НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 12.10.2021 № 2А-637/2021

Дело № 11а-12192/2021 Судья: Гончарова А.В.

Дело № 2а-637/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2021 года город Челябинск

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Смолина А.А.,

судей Абдрахмановой Э.Г., Аганиной Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Слащевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС № 10 по Челябинской области на решение Коркинского городского суда Челябинской области от 14 июля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области к Сидашову Дамиру Абдулазизовичу о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по транспортному налогу, ЕНВД, пени.

Заслушав доклад судьи Аганиной Т.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Челябинской области (далее – МИФНС № 10 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Сидашову Д.А. о взыскании 3002,82 рублей, в том числе:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 61,83 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 334,53 рублей;

- пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 125,63 рублей;

- недоимки по транспортному налогу в размере 2 216 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 264,83 рублей.

В обоснование иска административный истец указал, что Сидашов Д.А. является плательщиком транспортного налога, так как согласно сведений МРЭО ГИБДД Челябинской области он в 2015 - 2018 годы являлся собственником транспортного средства. Установленные законом обязанности по уплате транспортного налога в общей сумме 2 216 рублей, не исполнил. Также, Сидашов Д.А. в период с 8 июня 2017 года по 27 июля 2017 года являлся индивидуальным предпринимателем, однако, своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2017 год. 20 июля 2017 года Сидашовым Д.А. предоставлена налоговая декларация за 2 кв. 2017 года по единому налогу на вмененный доход с суммой налога, подлежащей уплате в размере 976 рублей. В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, единого налога на вмененный доход в установленный срок, административному ответчику начислены пени. Определением мирового судьи судебного участка г. Коркино Челябинской области от 23 октября 2020 года отменен судебный приказ о взыскании с Сидашова Д.А. недоимки и пени в связи с поступлением выражений от должника, что явилось основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Решением Коркинского городского суда Челябинской области от 14 июля 2021 года в удовлетворении требований налогового органа отказано.

В апелляционной жалобе представитель МИФНС России № 10 по Челябинской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что налоговый орган не пропустил сроки для взыскания задолженности по налогам и пени, так как общая сумма взыскания превысила 3000 рублей по требованию от 21 февраля 2020 года, и срок обращения с заявлением о выдаче судебного приказа составляет шесть месяцев с даты исполнения, указанной в требовании , то есть 24 сентября 2020 года (24 марта 2020 года + 6 мес.). С заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 24 июля 2020 года, то есть в установленный законом срок. Судебный приказ был отменен по заявлению должника 23 октября 2020 года, с административным иском Инспекция обратилась в суд 21 апреля 2021 года, также с соблюдением срока обращения в суд.

Представитель административного истца МИФНС № 10 по Челябинской области ФИО 1. настаивала на доводах апелляционной жалобы, ходатайствовала о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд, поскольку с заявлением о выдаче судебного приказа Инспекция обратилась своевременно 24 июля 2020 года, мировым судьей было вынесено определение от 29 июля 2020 года о возвращении заявления, при этом определение о возврате судебного приказа от 29 июля 2020 года и материал были получены Инспекцией только 19 августа 2020 года.

Административный ответчик Сидашов Д.А. возражал против доводов жалобы, против восстановления срока на обращение в суд.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, материалы дела о выдаче судебного приказа, доводы апелляционной жалобы, приобщенные новые доказательства, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сидашов Д.А. в период с 8 июня 2017 года по 27 июля 2017 года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 26-28).

В соответствии с частью 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

На основании пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что доходы Сидашова Д.А. в 2017 году превышали 300 000 рублей, страховые взносы за 2017 год в связи с прекращением предпринимательской деятельности 27 июля 2017 года подлежали оплате не позднее 11 августа 2017 года.

Сидашовым Д.А. после прекращения статуса индивидуального предпринимателя, обязанность по уплате страховых взносов не исполнена, имелась недоимка по страховым взносам.

Из содержания представленных налоговым органом документов следует, что 29 сентября 2017 года была выявлена недоимка у Сидашова Д.А. по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2017 год в размере 626,40 рублей, по уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) за 2017 год в размере 3 193,39 рублей (л.д. 60).

