НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 18.10.2017 № 33А-3790/17

Судья Хасьянов Н.Д. Дело № 33а-3790/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 18 октября 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Хасановой М.М.

судей областного суда Баранова Г.В., Стёпина А.Б.

при секретаре Айназаровой С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционному представлению прокурора Трусовского района г.Астрахани на решение Трусовского районного суда г.Астрахани от 16 августа 2017 года по административному исковому заявлению прокурора Трусовского района гАстрахани в интересах Российской Федерации к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани о признании действия и решения незаконными,

установила:

прокурор Трусовского района г.Астрахани обратился в суд в интересах Российской Федерации с административным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани, в котором просил признать незаконным действие и решение об удовлетворении заявления Мусаевой З.Р. о распоряжении средствами материнского капитала №160/726 от 17 декабря 2015 года, также просил восстановить срок на обращение в суд с иском. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой района по обращению Мусаевой З.Р. проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего порядок применения дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, должностными лицами Управления Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани. В ходе проверки установлены нарушения, в результате которых не достигнута цель оказания государством поддержки семьям, имеющих детей, поскольку денежные средства израсходованы не по назначению.

Решением Трусовского районного суда г.Астрахани от 16 августа 2017 года восстановлен срок для подачи административного искового заявления, административное исковое заявление прокурора Трусовского района г.Астрахани оставлено без удовлетворения.

В апелляционном представлении прокурор Трусовского района г.Астрахани просит отменить решение районного суда, вынести новое об удовлетворении иска. В доводах представления заявитель указывает, что при вынесении оспариваемого решения отделением Пенсионного фонда были нарушены требования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В возражениях на апелляционную жалобу Государственное учреждение – отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани возражали против доводов апелляционного представления, просили решение районного суда оставить без изменения.

Заслушав докладчика, объяснения прокурора Петровой О.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани – Рыбалко И.П. и Голинко Н.Н., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Трусовского района г. Астрахани по факту обращения Мусаевой З.Р. проведена проверка соблюдения должностными лицами Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Трусовском районе г. Астрахани законодательства, регулирующего порядок применения дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что 01 декабря 2015 года в УПФР Трусовского района г. Астрахани через филиал Автономного учреждения Астраханской области «Многофункциональный центр» в Советском районе г. Астрахани, расположенного по ул. Адмирала Нахимова г. Астрахани, поступило заявление Мусаевой З.Р. от 30 ноября 2015 года о распоряжении средствами материнского капитала (МСК) на погашение основного долга и уплату процентов по договору займа на строительство жилого помещения, с пакетом соответствующих документов.

В числе поступивших документов были представлены: копия паспорта с отметкой о регистрации Мусаевой З.Р. по ул. Шаумяна, д. 55 г. Астрахани (Кировский район г. Астрахани), свидетельство ОУФМС России в Трусовском районе г. Астрахани о временной регистрации по месту пребывания по ул. Волгоградской, д. 51 в Трусовском районе г. Астрахани, договор займа, заключенный между Мусаевой З.Р. и кредитным потребительским кооперативом «Кредит Финанс» на сумму 453026 рублей для оплаты вступительного взноса в жилищно-строительный кооператив «Новый город», осуществляющий деятельность в г. Махачкала Р. Дагестан, для участия в строительстве многоквартирного дома в п. Красноармейск г. Махачкала и иные документы.

Решением № 160/726 от 17 декабря 2015 года УПФР Трусовского района г. Астрахани заявление Мусаевой З.Р. удовлетворено, в связи с чем, 29 декабря 2015 года Отделением Пенсионного фонда Астраханской области перечислены средства МСК в размере 453 026 рублей на счет КПК «Кредит Финанс».

Судебная коллегия, с учетом требований статей 95, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследованных доказательств, соглашается с выводами районного суда о восстановлении процессуального срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заваленных требований, районный суд пришел к выводу о законности оспариваемого решения УПФР Трусовского района г. Астрахани.

Судебная коллегия находит выводы районного суда ошибочными, по следующим основаниям.

Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Исходя из статьи 2 указанного закона, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей- это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).

Материнский (семейный) капитал – это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, целью оказания дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, является в том числе улучшение жилищных условий детей, обеспечиваемое путем выполнения мероприятий, связанных с законной реализацией материнского капитала.

Статьей 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ определен порядок рассмотрения заявления пенсионным органом.

Заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении (часть 1).

Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и заявитель не представил указанные документы самостоятельно (часть 1.1).

При рассмотрении заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверять факт выдачи представленных документов путем направления запросов в соответствующие органы. Указанные запросы территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат рассмотрению соответствующими органами в четырнадцатидневный срок с даты их поступления (часть 1.2).

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ указаны основания отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

В случае удовлетворения заявления о распоряжении территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обеспечивает перевод средств материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 8).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Пунктом 13 Правил установлен перечень документов, необходимый в случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья либо по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)) лицо, получившее сертификат, в числе которых: копия кредитного договора (договора займа). При направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья дополнительно представляется копия ранее заключенного кредитного договора (договора займа) на приобретение или строительство жилья; справка кредитора (заимодавца) о размерах остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование кредитом (займом). В случае если право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, передано им другому лицу (уступка права требования, передача прав на закладную) в порядке передачи прав по кредитным договорам, обеспеченным ипотекой, установленном статьями 47 и 48 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)", или перешло к другому лицу на основании закона, в справке указываются сведения о наименовании и месте нахождения кредитора, которому права по кредитному договору (договору займа) принадлежат на дату составления справки. В случае если от имени кредитора справка представляется третьим лицом, действующим на основании доверенности, представляется копия доверенности кредитора третьему лицу; копию договора об ипотеке, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, - в случае если кредитным договором (договором займа) предусмотрено его заключение; выписку из Единого государственного реестра недвижимости, содержащую информацию о правах на жилое помещение, приобретенное или построенное с использованием кредитных (заемных) средств, - в случае приобретения жилого помещения, а также в случае ввода в эксплуатацию объекта жилищного строительства; копию договора участия в долевом строительстве, прошедшего государственную регистрацию в установленном порядке, или копию разрешения на строительство индивидуального жилого дома - в случае если объект жилищного строительства не введен в эксплуатацию; выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую членство в кооперативе лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат (документ, подтверждающий подачу гражданином заявления о приеме в члены жилищного накопительного кооператива, или решение о приеме в члены жилищного, жилищно-строительного кооператива), - в случае если кредит (заем) предоставлен для уплаты вступительного взноса и (или) паевого взноса в кооператив.

В случае если лицо, получившее сертификат, при подаче заявления не представило по собственной инициативе документы, указанные в подпункте "б" пункта 8, подпунктах "а" и "г" пункта 10, абзацах втором - четвертом пункта 10(2), подпункте "а" пункта 10(3), абзацах втором и третьем пункта 10(4) и подпункте "г" пункта 13 настоящих Правил, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы запрашивают эти документы (содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в иных государственных органах или органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг и в распоряжении которых такие документы (содержащиеся в них сведения) должны находиться в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт 13(1).

Приказом Минтруда России от 29.10.2012 №346н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

Основанием для начала выполнения процедуры по приему и регистрации территориальным органом ПФР (ПФР) заявления о распоряжении и необходимых документов является обращение заявителя (его представителя) в территориальный орган ПФР (ПФР) с заявлением о распоряжении по установленной форме с приложением необходимых документов (пункт 63 Административного регламента).

При приеме заявления о распоряжении и необходимых документов специалист территориального органа ПФР (ПФР), в том числе, сверяет данные представленных документов с данными, указанными в заявлении; проверяет комплектность документов, правильность оформления и содержание представленных документов, соответствие сведений, содержащихся в разных документах (пункт 4 Административного регламента).

Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении выносится в том числе и по основанию нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении, в том числе предоставление документов, указанных в пунктах 17 - 28 настоящего Административного регламента, оформленных с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 71 Административного регламента).

