НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Челябинского областного суда (Челябинская область) от 04.05.2022 № 2-472/2021

Судья Унрау Т.Д. Дело № 2-472/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-5343/2022

04 мая 2022 г. г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Жуковой Н.А.,

судей Челюк Д.Ю., Мокроусовой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи ФИО16

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Колосова Сергея Александровича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о признании права на пенсию,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Кизильского районного суда Челябинской области от 13 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Челюк Д.Ю. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика ФИО17 поддержавшей доводы жалобы, истца Колосова С.А., представителя третьего лица ФИО18., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Колосов С. А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кизильском районе Челябинской области (далее - УПФР в Кизильском районе Челябинской области) о признании решения №386755/21 от 16 июня 2021 года незаконным, возложении обязанности включить в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периоды работы: с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года в должности <данные изъяты> в Государственном учреждении «Пожарная часть № 63» Главного Управления МЧС России по Челябинской области; дополнительные оплачиваемые отпуска с 01 по 15 октября 2012 года, с 20 по 29 октября 2013 года, с 01 по 10 февраля 2014 года, с 12 по 27 февраля 2015 года, с 14 по 28 марта 2016 года, с 01 мая по 01 июня 2017 года, с 07 по 22 мая 2018 года, с 16 по 30 апреля 2019 года, с 04 по 19 мая 2020 года, назначить ему пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, с 03 июня 2021 года.

В обоснование иска указал, что 03 июня 2021 года он обратился с заявлением в УПФР в Кизильском районе Челябинской области с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением № 386755/21 от 16 июня 2021 года ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. В соответствии с указанным решением его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на дату регистрации заявления о назначении пенсии, составил 12 лет 03 месяца 03 дня. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не был включен период его работы с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года в <данные изъяты> в Государственном учреждении «Пожарная часть № 63» Главного Управления МЧС России по Челябинской области, поскольку из имеющихся документов не представляется возможным установить принадлежность организации к Федеральной противопожарной службе, кроме того, за период с 01 января 1998 года по 31 декабря 2008 года сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования предоставлены Пожарной частью № 67 ГУ МЧС России по Челябинской области, в выписке из индивидуального лицевого счета указанный период отражен без соответствующего кода льготы. В специальный стаж так же не включен период его работы с 03 февраля 2018 года по 01 апреля 2018 года, поскольку указанный период предоставлен без кода особых условий труда, а также периоды дополнительных оплачиваемых отпусков с 01 по 15 октября 2012 года, с 20 по 29 октября 2013 года, с 01 по 10 февраля 2014 года, с 12 по 27 февраля 2015 года, с 14 по 28 марта 2016 года, с 01 мая по 01 июня 2017 года, с 07 по 22 мая 2018 года, с 16 по 30 апреля 2019 года, с 04 по 19 мая 2020 года. ПЧ №63 по охране с.Кизильское и Кизильского района входила в состав Государственной противопожарной службы. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении него были предоставлены пожарной частью №67 ГУ МЧС России по Челябинской области, поскольку ПЧ-63 являлась структурным подразделением ПЧ-67. Государственное учреждение «Пожарная часть №67 Главного Управления МЧС России по Челябинской области» была зарегистрирована в качестве юридического лица с 25 мая 2004 года и является правопреемником Государственного Учреждения Пожарная часть №67 УГПС ГУВД Челябинской области, 11 января 2009 года была реорганизована в Федеральное государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области, которое в последующем 31 декабря 2019 года была ликвидирована. Указанные организации являлись его страхователями в системе обязательного пенсионного страхования и перечисляли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, он проработал в пожарной части 25 лет в должностях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии, достиг возраста 61 года.

Определением от 20 октября 2021 года судом первой инстанции произведена замена ответчика УПФР в Кизильском районе Челябинской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее - ОПФ РФ по Челябинской области).

