Судья Хасьянов Н.Д. гражд. дело №2-2588/2021
№33–118/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 19 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Егоровой И.В. и Лапшиной Л.Б.
при помощнике: Максутовой С.Ж.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области на решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 октября 2021 года по иску Мартышовой Т. А. к Государственному учреждению – Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области №2 о признании решения незаконным, возложении обязанности по назначению социальной пенсии, установлении федеральной социальной доплаты,
УСТАНОВИЛА:
Мартышова Т.А. обратилась в суд с иском, указав, что решением Государственного учреждения – Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области №2 (далее – Центр ПФР №2 в Астраханской области) от 18 июня 2021 года ей отказано в установлении социальной пенсии и назначении федеральной социальной доплаты по пункту 2 статьи 32 Федерального закона от 15 мая 1991 года №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон №1244-1 от 15 мая 1991 года) в связи с отсутствием требуемого возраста. С решением ответчика не согласна, так как в период с 26 апреля 1986 года по 30 июля 2002 года она проживала и работала в г. Новозыбков, Новозыбковского района, Брянской области, имеющего статусом «Зона отселения». Её возраст на дату обращения с заявлением о назначении социальной пенсии составил 47 лет, поэтому с учетом снижения возраста выхода на пенсию по двум основаниям, предусмотренным положениями статьи 28.1 и пунктом 2 статьи 32 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года, право на назначение социальной пенсии возникло у нее по достижении возраста 45 лет. Просила суд признать решение Центра ПФР №2 в Астраханской области от 18 июня 2021 года незаконным, обязать ответчика назначить ей социальную пенсию с 7 июня 2021 года и федеральную социальную доплату с 1 июля 2021 года.
В судебном заседании Мартышова Т.А. и ее представитель Апян Г.М. исковые требования поддержали.
Представитель Центра ПФР №2 в Астраханской области по доверенности Ванина И.А. иск не признала.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 октября 2021 года исковые требования Мартышовой Т.А. удовлетворены. Признано незаконным решение Центра ПФР №2 в Астраханской области №109 от 18 июня 2021 года, на ответчика возложена обязанность назначить Мартышовой Т.А. социальную пенсию с 7 июня 2021 года, федеральную социальную доплату с 1 июля 2021 года.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области ставится вопрос об отмене решения, указав, что выводы суда о снижении пенсионного возраста истца на 10 лет (3 года и 7 лет дополнительно за каждый год проживания и работы в зоне отселения) и назначении Мартышовой Т.А. социальной пенсии и федеральной социальной доплаты основаны на неправильном применении норм материального права. В силу статьи 32 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года снижение пенсионного возраста допустимо не более, чем на 7 лет в общей сложности, что дает истцу право на назначение социальной пенсии при достижении возраста 48 лет, то есть с 15 февраля 2022 года.
Судебной коллегией по настоящему делу на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведено процессуальное правопреемство стороны ответчика Государственного учреждения – Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>№ на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области (далее – ОПФР по Астраханской области).
Заслушав докладчика, объяснения представителя ОПФР по Астраханской области по доверенности Голинко Н.Н., поддержавшей доводы жалобы, Мартышовой Т.А. и ее представителей Апяна Г.М. и Сазоновой В.А., считавших жалобу необоснованной, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Мартышова Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 7 июня 2021 года обратилась в Центр ПФР №2 в Астраханской области с заявлением о назначении досрочной социальной пенсии на основании пункта 2 статьи 32 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года.
Решением Центра ПФР №2 в Астраханской области № 109 от 18 июня 2021 года истцу отказано в установлении социальной пенсии и назначении федеральной социальной доплаты в связи с обращением за пенсией до достижения соответствующего возраста, со ссылкой на то, что назначение данного вида пенсии и социальной доплаты производится с уменьшение возраста, предусмотренного пунктом 2 статьи 32 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года, на срок не более, чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно удостоверению серия АИ №039796 от 6 июня 2003 года о праве на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Мартышова Т.А. является гражданкой переселенной из зоны отселения из населенного пункта <адрес>, где она проживала в период с 26 апреля 1986 года по 30 июля 2002 года.
