Дело № 11а-5449/2021 Судья Рыбакова М.А.
Дело № 2а-1007/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2021 года город Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Смолина А.А.,
судей Ишимова И.А., Магденко А.В.,
при секретаре Перепечиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к Серову Александру Петровичу о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням,
по апелляционной жалобе ИФНС России по Центральному району г. Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А., выслушав объяснения представителя ИФНС России по Центральному району г. Челябинска – Москалевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Центральному району г. Челябинска с учетом принятых судом уточнений обратилась в суд с административным исковым заявлением к Серову А.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 29 354 руб., задолженности по пеням в размере 207,92 руб. (л.д. 5-6, 34-35).
Требования мотивированы тем, что Серов А.П. в связи с осуществлением адвокатской деятельности с 09 сентября 2015 года состоит на учете в качестве страхователя и является плательщиком страховых взносов. Однако он своевременно не уплатил страховые взносы за 2019 год, в связи с чем у него образовалась недоимка по страховым взносам, на которую начислены пени.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 22 января 2021 года в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Центральному району г. Челябинска отказано
В апелляционной жалобе ИФНС России по Центральному району г. Челябинска просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить административное исковое заявление. В жалобе указывается, что суд первой инстанции ошибочно трактует позицию налогового органа, указывая, что поправки, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», вступают в законную силу с 01 января 2020 года на основании положений п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Между тем названный Федеральный закон вступает в законную силу 10 января 2021 года, т.е. по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Также в жалобе выражено несогласие с выводом суда о том, что изменения, внесенные указанным Федеральным законом в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имеют обратную силу. Положениями данного закона не предусмотрен порядок его применения к предыдущим периодам. Кроме того, обращено внимание, что для отнесения физического лица к пенсионеру, получающему пенсию за выслугу лет по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и в целях прекращения у адвоката обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, ему необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов по рекомендуемой форме с представлением копии пенсионного удостоверения или справки федерального ведомства, подтверждающей факт получения пенсии в соответствии с данным законом.
Административный ответчик Серов А.П. В.В. в суд апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, согласно реестру адвокатов Челябинской области Серов А.П. с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован в качестве адвоката (л.д. 71).
13 февраля 2020 года ИФНС России по Центральному району г. Челябинска по почте направила Серову А.П. требование № <данные изъяты> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 04 февраля 2020 года, в котором ему указывалось на необходимость в срок до 31 марта 2020 года произвести оплату:
- недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 29 354 руб., пеней в размере 207,92 руб.,
- недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 6 884 руб., пеней в размере 48,76 руб. (л.д. 7, 8).
Определением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> Центрального района г. Челябинска от 13 июля 2020 года был отменен судебный приказ этого же мирового судьи от 10 июня 2020 года, которым с Серова А.П. в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска были взысканы задолженности по недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 29 354 руб., пени в размере 207,92 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, в размере 6 884 руб., пени в размере 48,76 руб. (л.д. 17).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции посчитал, что внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в соответствии с которыми адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, не относятся к страхователям по обязательному пенсионному страхованию), устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, следовательно, вышеуказанные изменения имеют обратную силу в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ.
Судебная коллегия, оценив имеющиеся в деле доказательства, соотнеся их с нормами права, регламентирующими спорные правоотношения, не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В подпункте 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ) в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию названы индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
По смыслу приведенной выше правовой нормы адвокаты, которые являются получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, не относятся к страхователям.
Между тем Серов А.П. не является получателем пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Как усматривается из представленной им суду копии пенсионного удостоверения, выданного прокуратурой Челябинской области, пенсия ему назначена за выслугу лет в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (л.д. 42).
Согласно ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:
а) на следующие категории лиц:
лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Однако доказательств того, что Серов А.П. относится к одной из перечисленных выше категорий лиц, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в пункте 4 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Между тем Федеральный закон от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которым в ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся исключения из числа страхователей по обязательному пенсионному адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, прямо не предусматривает возможность придания ему обратной силы, т.е. не может распространяться на правоотношения, возникшие до вступления в силу данного закона, т.е. до 10 января 2021 года (с учетом его опубликования 30 декабря 2020 года).
Таким образом, Серов А.П. в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», как адвокат, является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем в силу подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ признается плательщиком страховых взносов.
Ссылку в решении суда на постановление Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 года № 5-П также нельзя признать состоятельной, поскольку в названном постановлении высказана правовая позиция относительно признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, в то время как Серов А.П. по настоящему административному делу не представил доказательств, что относится к категории адвокатов из числа военных пенсионеров.
На основании п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
На основании абз. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции, действующей в момент спорных правоотношений) плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы Серова А.П. в 2019 году превышали 300 000 руб., в соответствии с приведенными выше правовыми нормами сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составила 29 354 руб., которые подлежали уплате им не позднее 31 декабря 2019 года.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пп. 1, 2 ст. 75 НК РФ).
В порядке пп. 3, 5 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании п. 4 ст. 75 пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с тем, что материалы дела не содержат сведений об уплате административным ответчиком взыскиваемой с него недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., налоговой инспекцией правомерно произведено начисление пеней на указанную недоимку за период с 01 января 2020 года по 03 февраля 2020 года в размере 207,92 руб., арифметический расчет суммы которых представлен в материалах дела (л.д. 9), не оспорен административным ответчиком, проверен судом апелляционной инстанцией и признан верным.
На основании положений пп. 1, 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как усматривается из материалов дела, а именно сопроводительного письма о направлении документов налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № <данные изъяты> Центрального района г. Челябинска с заявление о вынесении судебного приказа в отношении Серова А.П. о взыскании с него 36494,68 руб. 08 июня 2020 года (л.д., 13), т.е. в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования № 3838 (31 марта 2020 года).
Судебный приказ от 10 июня 2020 года был отменен 13 июля 2020 года (л.д. 17), а в районный суд с административным иском налоговая инспекция обратилась по почте 10 ноября 2020 года (л.д. 20) – также с соблюдением шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.
Таким образом, сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК РФ, о взыскании с Серова А.П. по требованию № <данные изъяты> недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб. и пеней в размере 207,92 руб. не нарушены.
При указанных обстоятельствах требования налогового органа о взыскании с Серова А.П. заявленных по настоящему административному делу недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням подлежали удовлетворению судом первой инстанции.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене по основаниям, предусмотренным пп. 2, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, с вынесением нового решения об удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 29 354 руб., задолженности по пеням, начисленных на указанную недоимку за период с 01 января 2020 года по 03 февраля 2020 года в размере 207,92 руб.
Исходя из положений ч. 1 ст. 114 КАС РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 087 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 22 января 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Челябинска к Серову Александру Петровичу о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням удовлетворить.
Взыскать с Серова Александра Петровича, зарегистрированного по адресу: г. <адрес>, в пользу ИФНС России по Центральному району г. Челябинска недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года), в размере 29 354 руб., задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку за период с 01 января 2020 года по 03 февраля 2020 года в размере 207,92 руб., всего взыскать 29 561,92 руб.
Взыскать с Серова Александра Петровича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 087 руб.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи