Судья Гончарова Ю.С. № 2-5036/2021
№ 33-946/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 30 марта 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Усенко О.А.,
судей областного суда Ожеговой И.Б., Стус С.Н.,
при секретаре Бессаловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Усенко О.А. дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 декабря 2021 года по иску Лаисцева П.Л. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области об отмене решения о снятии с жилищного учета, возложении обязанности восстановить на учете,
УСТАНОВИЛА:
Лаисцев П.Л. обратился в суд с указанным иском, указав, что проходил службу в органах внутренних дел с 25.09.1987 по 17.04.2006. Приказом начальника УВД Астраханской области № 141 л/с от 14 апреля 2006 года был уволен по выслуге срока службы, дающего права на пенсию с 17 апреля 2006 года. В настоящее время является пенсионером УМВД РФ.
Во время прохождения службы в Камызякском ОВД, 31 мая 1990 года Лаисцев П.Л. был поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади, и по состоянию на 2019 года состоял в списке очередников под порядковым номером 45. В 2020 году, согласно выписке из протокола заседания ЦЖБК УМВД России по Астраханской области от 20.02.2020 с учётом ранее представленных необходимых документов для сохранения в очереди нуждающихся в жилье, за Лаисцевым П.Л. было сохранено право состоять в списке сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области с составом семьи 1 человек, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади до 01 марта 2005 года. Однако, согласно извещения от 07.09.2021 года за № 8/3965 Лаисцев П.Л. был исключен из Списка и снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма УМВД России по Астраханской области в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. С указанным решением истец не согласен и просит суд признать незаконным решение ЦЖБК УМВД России по Астраханской области от 03.09.2021 года об исключении Лаисцева П.Л. из Списка и снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма УМВД России по Астраханской области. Обязать ЦЖБК УМВД России по Астраханской области восстановить Лаисцева П.Л. в Списке очереди лиц нуждающихся в предоставлении жилых помещениях по договору социального найма УМВД России по Астраханской области со дня постановки на учет, то есть с 31.05.1990 года.
Истец и его представитель адвокат Емельянчик М.А. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Моисеева И.В. с иском не согласилась, просила оставить его без удовлетворения.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 29 декабря 2021 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УМВД России по Астраханской области ставит вопрос об отмене решения по основаниям нарушения норм материального и процессуального права. Считает, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в материалах учетного дела истца отсутствуют документы, с достоверностью подтверждающие факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. При этом само по себе нахождение истца в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий не свидетельствует о том, что он в установленном порядке был признан нуждающимся в предоставлении жилых помещений и поставлен на соответствующий учет.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения представителя ответчика Моисеевой И.В., поддержавшей доводы жалобы, истца Лаисцева П.Л. и его представителя адвоката Емельянчика М.А., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как следует из обстоятельств дела, основанием обращения истца в суд с настоящим иском послужило то обстоятельство, что он, являясь пенсионером УМВД РФ, в период прохождения службы в Камызякском ОВД 31 мая 1990 года был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищно-бытовых условий и распределения жилой площади, и по состоянию на 2019 год состоял в списке очередников под порядковым номером 45.
Протоколом заседания ЦЖБК УМВД России по Астраханской области от 20.02.2020 была произведена корректировка списка от 2019 года сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади до 01 марта 2005 года, постановлено сохранить за Лаисцевым П.Л. право состоять в списке сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области с составом семьи 1 человек, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади до 01 марта 2005 года.
Между тем, решением ЦЖБК УМВД России по Астраханской области, оформленным протоколом от 17 июня 2020 года, постановлено отменить протоколы Центральной жилищно-бытовой комиссии по корректировке списков сотрудников (пенсионеров МВД) УМВД России по Астраханской области стоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, в период с февраля по март 2020 года.
В свою очередь, решением ЦЖБК УМВД России по Астраханской области, оформленным протоколом от 03.09.2021 года, Лаисцев П.Л. был исключен из Списка и снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма УМВД России по Астраханской области. Основанием к тому, как следует из данного протокола, явилось то обстоятельство, что в его учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт постановки на учет нуждающихся.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, соглашается с данным выводом суда, поскольку он мотивирован, соответствует установленным обстоятельствам и нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник органов внутренних дел имеет право на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247- ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам, органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте. Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 8 Положения определено, что учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как следует из материалов дела, правоотношения между Лаисцевым П.Л. и УМВД России по Астраханской области сложились с 1990 года.
Принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года осуществлялось в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений, утвержденными Решением Астраханского областного исполнительного комитета от 23.11.1984 N 679.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29, части 1 и пункту 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В Астраханской области нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались в спорный период граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в размере ниже 7 кв. м.