Истец Колосов С. А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а так же отзыв по заявленным исковым требованиям, в котором указал, что исковые требования не признает.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд вынес решение, которым исковые требования Колосова С.А. удовлетворил частично. Признал решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кизильском районе Челябинской области № 386755/21 от 16 июня 2021 года незаконным в части отказа Колосову Сергею Александровичу во включении в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, периода работы с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года в должности <данные изъяты> в пожарной части № 63 УГПС ГУВД Челябинской области, обособленном подразделении в с. Кизильское Государственного учреждения Пожарная часть № 67 УГПС ГУВД Челябинской области и Государственного учреждения Пожарная часть № 67 ГУ МЧС России по Челябинской области, периода работы с 03 февраля 2018 года по 01 апреля 2018 года в должности <данные изъяты> в ФГКУ «2ОФПС по Челябинской области» структурное подразделение 63 Пожарно-Спасательная часть. Обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области включить в страховой стаж Колосова Сергея Александровича, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года в должности <данные изъяты> в пожарной части № 63 УГПС ГУВД Челябинской области, обособленном подразделении в с. Кизильское Государственного учреждения Пожарная часть № 67 УГПС ГУВД Челябинской области и Государственного учреждения Пожарная часть № 67 ГУ МЧС России по Челябинской области, период работы с 03 февраля 2018 года по 01 апреля 2018 года в должности <данные изъяты> в ФГКУ «2ОФПС по Челябинской области» структурное подразделение 63 Пожарно-Спасательная часть и назначить Колосову Сергею Александровичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 июня 2021 года. В удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о включении в специальный трудовой страж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии периодов дополнительных оплачиваемых отпусков с 01 по 15 октября 2012 года, с 20 по 29 октября 2013 года, 01 по 10 февраля 2014 года, с 12 по 27 февраля 2015 года, с 14 по 28 марта 2016 года, с 04 мая по 01 июня 2017 года, с 07 по 22 мая 2018 года, с 16 по 30 апреля 2019 года, с 04 по 19 мая 2020 года Колосову Сергею Александровичу отказал.

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в стаж на соответствующих видах работ по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не могут быть засчитаны следующие периоды: с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года в должности <данные изъяты> в Государственном учреждении «Пожарная часть №63» Главного Управления МЧС России по Челябинской области, поскольку из имеющихся документов невозможно установить принадлежность к Федеральной противопожарной службе. Кроме того, застрахованное лицо – Колосов С.А., начиная с 01 января 1998 года по 31 декабря 2008 года сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования представлены государственным учреждением «Пожарная часть №67 ГУ МЧС России по Челябинской области. Кроме того, указала, что не подлежат зачету в специальный стаж истца периоды работы с 03 февраля 2018 года по 01 апреля 2018 года, поскольку данные периоды указаны в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без кода особых условий труда. Свидетельские показания, на основании которых суд сделал вывод о работе истца в спорные периоды, не могут быть приняты во внимание, поскольку характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается. За истцом не может быть признано право на досрочную страховую пенсию по старости по нормам пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 июня 2021 года ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (требуется не менее 25 лет, подтверждено документами – 12 лет 03 месяца 03 дня).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон №400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

По общему правилу (часть 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). На момент обращения ФИО19 с заявлением о назначении пенсии данный возраст составлял для мужчин 60 лет, для женщин – 55 лет соответственно.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения содержались в п. п. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы. Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности", устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.

Так, в силу ч. ч. 2, 4 и 5 ст. 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Так, судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 03 июня 2021 года Колосов С.А., ДД.ММ.ГГГГ, обратился в УПФР в Кизильском районе Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (том 1 л.д. 209-213).

Решением УПФР в Кизильском районе Челябинской области № 386755/21 от 16 июня 2021 года Колосову С.А. в назначении такой пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (том 1 л.д. 16-18).

В данном решении установлено, что возраст заявителя Колосова С.А. составляет 61 год, продолжительность стажа не соответствующих видах работ – 12 лет 06 месяцев 03 дня, ИПК – 109,671.

Кроме того, в решении в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды: с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года – работа в должности <данные изъяты> «Пожарная часть №63» Главного управления МЧС России по Челябинской области, поскольку из имеющихся документов невозможно установить принадлежность к Федеральной противопожарной службе. Кроме того, застрахованное лицо – Колосов С.А., начиная с 01 января 1998 года по 31 декабря 2008 года сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования представлены государственным учреждением «Пожарная часть №67 ГУ МЧС России по Челябинской области. Периоды работы с 03 февраля 2018 года по 01 апреля 2018 года, поскольку данные периоды указаны в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица без кода особых условий труда.

Из справок о результатах камеральной проверки документов Колосова С.А. усматривается, что невозможно установить принадлежность пожарной части, в которой работал истец, к Федеральной противопожарной службе, при проведении ответчиком проверки по заявлению Колосова С.А. о назначении ему пенсии каких-либо документов, подтверждающих регистрацию Пожарной части № 63 в качестве юридического лица, обнаружено не было, сведения для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении истца Колосова С. А. в период с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года представлены ГУ «Пожарная часть № 67» ГУ МЧС России по Челябинской области (том 1 л.д.242-243, 244-245, 246).