Из анализа вышеуказанных нормативных правовых актов усматривается, что основанием для оказания услуги по распоряжению средствами материнского капитала является подача субъектом права заявления, подлежащего проверке на соответствие достоверности и правильности, изложенных в нем сведениях.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что заявление от 30 ноября 2015 года о распоряжении средствами МСК Мусаева З.Р. не писала, регистрацию и место проживания по <адрес> с 1996 года не изменяла, государственный сертификат на средства МСК получала в УПФР Кировского района, уведомление о решении УПФР Трусовского района г. Астрахани от 17 декабря 2015 года не получала, правом на распоряжение средствами материнского капитала не воспользовалась и жилищные условия не улучшила.

Исходя из установленных районным судом обстоятельств, в заявлении, составленном от имени Мусаевой З.Р., были внесены исправления в части указания номера страхового свидетельства, что подтверждается пояснениями свидетеля Мурдасовой А.Н., являющейся главным специалистом филиала АУ АО «МФЦ» в Советском районе г.Астрахани, а также протоколом совещания служебного расследования по факту выявленных нарушений при оформлении документов №02 от 20 апреля 2017 года о факте нарушения порядка оформления документов в рамках оказания Мусаевой З.Р. услуги, которым признаны установленные нарушения.

Также в заявлении неверно указано место рождения, неправильно указан индекс адреса временного проживания Мусаевой З.Р.

Наличие Соглашения № от 20 октября 2014 года о порядке взаимодействия МФЦ и отделения Пенсионного фонда при организации предоставления государственной услуги Пенсионным фондом, в рамках которого документы, поданные от имени Мусаевой А.Н. приняты МФЦ и направлены в УПФР В Трусовском районе г.Астрахани, не свидетельствует об отсутствии оснований по исполнению Пенсионным органом обязанности по проверке правильности составления лицом заявления на распоряжение средствами материнского капитала.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, на момент принятия УПФР в Трусовском районе г.Астрахани решения об удовлетворении заявления Мусаевой З.Р. о распоряжении средствами материнского капитала, сведения, установленные частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ, отсутствовали.

В материалах дела имеется выписка из ЕГРЮЛ ФНС России в отношении кредитного потребительского кооператива «Кредит финанс», дотированная 26 июля 2017 года, то есть представленная на момент рассмотрения дела судом.

Ответ на запрос в отношении ЖСК «Новый город» от 9 сентября 2015 года, направленный в УФМС по Республике Дагестан, не получен.

Отсутствие на момент рассмотрения заявления Мусаевой З.Р. таких сведений препятствовало принятию законного решения.

Из материалов дела следует, что на основании решения об удовлетворении заявления Мусаевой З.Р. о распоряжении средствами материнского капитала №160/726 от 17 декабря 2015 года денежные средства были перечислены на счет КПК «Кредит финанс» в сумме 453026 рублей, то есть незаконно использованы, поскольку семья Мусаевой З.Р. предусмотренным правом на получение финансовой поддержки от государства как семья, имеющая детей, не воспользовалась.

Наличие состоявшегося и не отмененного до настоящего времени решения №160/726 от 17 декабря 2015 года, свидетельствует о нарушении интересов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Не достижение целей оказания гарантированных Федеральным Законам мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, умаляет основы конституционного строя, характеризующие взаимоотношения личности, общества и государства.

Кроме того, нормы Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предполагают возможность повторного рассмотрения заявления лица о распоряжении средствами материнского капитала, при наличии ранее вынесенного положительного решения по заявлению этого же лица о распоряжении средствами материнского капитала, что лишает Мусаеву З.Р. возможности получения гарантированных действующим законодательством мер социальной поддержки в виде средств материнского капитала для целей, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 №256-ФЗ.

С учетом фактических обстоятельств и правовых оснований заявленных требований судебная коллегия считает необходимым отменить решение районного суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований прокурора Трусовского района г.Астрахани.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Трусовского районного суда г.Астрахани от 16 августа 2017 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление прокурора Трусовского района гАстрахани в интересах Российской Федерации к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани о признании действия и решения незаконными – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России в Трусовском районе г.Астрахани №160/726 от 17 декабря 2015 года об удовлетворении заявления З.Р. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.