Данная недоимка взыскана с Сидашова Д.А. на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не погашена (л.д. 80).

Сидашов Д.А. в спорный период являлся собственником автомобиля марки «ВАЗ», государственный регистрационный знак (л.д. 56).

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица) на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым периодом, согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законом Челябинской области «О транспортном налоге» от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО (с изменениями и дополнениями) установлены ставки налога в зависимости от мощности двигателя.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно налоговому уведомлению от 27 мая 2015 года Сидашову Д.А. начислен транспортный налог за 8 месяцев 2014 года в размере 370 рублей (данный налог и пени по нему не взыскиваются по настоящему иску) (л.д. 139 оборот-140,157 оборот).

Согласно налоговому уведомлению от 29 июля 2016 года Сидашову Д.А. начислен транспортный налог за 2015 год в размере 554 рублей. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику заказным письмом 9 августа 2016 года (л.д. 31,32).

Согласно налоговому уведомлению от 16 июля 2017 года Сидашову Д.А. начислен транспортный налог за 2016 год в размере 554 рубля. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику заказным письмом 5 августа 2017 года, а также выгружено в личный кабинет налогоплательщика 16 июля 2017 года (л.д. 33,34,62,157).

Согласно налоговому уведомлению от 14 июля 2018 года Сидашову Д.А. начислен транспортный налог за 2017 год в размере 554 рубля. Налоговое уведомление выгружено в личный кабинет налогоплательщика 15 июля 2018 года (л.д. 35,63 оборот).

Согласно налоговому уведомлению от 23 августа 2019 года Сидашову Д.А. начислен транспортный налог за 2018 год в размере 554 рубля. Налоговое уведомление направлено налогоплательщику посредством личного кабинета налогоплательщика 9 сентября 2019 года (л.д. 36, 63 оборот).

Административным ответчиком Сидашовым Д.А. обязанность по уплате транспортного налога до настоящего времени не исполнена.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно части 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (действовавших до 06 октября 2018 года), собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, Гостехнадзора плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

По смыслу вышеназванных положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств. Реализация автомобиля по договору купли-продажи при отсутствии факта регистрации данных о смене владельца транспортного средства в органах ГИБДД не освобождает налогоплательщика от уплаты транспортного налога до момента снятия автомобиля с регистрационного учета либо регистрации смены его владельца. Акт регистрации транспортного средства является подтверждением перехода права собственности.

Таким образом, оснований у административного истца не начислять Сидашову Д.А. транспортный налог за 8 мес. 2014 года, 2015 год, 2016 год, 2017 год, 2018 год, не имелось.

Кроме того, 20 июля 2017 года Сидашовым Д.А. предоставлена в налоговый орган налоговая декларация по единому налогу на вмененный доход с суммой налога, подлежащей уплате в размере 976 рублей. Срок уплаты до 25 июля 2017 года.

Недоимка по ЕНВД в размере 976 рублей взыскана с Сидашова Д.А. на основании судебного приказа от 13 апреля 2018 года, до настоящего времени не погашена (л.д. 80).

В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.

В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

На основании пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

С направлением предусмотренного статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пеней в определенные сроки.

Требование об уплате налога согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Пункт 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает срок, в течение которого требование об уплате налога по результатам налоговой проверки подлежит направлению налогоплательщику. Ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов.

В соответствии с частями 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

С 26 августа 2016 года Сидашовым Д.А. в МИФНС № 10 по Челябинской области открыт личный кабинет налогоплательщика (л.д. 75).

Сидашову Д.А. МИФНС № 10 по Челябинской области начислены пени (л.д. 11,13,15-18), расчет проверен, признан верным.