Разрешая исковые требования Колосова С.А. в части включения в специальный стаж периода работы с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года, суд первой инстанции, установив, что истец в данный период работал в должностях <данные изъяты> 63 УГПС ГУВД Челябинской области, зарегистрированной с 2001 года как обособленное подразделение ГУ Пожарная часть № 67 УГПС ГУВД Челябинской области, а затем в Государственном учреждении «Пожарная часть № 67 Главного Управления МЧС России по Челябинской области», которые относились к Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что указанная часть с 01 января 2009 года до ее реорганизации – 31 декабря 2019 года входила в состав ФГКУ «2 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», которое относится к Государственной противопожарной службе федерального органа исполнительной власти, после реорганизации пожарно-спасательной части №63 во 2 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Челябинской области, в связи с чем, пришел к выводу о включении в специальный стаж периода работы с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции правильными, так как они соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, основаны на установленных по делу обстоятельствах и подтверждаются представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно изложенная в решении суда, а доводы апелляционной жалобы об обратном, являются несостоятельными.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на виды, в том числе государственную противопожарную службу и муниципальную пожарную охрану.

В силу ст. 5 указанного закона Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Из положений п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что правом на досрочную страховую пенсию обладают лица, работавшие на должностях федеральной противопожарной службы, сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ не обладают.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации №552-О-О от 5 февраля 2009 года по запросу Шарьинского городского суда Костромской области о проверке конституционности подпункта 9 пункта 1 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Подпунктом «л» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предусмотрено применение Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года №437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном Списке поименован пожарный (боец, респираторщик), командир отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного проезда.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 года №437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ранее соответствующее регулирование содержалось в пункте «о» ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт введен Федеральным законом от 27 декабря 1995 года №211-ФЗ), предусматривавшем, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы МВД России (пожарной охраны МВД России, противопожарных и аварийно-спасательных служб МВД России), предусмотренных Перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы МВД России, утвержденным Министром внутренних дел Российской Федерации, а также в пп. 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 декабря 1977 года №1115 «Об утверждении Положения «О государственном пожарном надзоре в СССР» органы, осуществляющие государственный пожарный надзор в СССР, входили в систему Министерства внутренних дел СССР, органами государственного пожарного надзора являлись главные управления и управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов (п. 2). Исходя из п. 4, пп. «ч» п. 6 Положения о Министерстве внутренних дел СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 июня 1972 года N 452, подразделения пожарной охраны составляли единую систему Министерства внутренних дел СССР, в функции последнего входило осуществление финансирования этих подразделений за счет средств, выделяемых из союзного бюджета.

В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года №1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Как следует из трудовой книжки Колосова С. А., с 28 мая 1996 года он был принят в штат Пожарной части 63 на должность <данные изъяты> с оплатой труда по 4 разряду, 23 июля 1996 года был переведен на должность <данные изъяты>, 16 марта 2004 года ему присвоен 6 разряд оплаты труда, 01 мая 2004 года Государственное учреждение пожарная часть № 63 Управления государственной противопожарной службы ГУВД реорганизовано в Государственное учреждение Управления по делам ГО и ЧС Кизильского района Челябинской области, с 01 января 2005 года Государственное учреждение Управление по делам ГО и ЧС Кизильского района Челябинской области, реорганизовано в Государственное учреждение Пожарная часть № 63 Главного управления МЧС России по Челябинской области, 16 мая 2007 года Колосову С. А. установлен 7 разряд оплаты труда, 01 января 2009 года Государственное учреждение Пожарная часть № 63 Главного управления МЧС России по Челябинской области реорганизовано в форме слияния в государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», 01 января 2009 года Колосов С. А. переведен на должность <данные изъяты> класса в 63 пожарную часть, 24 октября 2011 года Государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области» переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», откуда уволен 31 декабря 2019 года в связи с переводом на работу в Главное управление МЧС России по Челябинской области, 01 января 2020 года Колосов С. А. принят в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (Главное управление МЧС России по Челябинской области) на должность <данные изъяты> 1 класса 63 пожарно-спасательной части 2 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, где работает по настоящее время (том 1 л.д. 9-13, том 2 л.д.50).

Указанные обстоятельства также подтверждаются выписками из приказов по личному составу (том 1 л.д.55-65), лицевыми карточками работника (том 1 л.д. 47-52), справками о начислении заработной платы (том 1 л.д.225-227), расчетными листами (том 2 л.д. 28 оборот-49), лицевыми каточками на денежное довольствие (том 2 л.д. 25-27), выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Колосова С. А. (том 1 л.д. 247-256).

Довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств принадлежности Пожарной части №63 к государственной противопожарной службе, а так же того, что Пожарная часть №63 является структурным подразделением Пожарной части №67, опровергается представленными в материалы дела доказательствами.

Каких-либо документов, подтверждающих регистрацию Пожарной части № 63 в качестве самостоятельного юридического лица, не установлено, сведения для ведения индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования в отношении Колосова С.А. в период с 01 января 1998 года по 31 декабря 2008 года представлены ГУ «Пожарная часть № 67» ГУ МЧС России по Челябинской области.

Приказ МЧС России № 507 от 28 августа 2008 года «О подразделениях федеральной противопожарной службы» сведений о реорганизации Государственного учреждения Пожарная часть № 63 Главного управления МЧС Росси по Челябинской области в форме слияния в государственное учреждение «2 отряд федеральной противопожарной службы по Челябинской области», как указано в трудовой книжке истца, так же не содержит, реорганизация была проведена в отношении Государственного учреждения Пожарная часть №67 Главного управления МЧС России по Челябинской области (том 1 л.д. 98-104).

Согласно пояснениям допрошенного в судебном заседании суда первой инстанции свидетеля ФИО20 работавшего в пожарной части № 63 в с. Кизильское с 1996 года, следует, что Пожарная часть № 63 ранее находилась в ведении МВД России, затем перешла в ведение МЧС России, финансировалась из федерального бюджета, но как самостоятельное юридическое лицо никогда зарегистрирована не была, в пожарной части никогда не было бухгалтерии, должность бухгалтера была предусмотрена в ПЧ-67 в <адрес>, все бухгалтерские документы находились в пожарной части № 67. Затем пожарные части были присоединены ко второму Магнитогорскому отряду. Истец Колосов С. А. работал в пожарной части №63 в <адрес><данные изъяты>.

Аналогичные показания об отсутствии бухгалтерии в пожарной части №63, получении денежных средств на ее финансирование из Пожарной части №67, выплаты заработной платы сотрудникам, работавшим в Пожарной части №63 через бухгалтерию Пожарной части № 67, в том числе Колосову С.А.., подтвердил свидетель ФИО21

Показания указанных свидетелей обоснованно приняты судом первой инстанции, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что характер работы не может подтверждаться свидетельскими показаниями отклоняются судебной коллегией, так как в данном случае свидетели дали пояснения относительно принадлежности пожарной части к государственной противопожарной службе.

Показания указанных свидетелей последовательны, логичны и согласуются с другими доказательствами по делу.

В соответствии с уведомлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Государственным учреждением Пожарной частью № 67 УГПС ГУВД Челябинской области 02 октября 2001 года было поставлено на учет в налоговом органе Инспекции МНС РФ по Кизильскому району обособленное подразделение Государственное Учреждение «Пожарная часть № 67 УГПС ГУВД Челябинской области Кизильское подразделение, находящееся в <адрес> (том 1 л.д. 152).

В материалах регистрационного дела Пожарной части №67 УГПС ГУВД Челябинской области имеется письмо о постановке на учет обособленного подразделения Государственным учреждением пожарной частью № 67 УГПС ГУВД Челябинской области по месту его нахождения <адрес> (том 1 л.д. 151-152).

Кроме того, штатное расписание Пожарной части №63 не предусматривало должности бухгалтера и работника кадровой службы (том 1 л.д. 69-70). В соответствии с приказом № 22 от 07 декабря 2001 года при передаче Пожарной части № 63 из подчинения МВД России в подчинение МЧС России в состав комиссии входил бухгалтер Пожарной части №67 (том л.д. 67).

Из анализа указанных доказательств следует, что Пожарная часть №63 в которой работал истец в спорный период, относилась к ведению ГУ МВД России по Челябинской области и по состоянию на 2001 год являлась структурным подразделением Пожарной части №67, так же относившейся к ГУ МВД России по Челябинской области.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.

Данным Указом установлено, что Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является правопреемником Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации; лица рядового и начальствующего состава и работники Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел считаются с 01 января 2002 года соответственно проходящими службу (работающими) в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в занимаемых должностях без проведения их переаттестации и переназначения. При этом указано, что до принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных актов Российской Федерации вышеуказанным лицам сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации, включая действующие условия и порядок медицинского обслуживания, санаторно-курортного и пенсионного обеспечения.

В целях реализации данного Указа начальником ГУВД Челябинской области 05 декабря 2001 года был издан приказ № 519 «О передаче органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы ГУВД Челябинской области в ведение МЧС России» (том 1 л.д. 72-73).