В соответствии с Правилами от 23.11.1984 г. № 679 для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий на предприятиях, в учреждениях, организациях тщательно проверяется жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (приложение № 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Ежегодно в период с 1 января по 1 апреля предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Из анализа приведенных норм права следует, что постановка сотрудника в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий носит заявительный характер по месту службы. Очередность предоставления жилого помещения по договору социального найма зависит от даты подачи заявления о постановки на учет. Учет сотрудников подразделений МВД Российской Федерации, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, и обеспечение их жильем ведется по единому списку, который утверждается в январе каждого года, а право состоять на учете сохраняется за сотрудниками до получения ими жилого помещения.
Принятие решения жилищно-бытовой комиссией представляет собой включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты обращения с заявлением, иное толкование вышеприведенных норм нарушает принцип очередности.
Снимая Лаисцева П.Л. с учета, ответчик сослался на положения п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, указав в качестве основания, что в его учетном деле отсутствуют документы, подтверждающие факт постановки на учет нуждающихся.
Между тем, вопреки доводам жалобы, совокупность имеющихся в материалах дела доказательств позволяет прийти к выводу о том, что истец с 31.05.1990 на законных основаниях был принят и состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Так, в частности, в материалах учетного дела №45/2014 о признании Лаистцева П.Л. нуждающимся в улучшении жилищных условий, имеется список очередников получения жилья за 1997 года, в котором значится истец, с датой постановки на учет – 31.05.1990.
При этом сам факт нахождения истца в списке очередников, свидетельствует о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты обращения с заявлением.
Кроме того, согласно имеющемуся в материалах учетного дела протоколу заседания ЦЖБК УМВД России по Астраханской области от 14.06.2013, Лаисцеву П.Л. первоначально было отказано в восстановлении на учете сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Между тем данным протоколом установлено, что согласно архивных документов Лаисцев П.Л. с 31.05.1990 года с составом семьи 3 человека (он - Лаисцев П.Л., супруга Лаисцева О.А., дочь Лаисцева Е.П.) состоял на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку Камызякского РОВД.
В 2011 году списки подразделений УМВД России по Астраханской области были направлены в Тыл УМВД России по Астраханской области для включения в общий список сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области. Однако сведений на Лаисцева П.Л. в Тыл УМВД России по Астраханской области не поступало. Документы, подтверждающие, что Лаисцев П.Л. был снят с учета по месту прохождения службы, также отсутствуют. В феврале текущего года обратился в Тыл УМВД России по Астраханской области с просьбой восстановить его на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Письмом Тыла УМВД России по Астраханской области был уведомлен, что для рассмотрения данного вопроса необходимо представить пакет документов на весь состав семьи. Однако Лаисцевым П.Л. документы были представлены исключительно на себя, не принимая во внимание супругу и дочь. В результате совещания, учитывая, что заявитель состоял на учете с составом семьи 3 человека ЦЖБК принято решение: отказать Лаисцеву П.Л. в связи с неполным пакетом документов, который необходим для рассмотрения нуждаемости в жилом помещении.
Указанное свидетельствует о том, что заявление Лаисцева П.Л. от 26.02.2013 о восстановлении его в общем списке, на основании которого заведено учетное дело №45/2014, написано им вследствие того, что он состоял на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку Камызякского РОВД с 31.05.1990, однако при формировании сводного списка сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области по независящим от него причинам его учетное дело в адрес УМВД России по Астраханской области не поступило.
Впоследствии Лаисцев ПЛ. был включен в список сотрудников УМВД России по Астраханской области (пенсионеров МВД России), нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2014г.
В 2020 году, согласно выписки из протокола заседания ЦЖБК УМВД России по Астраханской области от 20.02.2020 года с учётом ранее представленных необходимых документов для сохранения в очереди нуждающихся в жилье, за Лаисцевым П.Л. было сохранено право состоять в списке сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области с составом семьи 1 человек, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и распределения жилой площади до 01 марта 2005 года.
При этом, из данной выписки также следует, что Лаисцев П.Л. является пенсионером МВД, номер его очередности в списке от 2019 года – 45, в очереди с мая 1990 года с составом семьи 1 человек. Необходимые документы представлены.
Кроме того, проверив нуждаемость истца, с учетом наличия жилых помещений в собственности членов его семьи, суд первой инстанции обоснованно установил, что как на момент постановки на учет в мае 1990 года, так и в настоящее время, истец отвечал данному критерию, поскольку жилое помещение на условиях социального найма ему не предоставлено, он до сих пор зарегистрирован в общежитии по адресу: <адрес>
При указанных обстоятельствах, проанализировав обстоятельства обращения Лаисцева П.Л. в 1990 году с целью постановки на учет для получения жилья, дальнейшие действия должностных лиц, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о доказанности факта постановки истца с 31.05.1990 года на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, и, как следствие, отсутствии оснований для снятия его с данного учета и исключения из Списка, правомерно указав, что он не может нести неблагоприятные последствия за ненадлежащее ведение учетных дел уполномоченными на то лицами.
По существу доводы жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области – без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Усенко
Судьи областного суда И.Б. Ожегова
С.Н. Стус