306; а также в таблицу № 1 приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2021 год» к Постановлению Правительства Пермского края от 25 ноября 2020 года № 896-п под пунктом 1656.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, о том, что вид разрешенного использования земельного участка на котором расположен спорный объект недвижимости не предусматривает размещение зданий делового, административного и коммерческого назначения, не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), кроме того, доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади зданий в указанных целях стороной административного ответчика не представлено, а потому отнесение такого здания к категории административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), по признакам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нельзя признать законным.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции считает указанный вывод обоснованным.

Так, судом первой инстанции установлено, что спорное здание с кадастровым номером , расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющем вид разрешенного использования «под существующее здание». Указанный вид разрешенного использования земельного участка безусловно не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов торговли.

Анализируя указанный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что он, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Следовательно, спорное здание по указанному основанию в Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы включено быть не могло.

Из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, следует, что нежилое здание с кадастровым номером , площадью 5 970,2 кв.м. имеет назначение нежилое, наименование: здание.

То обстоятельство, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости спорное здание имеет наименование – «здание» о правомерности его включения в Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы само по себе, без учета содержащихся в технической документации наименований и назначений помещений, его образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования свидетельствовать не может.

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, содержащейся в письме от 07 июля 20201 года № 11418-2.15, что изначально спорное здание поставлено на государственный кадастровый учет 12 августа 2013 года, площадь объекта составляла 4 843,6 кв.м., сведения об объекте внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании технического паспорта нежилого здания (строения) от 16 сентября 1999 года, подготовленного МУ Бюро технической инвентаризации.

19 апреля 2007 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в площадь объекта с «4843,6 кв.м.» на «4 839,1 кв.м.» на основании технического паспорта от 19 января 2006 года, подготовленного Пермским филиалом областного государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермской области». Данный технический паспорт приобщен к материалам дела.

02 апреля 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в площадь объекта с «4839,1 кв.м.» на «4890 кв.м.» на основании технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером ФИО10

Из содержания указанного технического плана, а также заключения кадастрового инженера, следует, что целью работ является изменения планировочного решения нежилого здания на 1 этаже, в результате перепланировки помещений на 1 этаже изменяется площадь в пользу увеличений, помещения находящиеся на других этажах не подвергались перепланировки.

Согласно экспликации помещений на 1 этаже после перепланировки, помещения на 1 этаже здания имеют следующие наименования: «тамбур», «помещение», «склад», «коридор», «помещения для инвентаря и склада», «комната приема пищи», «умывальная комната», санузел», «лестничная клетка».

12 октября 2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены изменения в площадь объекта с «4890 кв.м.» на «5970,2 кв.м.» на основании технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером ФИО11

Исходя из информации, содержащейся в указанном техническом плане, увеличение площади здания произошло в связи с изменением реестровой ошибки (при первичной технической инвентаризации здания не был учтен технический этаж).

Иных изменений в характеристики здания не вносилось. Сведения, содержащиеся в представленной административным ответчиком экспликации к поэтажному плану здания с указанием на дату записи 09 марта 2021 года, не зарегистрированы в установленном порядке и не учтены в Едином государственном реестре недвижимости, подготовлены административным ответчиком в информативных целях, а также для проведения работ по фактическому обследованию здания на иные периоды.

Таким образом, в настоящее время и в момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, площадь спорного здания составляет 5 970,2 кв.м.

Судом первой инстанции установлено, что спорное здание имеет площадь 5 970,2 кв.м., состоит из помещений, имеющих следующие наименования:

1 этаж: «тамбур», «помещение», «склад», «коридор», «помещения для инвентаря и склада», «комната приема пищи», «умывальная комната», санузел», «лестничная клетка»

2 этаж: «кабинет», «приемная», «туалет», «санузел», «коридор», «бухгалтерия», «кладовая», «касса» площадью 10,1 кв.м., «кладовая основная», «библиотека», «архив», «лестничная клетка».

3 этаж: «кабинет», «санузел», «туалет», «коридор», «вестибюль», «АТС», «кладовая основная», «лаборатория», «лестничная клетка».

4 этаж: «кабинет», «лестничная клетка», «санузел», «коридор», «туалет», «вестибюль», «кладовая», «кладовая основная».

5 этаж: «стендовая», «кабинет», «коридор», «санузел», «туалет», «вестибюль», «кладовая», «кладовая основная».

6 этаж: технический этаж. Документы технического учета не содержат сведений о наименовании помещений, расположенных на техническом этаже, как и не содержатся указанные сведения в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, из технической документации не следует, что не менее 20 процентов общей площади спорного нежилого здания предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Следовательно, су4дом первой инстанции сделан верный вывод, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объекта недвижимости спорное нежилое здание в Перечень Перечни на 2019, 2020, 2021 годы включению также не подлежало.

Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края проведены мероприятия по обследования здания с кадастровым номером с целью определения вида его фактического использования. По результатам обследования составлен акт согласно которому установлена общая площадь нежилых помещений, используемых для размещения торговых объектов, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не может согласиться с приведенными в акте данными относительно фактического использования более 20% общей площади здания для размещения торговых объектов, офисных объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Представленный акт обследования от 21 ноября 2018 года содержит указание на общую площадь здания и выводы о том, что свыше 20% площади объекта фактически используется в административных целях.

Однако в акте не приведены выявленные в ходе обследования причины, свидетельствующие, по мнению уполномоченных лиц, о размещении офисных помещений, конференц-залов и ресторана в здании. Вывески с указанием на размещение в здании организаций не подтверждают обстоятельства наличия признаков использования помещений в качестве офисных, торговых объектов и объектов общественного питания.

В акте отсутствует указание на площади помещений, которые уполномоченными лицами отнесены к офисным, торговым объектам и объектам общественного питания, что исключает возможность проведения расчетов 20% от общей площади помещений, расположенных в здании.

Приложенные к акту фотографии не имеют привязки к конкретным помещениям, что не позволяет определить размер площадей в здании, используемых для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, не могут подтверждать, что более 20% помещений, расположенных в здании используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания.

При таких обстоятельствах, акт обследования от 21 ноября 2021 года не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование отдельных нежилых помещений в здании в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, поскольку составлен с нарушением требований порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений.

Сведения из налогового органа о регистрации организаций в спорном здании также не могут подтверждать фактическое использование отдельных нежилых помещений в здании в целях делового, административного или коммерческого назначения в отсутствии надлежащим образом проведенного фактического обследования здания и помещений расположенных в нем.

Кроме того, акт обследования по определению вида фактического использования здания (строения, сооружения) и нежилого помещения для целей налогообложения от 13 июля 2021 года не может быть принят судом во внимание, поскольку он составлен после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Учитывая изложенные обстоятельства площади помещений, расположенных в здании с кадастровым номером используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляют менее 20% его общей площади.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Правительством Пермского края относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечни на 2019, 2020 и 2021 годы, не представлено.

При таком положении суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.

Выводы суда подтверждаются доказательствами, оцененными по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решения не содержат.

При разрешении дела судом нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, а потому принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Пермского краевого суда от 4 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 февраля 2022 года.

Председательствующий

Судьи