Из справки № 613 от 16 декабря 2002 года следует, что Мартышова Т.А. работала в Новозыбковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате с 25 сентября 1993 года по 16 декабря 2002 года в должности воспитателя.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, а впоследствии Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582, согласно которым к зоне отселения относился населенный пункт: <адрес> (с 26 апреля 1986 года по 20 октября 2015 года), к зоне проживания с правом на отселение – <адрес> (с 26 апреля 1986 года по 20 октября 2015 года).
Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года № 1074, <адрес> включен в перечень в разделе III "Зона проживания с правом на отселение».
Разрешая исковые требования и признавая право истца на назначении досрочной пенсии со снижением возраста на 8 лет, с учетом даты обращения Мартышовой Т.А. к ответчику с заявлением, районный суд исходил из того, что истец одновременно относится к двум категориям, определенным в статье 13 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года, к гражданам, переселенным из зоны отселения и гражданам, постоянно проживавшим (работавшим) на территории зоны проживания с правом на отселение, в связи с чем она имеет право на суммирование дополнительных величин снижения пенсионного возраста, превышающих предельные величины, установленные вышеуказанным Законом для каждой категории граждан,
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
В соответствии с положениями статьи 28.1 Закона №1244-1 от 15 мая 19991 года отношения связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации") при наличии трудового стажа не менее 5 лет (часть 2 статьи 28.1 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года).
Частью первой статьи 13 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (пункт 6), граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9). Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы» названного Закона, а также Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Примечанием к статье 35 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определённой степени носит компенсационный характер. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Согласно статье 35 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона (постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Пунктом 2 статьи 32 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Анализируя вышеуказанные правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу о возможном суммировании дополнительных величин снижения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, однако при таком суммировании полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину уменьшения пенсионного возраста, установленную Законом №1244-1 от 15 мая 1991 года (статья 33 и пункт 2 статьи 35).
В судебном заседании установлено, что Мартышова Т.А. проживала в период с 26 апреля 1986 года по 30 июля 2002 года и работала с 25 сентября 1993 года по 16 декабря 2002 года в зоне отселения, что в общей сложности составляет более 16 лет.
Исходя из статьи 33 и пункта 2 статьи 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», положениями которых предусмотрены предельные величины снижения возраста выхода на пенсию не более 7 лет, судебная коллегия приходит к выводу о наличии у Мартышовой Т.А. права на уменьшение возраста выхода на пенсию максимально на 7 лет, то есть по достижении ею возраста 48 лет, а, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии она достигла возраста 47 лет выводы районного суда о назначении ей социальной пенсии с 7 июня 2021 года и федеральной социальной доплаты с 1 июля 2021 года не соответствуют вышеуказанным нормам материального права.
Доводы искового заявления со ссылкой на часть 3 статья 28.1 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года, предусматривающую максимальную величину фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет, при условии возраста выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин, выводы судебной коллегии о недопустимости уменьшения пенсионного возраста ниже предельной величины, установленной положениями статей 33 и статьи 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не опровергают.
Так, часть 3 статья 28.1 Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года является общей нормой регламентирующей условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относящиеся, в том числе и для отдельных категорий граждан, пенсии по старости которым могут быть назначены с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет (участники ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения), к которым истец не относится.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит требования заявленного иска необоснованными, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Мартышовой Т.А. в иске в полном объеме.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 октября 2021 года отменить, вынести по делу новое решение, которым исковые требования Мартышовой Т. А. к Государственному учреждению – Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области №2 о признании решения незаконным, возложении обязанности по назначению социальной пенсии, установлении федеральной социальной доплаты оставить без удовлетворения.
Председательствующий: А.А. Беляков
Судьи областного суда: И.В. Егорова
Л.Б. Лапшина