В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 8 мес. 2014 года, 2015 год, за 2016 год, за 2017 год, за 2018 год, страховых взносов за 2017 год, единого налога на вмененный доход за 2017 год в установленный законом срок административным истцом начислены пени, в адрес ответчика были направлены требования:

- по состоянию на 7 февраля 2017 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 554 рубля, пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 12,37 рублей за период с 02 декабря 2016 года по 06 февраля 2017 года, указан срок исполнения требования до 4 апреля 2017 года. Требование направлено в адрес Сидашова Д.А. заказным письмом 21 февраля 2017 года (л.д. 143,24,62);

- по состоянию на 04 сентября 2017 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 370 рублей, пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 79,77 рублей за период с 01 декабря 2015 года по 03 сентября 2017 года, указан срок исполнения требования до 15 октября 2017 года. Требование направлено в адрес Сидашова Д.А. посредством личного кабинета налогоплательщика 04 сентября 2017 года (л.д. 144,25,63 оборот);

- по состоянию на 26 февраля 2018 года об уплате транспортного налога за 2016 год в размере 554 рубля, пени по транспортному налогу за 2016 год в размере 12,39 рублей за период с 02 декабря 2017 года по 25 февраля 2018 года; указан срок исполнения требования до 16 апреля 2018 года. Требование направлено в адрес Сидашова Д.А. посредством личного кабинета налогоплательщика 26 февраля 2018 года (л.д. 9,25,63 оборот);

- по состоянию на 19 декабря 2018 года об уплате транспортного налога за 2017 год в размере 554 рубля, пени по транспортному налогу за 2017 год в размере 2,09 рублей за период с 04 декабря 2018 года по 18 декабря 2018 года; указан срок исполнения требования до 9 января 2019 года. Требование направлено в адрес Сидашова Д.А. посредством личного кабинета налогоплательщика 19 декабря 2018 года (л.д. 10,25);

- по состоянию на 11 июля 2019 года об уплате пени по транспортному налогу в общей сумме 300,27 рублей, пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 125,63 рублей за период с 08 августа 2017 года по 20 декабря 2018 года, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в сумме 334,53 рублей за период с 29 октября 2017 года по 20 декабря 2018 года, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в сумме 61,83 рублей за период с 07 октября 2017 года по 20 декабря 2018 года; указан срок исполнения требования до 29 октября 2019 года. Требование направлено в адрес Сидашова Д.А. посредством личного кабинета налогоплательщика 11 июля 2019 года (л.д. 14,25);

- по состоянию на 21 февраля 2020 года об уплате транспортного налога за 2018 года в размере 554 рубля, пени по транспортному налогу за 2018 год в размере 9,24 рублей за период с 03 декабря 2019 года по 21 февраля 2020 года; указан срок исполнения требования до 24 марта 2020 года. Требование направлено в адрес Сидашова Д.А. посредством личного кабинета налогоплательщика 24 февраля 2020 года (л.д.12,25,63 оборот).

В добровольном порядке требования об уплате транспортного налога и пени, административным ответчиком не исполнены. Доказательств уплаты указанных в иске сумм налогов (пенеобразующей недоимки) и пеней административным ответчиком суду не представлено.

24 июля 2020 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка г. Коркино Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Сидашова Д.А.:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 61,83 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 334,53 рублей;

- пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 125,63 рублей;

- недоимки по транспортному налогу за 2014-2018 годы в размере 2586 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 416,13 рублей за период с 01 декабря 2015 года по 20 февраля 2020 года (л.д. 82-85).

29 июля 2020 года мировым судьей судебного участка г. Коркино Челябинской области заявление МИФНС № 10 по Челябинской области о вынесении судебного приказа в отношении Сидашова Д.А. было возвращено (л.д. 86).

Копию определения о возвращении заявления о выдаче судебного приказа от 29 июля 2020 года МИФНС № 10 по Челябинской области получила 19 августа 2020 года (л.д. 81).

Повторно Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка г. Коркино Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Сидашова Д.А. 29 сентября 2020 года, в котором просила взыскать:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ в размере 61,83 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 334,53 рублей;

- пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 125,63 рублей;

- недоимки по транспортному налогу за 2014-2018 годы в размере 2586 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 416,13 рублей за период с 01 декабря 2015 года по 20 февраля 2020 года (л.д. 47-49).