В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 06 августа 2004 года №372, утверждено Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержден Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, в который входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области (место нахождения - г. Челябинск) (п. 76).

Как указано в п. 1 указанного Положения территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) - орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначается для осуществления функций в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Государственное учреждение «Пожарная часть № 67 Главного Управления МЧС России по Челябинской области» была зарегистрирована в качестве юридического лица с 25 апреля 2004 года и является правопреемником Государственного Учреждения Пожарная часть № 67 УГПС ГУВД Челябинской области (том 1 л.д. 92-96).

Указанные организации, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Колосова С.А., с 01 января 1998 года до 31 декабря 2008 года являлись страхователями в системе обязательного пенсионного страхования и перечисляли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование истца (том 1 л.д. 248-256).

Федеральным законом от 22 августа 2004 года в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, согласно которых Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, то есть только с 1 января 2005 года Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Приказом МЧС России №507 от 28 августа 2008 года, подписанный Министром МЧС России Шойгу С. К. о реорганизации с 01 января 2009 года Государственного учреждения Пожарная часть № 67 Главного Управления МЧС России по Челябинской области» в форме слияния в государственное учреждение «2 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области, кроме того подтверждается, что Пожарная часть № 67 с 2002 года входит в систему МЧС России и финансируется за счет федерального бюджета (том 1 л.д. 98-109).

Удовлетворяя исковые требования Колосова С.А. в части включения в специальный стаж периода работы с 28 мая 1996 года по 31 декабря 2008 года суд первой инстанции указал, что на протяжении всей трудовой деятельности, начиная с 28 мая 1996 года, Колосов С.А. работал в должностях и учреждениях, соответствующих вышеуказанным Спискам.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж Колосова С.А. периодов дополнительных оплачиваемых отпусков: с 01 по 15 октября 2012 года, с 20 по 29 октября 2013 года, с 01 по 10 февраля 2014 года, с 12 по 27 февраля 2015 года, с 14 по 28 марта 2016 года, с 01 мая по 01 июня 2017 года, с 07 по 22 мая 2018 года, с 16 по 30 апреля 2019 года, с 04 по 19 мая 2020 года, суд первой инстанции сослался на то, что соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Колосова С. А., а также решением УПФР в Кизильском районе от 16 июня 2021 года данные периоды включены в стаж Колосова С.А., дающий ему право на назначение досрочной страховой пенсии, оснований для их повторного включения в специальный стаж истца суд первой инстанции не усмотрел.

Однако, в суд апелляционной инстанции представлено решение ОПФР по Челябинской области от 14 апреля 2022 года №386755/21, которым в стаж на соответствующих видах работ по п. 2 ч. 1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» не включены периоды: с 01 по 15 октября 2012 года, с 20 по 29 октября 2013 года, с 01 по 10 февраля 2014 года, с 12 по 27 февраля 2015 года, с 14 по 28 марта 2016 года, с 01 мая по 01 июня 2017 года, с 07 по 22 мая 2018 года, с 16 по 30 апреля 2019 года, с 04 по 19 мая 2020 года.

В соответствии со статьей 116 Трудового кодекса Российской Федерации, ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в специальный стаж подлежат включению и периоды дополнительных оплачиваемых отпусков независимо от оснований их предоставления.

В связи с чем, в указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.

Таким образом, общая продолжительность специального стажа Колосова С.А. с учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж согласно настоящему определению, составляет 25 лет 00 месяцев 22 дня (09 лет 09 месяцев 08 дней + 14 лет 11 месяцев 21 день + 03 месяца 23 дня).

Указанная продолжительность специального стажа дает право истцу на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, о признании права Колосова С.А. на досрочное назначение пенсии с момента обращения с 03 июня 2021 года.

С учетом изложенного, апелляционная жалоба Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кизильском районе Челябинской области не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кизильского районного суда Челябинской области от 13 декабря 2021 года отменить в части невключения в специальный стаж Колосова Сергея Александровича по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов нахождения в дополнительных оплачиваемых отпусках с 01.10.2012 г. по 15.10.2012 г., с 20.10.2013 г. по 29.10.2013 г., с 01.02.2014 г. по 10.02.2014 г., с 12.02.2015 г. по 27.02.2015 г., с 14.03.2016 г. по 28.03.2016 г., с 04.05.2017 г. по 01.06.2017 г., с 07.05.2018 г. по 22.05.2018 г., с 16.04.2019 г. по 30.04.2019 г.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 13.05.2022 года.