30 сентября 2020 года мировым судьей судебного участка г. Коркино Челябинской области был вынесен судебный приказ о взыскании указанных сумм с Сидашова Д.А. (л.д. 50,163).

23 октября 2020 года судебный приказ был отменен мировым судьей в связи с поступившими от Сидашова Д.А. возражениями (л.д. 8).

Копию определения об отмене судебного приказа Инспекция получила 18 декабря 2020 года (л.д. 8), с административным иском обратилась в суд 21 апреля 2021 года (л.д. 40).

В административном исковом заявлении МИФНС № 10 по Челябинской области просит взыскать:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 61,83 рублей;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 334,53 рублей;

- пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 125,63 рублей;

- недоимки по транспортному налогу за 2015-2018 годы в размере 2 216 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 264,83 рублей.

Требования о взыскании транспортного налога за 2014 год в административном иске нет.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом нарушены сроки взыскания сумм налогов и пени по заявленным требованиям, а именно в виду пропуска налоговым органом срока на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

С данным выводом судебная коллегия согласиться не может, ввиду следующего.

Согласно статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим п. 2 настоящей статьи.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Учитывая, что в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования ( до 04 апреля 2017 года) об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с Сидашова Д.А., такая сумма налогов, страховых взносов, пеней превысила 3 000 рублей по требованию со сроком исполнения до 24 марта 2020 года, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, то есть до 24 сентября 2020 года (24 марта 2020 года + 6 мес.).

Заявление о выдаче судебного приказа было направлено мировому судье судебного участка г. Коркино Челябинской области 29 сентября 2020 года, что следует из штампа входящей корреспонденции на заявлении о выдаче судебного приказа (л.д. 48).

Вместе с тем, судом первой инстанции не были учтены обстоятельства пропуска срока обращения в суд за выдачей судебного приказа, который составил 3 дня, с учетом того, что 24 сентября 2020 года приходилось на субботу – выходной день. Обстоятельства пропуска срока обращения в суд судом не исследовались.

В суд апелляционной инстанции от Инспекции поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, поскольку пропуск срока незначительный, вызван уважительной причиной – несвоевременным получением от мирового судьи определения о возврате заявления о выдаче судебного приказа, а именно 19 августа 2020 года, при том, что определение было вынесено 29 июля 2020 года и должно было в течение 3-х дней направлено в МИФНС № 10 по Челябинской области.

После отмены судебного приказа налоговый орган, в установленный законом срок, а именно 21 апреля 2021 года, обратился в Коркинский городской суд Челябинской области с административным исковым заявлением в порядке главы 32 КАС РФ (л.д. 40).

Учитывая данные обстоятельства, вывод суда об отказе в удовлетворении требований ввиду пропуска административным истцом срока для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, является необоснованным, пропущенный по уважительной причине срок подлежит восстановлению, а заявленные требования полному удовлетворению.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение Коркинского городского суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований: а именно о взыскании с Сидашова Д.А.:

- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 61,83 рублей за период с 07 октября 2017 года по 20 декабря 2018 года;

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в размере 334,53 рублей за период с 29 октября 2017 года по 20 декабря 2018 года;

- пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 125,63 рублей за период с 08 августа 2017 года по 20 декабря 2018 года;

- недоимки по транспортному налогу за 2015-2018 годы в размере 2 216 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 264,83 рублей.

Исходя из положений части 1 статьи 114 КАС РФ, подп. 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей в доход местного бюджета.

Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Коркинского городского суда Челябинской области от 14 июля 2021 года отменить. Принять новое решение.

Взыскать с Сидашова Дамира Абдулазизовича, проживающего по адресу: <адрес>36, в пользу МИФНС № 10 по Челябинской области:

- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 334,53 рублей;

- пени на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 125,63 рублей;

- недоимки по транспортному налогу за 2015-2018 годы в размере 2 216 рублей, пени на недоимку по транспортному налогу в размере 264,83 рублей,

всего взыскать: 3002 (Три тысячи два) рубля 82 копейки.

Взыскать с Сидашова Дамира Абдулазизовича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи